Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы как фактора экономической нестабильности, изучение её типов и особенностей в условиях рыночной экономики.
Исходя из цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия безработицы и её экономических составляющих;
2) выявить причины возникновения безработицы;
3) проанализировать развитие безработицы в Республике Беларусь
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Историческая оценка причин безработицы…………………………………..5
1.1 Взгляды известных экономистов на причины безработицы……………….5
1.2 Кривая Филипса: сущность, история появления и логическое обоснование……………………………………………………………………….7
2. Сущность, причины, виды и типы безработицы…………………………...12
2.1 Сущность, виды и типы безработицы……………………………………...12
2.2 Причины безработицы………………………………………………………16
3. Безработица в Республике Беларусь…………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
Примечание – Источник: [8]
Как свидетельствуют данные таблицы 3.3, самый высокий показатель по численности экономически активного населения наблюдался в Республике Беларусь в 2010 году – 4705,1 тыс. человек, большую часть экономически активного населения составили женщины – 2454,4 тыс. человек. Абсолютный прирост экономически активного населения составил в 2010 году 180,9 тыс. человек по отношению к 1995 году: в том числе женщин – 77,7 тыс. человек; мужчин – 103,2 тыс. человек. Из общей численности экономически активного населения самый высокий процент по занятости наблюдался в 2010 году – 99,2 %.
Таблица 3.4 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Численность безработных, тыс. человек |
131,0 |
95,8 |
102,9 |
130,5 |
136,1 |
83,0 |
67,9 |
52,0 |
44,1 |
37,3 |
40,3 |
33,1 |
Из них: |
||||||||||||
мужчины |
46,7 |
37,6 |
40,8 |
47,8 |
46,1 |
25,5 |
21,1 |
17,7 |
15,2 |
14,7 |
17,3 |
15,7 |
женщины |
84,3 |
58,2 |
62,1 |
82,7 |
90,0 |
57,5 |
46,8 |
34,3 |
28,9 |
22,6 |
23,0 |
17,4 |
Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения) |
2,9 |
2,1 |
2,3 |
2,9 |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
1,1 |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
Примечание – Источник: [8].
Как свидетельствуют данные таблицы 3.4, в 2003 году в Республике Беларусь наблюдалось самое большое количество зарегистрированных безработных – 136,1 тыс. человек (или 3,1 % от экономически активного населения), из которых 90 тыс. человек были женщины.
Таблица 3.5 – Производство валового внутреннего продукта
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Валовой внутренний продукт: |
||||||||||||
в текущих ценах, млрд. руб. |
121403 |
91341 |
17173 |
26138 |
36565 |
49992 |
65067 |
79267 |
97165 |
129791 |
137442 |
162964 |
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
89,6 |
105,8 |
104,7 |
105,0 |
107,0 |
111,4 |
109,4 |
110,0 |
108,6 |
110,2 |
100,2 |
107,6 |
Валовой внутренний продукт на душу населения, тыс. руб. |
11909 |
9131 |
1722 |
2634 |
3703 |
5088 |
6653 |
8145 |
10015 |
13407 |
14457 |
17171 |
Примечание – Источник: [8].
Как свидетельствуют данные таблицы 3.5, в 2010 наблюдался самый высокий показатель производства валового внутреннего продукта – в текущих ценах он составил 162964 млрд. руб., а на душу населения – 17171 тыс. руб.
По данным комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома на 28 июля 2011 года: безработица в городе Минске сохраняется на уровне 0,3 % к численности экономически активного населения; по текущей оценке в экономике города занято 1088,6 тыс. человек, или 99,3 % от установленного прогнозного показателя на 2011 год (1096,5 тыс. человек – 1108,3 тыс. человек). Потребность в кадрах за январь – июнь 2011 года возросла в столице на 26 % и на 1 июля 2011 года превысила 21 тыс. человек. На созданные рабочие места принято 22,2 тыс. человек, или 62% годового прогнозного показателя (36 тыс. человек). Численность минчан, нуждавшихся в содействии и обратившихся в службу занятости, в январе – июне составила 16,2 тыс. человек, среди которых 10,1 тыс. безработных. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года регистрация безработных в городе сократилась на 21 % [сайт: www.belta.by].
