Безработица как фактор экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы как фактора экономической нестабильности, изучение её типов и особенностей в условиях рыночной экономики.
Исходя из цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия безработицы и её экономических составляющих;
2) выявить причины возникновения безработицы;
3) проанализировать развитие безработицы в Республике Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3


1. Историческая оценка причин безработицы…………………………………..5
1.1 Взгляды известных экономистов на причины безработицы……………….5
1.2 Кривая Филипса: сущность, история появления и логическое обоснование……………………………………………………………………….7
2. Сущность, причины, виды и типы безработицы…………………………...12
2.1 Сущность, виды и типы безработицы……………………………………...12
2.2 Причины безработицы………………………………………………………16
3. Безработица в Республике Беларусь…………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Работа состоит из  8 файлов

1 глава-готова.doc

— 82.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

3 глава.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Примечание – Источник: [8]

 

Как свидетельствуют данные таблицы 3.3, самый высокий показатель по численности экономически активного населения наблюдался в Республике Беларусь в 2010 году – 4705,1 тыс. человек, большую часть экономически активного населения составили женщины – 2454,4 тыс. человек. Абсолютный прирост экономически активного населения составил в 2010 году 180,9 тыс. человек по отношению к 1995 году: в том числе женщин – 77,7 тыс. человек; мужчин – 103,2 тыс. человек. Из общей численности экономически активного населения самый высокий процент по занятости наблюдался в 2010 году – 99,2 %.

 

Таблица 3.4 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность безработных, тыс. человек

131,0

95,8

102,9

130,5

136,1

83,0

67,9

52,0

44,1

37,3

40,3

33,1

Из них:

                       

мужчины

46,7

37,6

40,8

47,8

46,1

25,5

21,1

17,7

15,2

14,7

17,3

15,7

женщины

84,3

58,2

62,1

82,7

90,0

57,5

46,8

34,3

28,9

22,6

23,0

17,4

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

2,9

2,1

2,3

2,9

3,1

1,9

1,5

1,1

1,0

0,8

0,9

0,7


Примечание – Источник: [8].

 

Как свидетельствуют данные таблицы 3.4, в 2003 году в Республике Беларусь наблюдалось самое большое количество зарегистрированных безработных – 136,1 тыс. человек (или 3,1 % от экономически активного населения), из которых 90 тыс. человек были женщины.

 

Таблица 3.5 – Производство валового внутреннего продукта

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт:

                       

в текущих ценах, млрд. руб.

121403

91341

17173

26138

36565

49992

65067

79267

97165

129791

137442

162964

в сопоставимых ценах, в  процентах к предыдущему году

89,6

105,8

104,7

105,0

107,0

111,4

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

107,6

Валовой внутренний продукт на душу населения, тыс. руб.

11909

9131

1722

2634

3703

5088

6653

8145

10015

13407

14457

17171


Примечание – Источник: [8].

 

Как свидетельствуют данные таблицы 3.5, в 2010 наблюдался самый высокий показатель производства валового внутреннего продукта – в текущих ценах он составил 162964 млрд. руб., а на душу населения – 17171 тыс. руб.

По данным комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома на 28 июля 2011 года: безработица в городе Минске сохраняется на уровне 0,3 % к численности экономически активного населения; по текущей оценке в экономике города занято 1088,6 тыс. человек, или 99,3 % от установленного прогнозного показателя на 2011 год (1096,5 тыс. человек – 1108,3 тыс. человек). Потребность в кадрах за январь – июнь 2011 года возросла в столице на 26 % и на 1 июля 2011 года превысила 21 тыс. человек. На созданные рабочие места принято 22,2 тыс. человек, или 62% годового прогнозного показателя (36 тыс. человек). Численность минчан, нуждавшихся в содействии и обратившихся в службу занятости, в январе – июне составила 16,2 тыс. человек, среди которых 10,1 тыс. безработных. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года регистрация безработных в городе сократилась на 21 % [сайт: www.belta.by].

