Безработица как форма макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание

Безработица представляет собой сложное, многоаспектное, социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие безработицы, ее определение и современное состояние…………….5
2. Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции……….........9
3. Виды безработицы и ее показатели. Издержки безработицы…………...........13
4. Государственная политика в области занятости……………………………...20
Заключение…………………………………………………………………….........29
Список использованных источников……………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике 2011 - ТВК.docx

— 79.92 Кб (Скачать документ)

Активные  меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся: кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета; организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают организацию системы образования и производственно–технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Политика занятости – также отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица.

При этом под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход).

Политика  занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о  занятости признаны:

  1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
  2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  4. содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  5. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
  7. международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Опираясь  на выработанные принципы, государство  может использовать два типа регулирующего  воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:

  1.   пассивный;
  2.   активный.

Политика  пассивного типа регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств «терапевтического» или даже успокаивающего характера. Такая политика имеет две основные формы реализации. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату пособия по безработице, назначаемого обычно с учетом прежнего заработка и минимума заработной платы. Вторая – материальная помощь, применяемая в отношении длительно безработных.

Активный  тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.

Первый  метод – повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами: 1) общеэкономическим; 2) созданием нетипичной занятости.

Общеэкономическими  мерами увеличения спроса на рабочую  силу служат:

- расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;

- льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;

- кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;

- установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).

Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:

- общественные работы;

- надомные работы;

- занятость по вызову и др.

Второй  из методов, составляющих активный тип  регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем:

- расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности;

- повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;

- введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.

Такие и  другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция № 142).

В нынешних условиях можно предложить лишь некоторые  меры, направленные на недопущение  массовой  безработицы, снижение напряженности  на рынке труда и достижение наиболее полной сбалансированности спроса и  предложения рабочей силы, как  по объему, так и по структуре.

Определяющее  место в формировании спроса на рабочую  силу занимает создание новых рабочих  мест. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о  целесообразности регулирования государством создания рабочих мест не столько путем  прямых инвестиций, сколько на основе предоставления налоговых и кредитных  льгот для предприятий, создающих  новые рабочие места. Следует  разработать и законодательно предусмотреть  такие нормы льгот. Дальнейшее совершенствование  налоговой системы в республике, в частности, снижение налогообложения, будет способствовать увеличению накоплений предприятий, которые могут быть использованы на расширение производства и создание рабочих мест. Кроме  того, государство должно стимулировать  создание и преобразование рабочих  мест в тех отраслях, продукция  которых является конкурентоспособной  на рынке товаров и услуг, а  также жизненно обеспечивающих производствах. Кроме того, для повышения качества рабочих мест необходимо стимулировать  предприятия к модернизации рабочих  мест с точки зрения требований научно-технического прогресса, условий труда, а также  к развитию инновационной деятельности предприятий.

В условиях обострение ситуации на рынке труда  особое значение приобретает деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволяет решать не только проблемы безработицы, но и насыщать рынок товарами и услугами. Однако высокий уровень налогов, несовершенство кредитно-денежной системы не стимулируют незанятое население к предпринимательству. Кроме того, в развитии негосударственного сектора экономики не проявляют особой заинтересованности и местные органы власти.

В качестве мер, стимулирующих самозанятость, в дополнение к существующим (выдача ссуд и субсидий), можно предложить гарантирование службами занятости совместно с фондом занятости кредитов, предоставляемых коммерческими банками безработным для открытия собственного дела. Заинтересованность банков в таких кредитах может поддерживаться при помощи налоговых льгот.

Также целесообразно  установление льгот и по индивидуальному  налогу на доходы, полученные этими  гражданами от собственного дела сроком на 1-2 года.

Кроме того, при центрах занятости желательно расширить в региональном разрезе  обучение безработных основам предпринимательства, оказывая помощь в разработке бизнес-планов, предоставляя консультации специалистов по организации собственного дела, юридическим вопросам и законодательству, а также налогообложения.