Активные меры содействия занятости принимались в отношении 58 % безработных. Эффективность работы с безработными по сравнению с 2010 годом увеличилась на 9 %. По направлению службы занятости всего в столице было трудоустроено 6,5 тыс. человек, в том числе 3,7 тыс. безработных. Для повышения конкурентоспособности на рынке труда на профессиональную подготовку и переподготовку в январе – июне направлено 753 безработных по 26 специальностям. Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома в своей работе в первом полугодии 2011 года руководствовался Государственной программой содействия занятости населения на 2011 год, утверждённой постановлением Совета Министров (от 04.03.2011 года № 270), и Планом мероприятий по обеспечению содействия занятости населения Минска, утверждённом решением Мингорсовета (от 16.03.2011 года № 118) [сайт: www.belta.by].
В Республике Беларусь оказывается финансовая поддержка безработным в организации предпринимательской деятельности, реализуется трудовая реабилитация безработных инвалидов. Для получения опыта безработная молодёжь трудоустраивается по программе «Молодёжная практика». Государственное воздействие на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства. На рынке труда республики сохраняется управляемая ситуация, существенного ухудшения в плане регистрируемой безработицы не наблюдается. Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 – 2012 годы предусмотрено, что уровень безработицы к концу нынешнего года не превысит 1,1 % – 1,2 % к численности экономически активного населения. Показатель зарегистрированной (официальной) безработицы на 1 июля 2009 года самый высокий был по-прежнему в Витебской области (1,2 %), на второй позиции – Гомельская, Брестская и Гродненская области (1,1 %), на третьей – Могилёвская область, где безработица сохраняется на уровне 1 %. В Минской области этот показатель равняется 0,8 %, в Минске – 0,4 % [сайт: www.belta.by].
При создании механизмов реализации активной политики занятости и формирования рынка труда наша республика учитывает и использует опыт других государств. В то же время, особенности формирования и использования трудовых ресурсов, особенности структуры занятости населения предопределили особенности государственного регулирования рынка труда. Новые явления в сфере занятости диктовали необходимость совершенствования государственного регулирования рынка труда. Регулирование занятости и безработицы осуществляется с помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.
Законодательное регулирование осуществляется путём принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодёжи и женщин (Конституция Республики Беларусь; трудовой и гражданский кодексы Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и др.).
Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счёт кредитования (привлечение средств от других стран; МВФ и т. д.); субсидирования (помощь потребителю продукции, не имеющему достаточно средств для самофинансирования. Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.); льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.
К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определённой продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация (расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность) или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.
Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.
Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.
Проведение эффективной политики на рынке труда означает:
1) содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;
2) создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной ими трудовой деятельности;
3) предоставление работы всем желающим;
4) удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;
5) обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.
Регулирующая функция государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наёмного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.
Управление занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится к убыточным предприятиям, которые могут быть признаны банкротами.
Основной задачей государства по регулированию рынка труда является обеспечение занятости населения путём создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят: повышение эффективности производства; совершенствование налоговой политики, поддерживающей малое предпринимательство и инвестирование; развитие кредитования производства; санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциально убыточных предприятий; привлечение иностранных инвесторов, способных создать хорошо оборудованные и высокооплачиваемые рабочие места; совершенствование политики доходов. Эти важнейшие экономические преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости.
Особое значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних отраслей экономики в другие и, таким образом, достижение определённой сбалансированности на рынке труда.
В современных условиях
для нормального развития рынка
труда большое значение приобретает
региональная политика. В целях повышения
эффективности использования
Социальная поддержка безработных осуществляется в соответствии с действующим законодательством путём выплаты пособия по безработице и материальной помощи в период активного поиска работы.
Информация о работе Безработица как фактор экономической нестабильности