       Активные меры содействия занятости принимались в отношении 58 % безработных. Эффективность работы с безработными по сравнению с 2010 годом увеличилась на 9 %.  По направлению службы занятости всего в столице было трудоустроено 6,5 тыс. человек, в том числе 3,7 тыс. безработных. Для повышения конкурентоспособности на рынке труда на профессиональную подготовку и переподготовку в январе – июне направлено 753 безработных по 26 специальностям. Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома в своей работе в первом полугодии 2011 года руководствовался Государственной программой содействия занятости населения на 2011 год, утверждённой постановлением Совета Министров (от 04.03.2011 года № 270), и Планом мероприятий по обеспечению содействия занятости населения Минска, утверждённом решением Мингорсовета (от 16.03.2011 года № 118) [сайт: www.belta.by].

     В Республике Беларусь оказывается финансовая поддержка безработным в организации предпринимательской деятельности, реализуется трудовая реабилитация безработных инвалидов. Для получения опыта безработная молодёжь трудоустраивается по программе «Молодёжная практика». Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства. На рынке труда республики сохраняется управляемая ситуация, существенного ухудшения в плане регистрируемой безработицы не наблюдается. Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 – 2012 годы предусмотрено, что уровень безработицы к концу нынешнего года не превысит 1,1 % – 1,2 % к численности экономически активного населения. Показатель зарегистрированной (официальной) безработицы на 1 июля 2009 года самый высокий был по-прежнему в Витебской области (1,2 %), на второй позиции – Гомельская, Брестская и Гродненская области (1,1 %), на третьей – Могилёвская область, где безработица сохраняется на уровне 1 %. В Минской области этот показатель равняется 0,8 %, в Минске – 0,4 % [сайт: www.belta.by].

При создании механизмов реализации активной политики занятости  и формирования рынка труда наша республика учитывает и использует опыт других государств. В то же время, особенности формирования и использования трудовых ресурсов, особенности структуры занятости населения предопределили особенности государственного регулирования рынка труда. Новые явления в сфере занятости диктовали необходимость совершенствования государственного регулирования рынка труда. Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.

Законодательное регулирование осуществляется путём принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодёжи и женщин (Конституция Республики Беларусь; трудовой и гражданский кодексы Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь  «О занятости населения Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и др.).

Экономические методы заключаются  в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счёт кредитования (привлечение средств от других стран; МВФ и т. д.); субсидирования (помощь потребителю продукции, не имеющему достаточно средств для самофинансирования. Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.); льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.

К административным методам  относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определённой продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация (расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность) или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

Идеологические методы применяются для разъяснения  политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.

Суть организационных  методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С  этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.

Проведение эффективной  политики на рынке труда означает:

1) содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;

2) создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной ими трудовой деятельности;

3) предоставление работы всем желающим;

4) удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;

5) обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.

Регулирующая функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наёмного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.

Управление занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится к убыточным предприятиям, которые могут быть признаны банкротами.

Основной задачей государства  по регулированию рынка труда  является обеспечение занятости населения путём создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят: повышение эффективности производства; совершенствование налоговой политики, поддерживающей малое предпринимательство и инвестирование; развитие кредитования производства; санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциально убыточных предприятий; привлечение иностранных инвесторов, способных создать хорошо оборудованные и высокооплачиваемые рабочие места; совершенствование политики доходов. Эти важнейшие экономические преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости.

Особое значение имеет  вопрос взаимосвязанного регулирования  рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы  влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних  отраслей экономики в другие и, таким образом, достижение определённой сбалансированности на рынке труда.

В современных условиях для нормального развития рынка  труда большое значение приобретает  региональная политика. В целях повышения  эффективности использования трудовых ресурсов в каждой области республики ежегодно разрабатываются мероприятия по содействию занятости населения, являющиеся составной часть Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь.

Социальная поддержка  безработных осуществляется в соответствии с действующим законодательством путём выплаты пособия по безработице и материальной помощи в период активного поиска работы.

ВВЕДЕНИЕ-готово.doc

— 32.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 33.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 23.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.doc

— 32.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

титульный лист.doc

— 20.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Безработица как фактор экономической нестабильности