Еще одним  из важнейших направлений регулирования  рынка труда является подготовка и переподготовка безработных. Оно  направлено на повышение конкурентоспособности  населения на рынке труда, расширение возможностей трудоустройства и  развития самостоятельной занятости. Для этого государственные органы управления должны  обеспечить наиболее полное соответствие между количеством  и потребностями экономики в  квалифицированных работниках. Обучение должно осуществляться на высоком профессиональном уровне и по профессиям, пользующимся спросом и дающим возможность  окончившим обучение трудоустроиться.

В условиях реформирования экономики система  профессиональной подготовки и переподготовки безработных должны быть нацелена на:

  • трудоустройство безработных и сокращение сроков вынужденной безработицы;
  • социальную защиту безработных путем предоставления образовательных услуг, направленных на повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности рабочей силы;
  • обеспечение равных возможностей занятости для различных социальных групп населения и безработных;
  • повышение эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных, адекватного потребностям рыночной экономики.

Одним из направлений дальнейшего совершенствования  подготовки кадров должно стать последовательное улучшение качества обучения, постепенный  переход от отраслевого к территориальному принципу подготовки и распределения  квалифицированных работников, прежде всего в профессионально-технических  училищах. Необходимо также перейти  от узкоспециализированной подготовки молодых рабочих к увеличению профессий широкого производственного  профиля за счет интеграции трудовых операций в пределах смежных видов  работ или слияния родственных  профессий. На базе действующих ПТУ  представляется целесообразной организация  курсов ускоренной подготовки и переобучения незанятого населения по краткосрочной  программе обучения, а также вечернего  обучения рабочих смежным профессиям. Кроме того, необходимо организовать совместно со службой занятости  на предприятиях, в организациях, где  намечается высвобождение работников, их переобучение заблаговременно, например, за 3 месяца до их увольнения, исходя из потребностей рынка труда.

Организация оплачиваемых общественных работ, является также одним из направлений государственного регулирования рынка труда. Они, как правило, не требуют специальной, профессиональной подготовки. Для усиления заинтересованности незанятого населения  в общественных работах необходимо, чтобы оплата труда занятых в  них осуществлялась аналогично оплате труда на государственных и частных  предприятиях. Кроме того, необходимо создать централизованный банк оперативной  информации о вакансиях в работах, заранее выявлять потребность в  общественных работах и определять объемы и условия их проведения, а также резервировать в местных  бюджетах средства для финансирования общественных работ.

Отметим, что реализация мероприятий госпрограммы содействия занятости на 2010 г. в какой-то мере позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда в малых, средних городах, поселках и регионах республики с устойчиво высоким уровнем безработицы.

Мировой финансово-экономический кризис отразился  на показателях занятости не системными изменениями, а точечными, ситуативными. Адаптационными мерами при этом стали  приостановка найма, сокращение рабочего времени, «замораживание» роста  зарплат. При благоприятной конъюнктуре  рынка эти изменения возвращаются в исходное значение достаточно быстро. Кроме того, вероятно, что постепенно устранится дисбаланс между темпами роста зарплаты и темпами роста производительности труда.

Экономическая ситуация на местах заставила нанимателей  обратить внимание на квалификацию и  эффективность своих работников, дать им не формальную, а реальную оценку. Для этого в настоящее время у руководителей предприятий появился важный инструмент – постановление Министерства труда и социальной защиты от 23.03.2009 №40, которым внесены изменения в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки, вступающее в силу с 1.09.2009 г. На основании этого документа появляется возможность для квалифицированных и ценных работников разработать программы мотивации, а зарплату «малоэффективных» придержать.

Сложность и  противоречивость проблемы безработицы  подчеркивают особую важность государственной  политики занятости. Программно-целевой метод приобрел активных сторонников во многих развитых странах мира. В ряде развитых стран разрабатывались и реализовывались программы социально-экономического развития, в том числе программы регионального развития, главным назначением которых было выравнивание условий развития отдельных регионов и обеспечение достойного уровня жизни их населению.

Особенно  интересным представляется опыт Соединенных  Штатов Америки, которые при общей  рыночной ориентации экономики осуществили  ряд социально-экономических программ, обеспечивающих влияние государства  на экономические процессы и поддержку конкурентоспособности страны на мировой арене.

Информация о работе Безработица как форма макроэкономической нестабильности