Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:02, курсовая работа
Безработица представляет собой сложное, многоаспектное, социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие безработицы, ее определение и современное состояние…………….5
2. Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции……….........9
3. Виды безработицы и ее показатели. Издержки безработицы…………...........13
4. Государственная политика в области занятости……………………………...20
Заключение…………………………………………………………………….........29
Список использованных источников……………………………………………...31
Активные меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся: кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета; организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают организацию системы образования и производственно–технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Политика занятости – также отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица.
При этом под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход).
Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:
Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:
Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств «терапевтического» или даже успокаивающего характера. Такая политика имеет две основные формы реализации. Первая – социальное страхование по случаю потери работы, предусматривающее выплату пособия по безработице, назначаемого обычно с учетом прежнего заработка и минимума заработной платы. Вторая – материальная помощь, применяемая в отношении длительно безработных.
Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.
Первый метод – повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами: 1) общеэкономическим; 2) созданием нетипичной занятости.
Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:
- расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;
- льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;
- кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;
- установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).
Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:
- общественные работы;
- надомные работы;
- занятость по вызову и др.
Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем:
- расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности;
- повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;
- введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.
Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция № 142).
В нынешних условиях можно предложить лишь некоторые меры, направленные на недопущение массовой безработицы, снижение напряженности на рынке труда и достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по объему, так и по структуре.
Определяющее
место в формировании спроса на рабочую
силу занимает создание новых рабочих
мест. Опыт стран с развитой рыночной
экономикой свидетельствует о целесообразности
регулирования государством создания
рабочих мест не столько путем
прямых инвестиций, сколько на основе
предоставления налоговых и кредитных
льгот для предприятий, создающих
новые рабочие места. Следует
разработать и законодательно предусмотреть
такие нормы льгот. Дальнейшее совершенствование
налоговой системы в
В условиях обострение ситуации на рынке труда особое значение приобретает деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволяет решать не только проблемы безработицы, но и насыщать рынок товарами и услугами. Однако высокий уровень налогов, несовершенство кредитно-денежной системы не стимулируют незанятое население к предпринимательству. Кроме того, в развитии негосударственного сектора экономики не проявляют особой заинтересованности и местные органы власти.
В качестве мер, стимулирующих самозанятость, в дополнение к существующим (выдача ссуд и субсидий), можно предложить гарантирование службами занятости совместно с фондом занятости кредитов, предоставляемых коммерческими банками безработным для открытия собственного дела. Заинтересованность банков в таких кредитах может поддерживаться при помощи налоговых льгот.
Также целесообразно установление льгот и по индивидуальному налогу на доходы, полученные этими гражданами от собственного дела сроком на 1-2 года.
Кроме того,
при центрах занятости
Еще одним
из важнейших направлений
В условиях реформирования экономики система профессиональной подготовки и переподготовки безработных должны быть нацелена на:
Одним из
направлений дальнейшего
Организация
оплачиваемых общественных работ, является
также одним из направлений государственного
регулирования рынка труда. Они,
как правило, не требуют специальной,
профессиональной подготовки. Для усиления
заинтересованности незанятого населения
в общественных работах необходимо,
чтобы оплата труда занятых в
них осуществлялась аналогично оплате
труда на государственных и частных
предприятиях. Кроме того, необходимо
создать централизованный банк оперативной
информации о вакансиях в работах,
заранее выявлять потребность в
общественных работах и определять
объемы и условия их проведения,
а также резервировать в
Отметим, что реализация мероприятий госпрограммы содействия занятости на 2010 г. в какой-то мере позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда в малых, средних городах, поселках и регионах республики с устойчиво высоким уровнем безработицы.
Мировой
финансово-экономический кризис отразился
на показателях занятости не системными
изменениями, а точечными, ситуативными.
Адаптационными мерами при этом стали
приостановка найма, сокращение рабочего
времени, «замораживание» роста
зарплат. При благоприятной конъюнктуре
рынка эти изменения
Экономическая
ситуация на местах заставила нанимателей
обратить внимание на квалификацию и
эффективность своих
Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости. Программно-целевой метод приобрел активных сторонников во многих развитых странах мира. В ряде развитых стран разрабатывались и реализовывались программы социально-экономического развития, в том числе программы регионального развития, главным назначением которых было выравнивание условий развития отдельных регионов и обеспечение достойного уровня жизни их населению.
Особенно
интересным представляется опыт Соединенных
Штатов Америки, которые при общей
рыночной ориентации экономики осуществили
ряд социально-экономических
Информация о работе Безработица как форма макроэкономической нестабильности