Безработица как форма макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание

Безработица представляет собой сложное, многоаспектное, социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие безработицы, ее определение и современное состояние…………….5
2. Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции……….........9
3. Виды безработицы и ее показатели. Издержки безработицы…………...........13
4. Государственная политика в области занятости……………………………...20
Заключение…………………………………………………………………….........29
Список использованных источников……………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макроэкономике 2011 - ТВК.docx

— 79.92 Кб (Скачать документ)

Соединенные Штаты стали использовать заимствованный опыт государственного регулирования народнохозяйственных процессов с 1933 г. Непосредственной причиной этого стала необходимость вывода американской экономики из состояния Великой депрессии. Вмешательство государства в экономику выражалось главным образом во введении элементов центрального планирования, и в первую очередь была начата разработка ряда целевых программ. Особое значение придавалось программам развития сельскохозяйственных отраслей. Цель данных программ заключалась в снижении социальной напряженности в обществе путем увеличения производства продуктов питания и снижения за счет этого цен на продовольствие. Был принят также ряд программ по развитию строительной индустрии и других отраслей, обеспечивающих высокую занятость населения.

Применение  целевых программ представляется особенно значительным в периоды экономического спада, когда остро ощущается  необходимость сохранения уровня занятости, поддержки нормального функционирования

фирм и  корпораций, имеющих стратегическое значение для экономики страны. В  развитых странах целевые программы  являются также важным инструментом, с помощью которого осуществляется структурная политика государства. Без целевых программ немыслимо  решение задач в таких сферах, как развитие производственной и  социальной инфраструктуры, научных  исследований, создание систем вооружений и т.д.

Эта роль целевых  программ особенно хорошо видна на примере Японии, где они используются как средство стимулирования новых, наукоемких отраслей, таких как электроника, робототехника, информационные системы. Экономические программы в Японии имеют индикативный характер, в связи  с чем частным предпринимателям не определяются конкретные показатели производства того или иного товара, что невозможно в условиях постоянно  меняющейся конъюнктуры, а государственные  органы, осуществляющие управление программой, занимаются только общей координацией, не вмешиваясь в конкретные производственные процессы.

Все экономические  программы и планы в Японии исходят из того, что японская экономика  является преимущественно рыночной экономикой. Поэтому, указывая главные  направления экономической и  социальной политики государства, программы  и планы рассматриваются как  базовые ориентиры для частного предпринимательства и национального развития в целом.

В странах  Западной Европы целевые программы  применяются главным образом  для развития производств с большим сроком окупаемости, не представляющих интереса для частного капитала. Другой формой участия государства в экономической жизни стран Западной Европы служит государственный заказ, который предназначен для поддержания традиционных отраслей промышленности — угольной, судостроительной, металлургической и т.д.

Особый интерес  представляет опыт применения региональных инвестиционных программ в Федеративной Республике Германия. Две трети территории Федеративной Республики Германия охвачены целевыми программами по развитию территорий. В основном законе ФРГ имеется  даже специальное понятие «общественная  задача», что в современном понимании  соответствует целевой программе. Одно из основных направлений, охватываемых данными задачами, — улучшение  хозяйственного климата в регионах. В федеральных землях (особенно в новых — на востоке страны) сформированы целевые программы «Улучшение региональной хозяйственной структуры». Указанные программы включают в себя выделение субсидий как из федерального, так и из земельных бюджетов на развитие промышленности и инфраструктуры, что, в свою очередь, создает предпосылки для широкого развертывания инвестиционного процесса.

Следует отметить, что в Федеративной Республике Германия на протяжении ряда лет декларируется  принцип минимального вмешательства  государства в хозяйственную  жизнь. На практике, однако, многие факты  говорят об обратном. В Германии существует специфический механизм макроориентации экономики, что в реальности сопряжено с плановыми методами. Общенациональные среднесрочные программы появились в ФРГ в середине 60-х годов.

Перейдем  к рассмотрению французского опыта  экономического программирования. Основной подход здесь состоит в формировании и выполнении среднесрочных (сроком на 4—5 лет) программ экономического и  социального развития. Эти программы  представляются французским экономистам  средством, позволяющим проводить  политику поддержания структурного равновесия и развития. На программы  возлагается также задача поддержания  экономической политики государства  в долговременном структурном аспекте.

Помимо среднесрочных  программ экономического развития во Франции разрабатывались краткосрочные  государственные программы, так  называемые экономические бюджеты. Данные бюджеты не представляют собой  погодовую детализацию среднесрочных программ, так как составляются отдельно от них. Однако следует отметить, что, являясь инструментом государственной экономической политики, бюджеты должны быть состыкованы со среднесрочными программами, по крайней мере в качественном аспекте. Таким образом, во Франции мы видим систему на первый взгляд подобную системе планирования в СССР — состоящую из годовых и пятилетних планов. Однако эта аналогия поверхностная — по существу эта система предполагает иное, более мягкое регулирование экономических процессов. Как среднесрочные программы (аналог пятилетних планов), так и экономические бюджеты (аналог годовых планов) не являются обязательными для выполнения не только для частных предпринимателей, но даже для государственных органов. Таким образом, программы по существу играют роль перспективных рекомендаций, их роль в процессе экономического регулирования определяется той мерой, в которой они учитываются при принятии конкретных решений.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безработица – вынужденная незанятость экономически активного населения. Безработный не любой неработающий, а лишь тот, кто способен и желает работать, ищет работу. Безработица проявляется в разных формах, основные формы безработицы – фрикционная, структурная, циклическая. В современной рыночной экономике преобладает структурная безработица, сопутствующая НТП, безработица в большей мере вынужденная. Добровольная безработица включает незанятых трудоспособных людей, которые не желают работать, и тех, кто добровольно становится безработным из-за поиска работы с лучшими условиями и более высокой оплатой труда. Структурная безработица вместе с фрикционной образуют понятие естественной безработицы.

В Беларуси основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет. Так, в 2010 г. на учет было поставлено 287,9 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 175,9 тыс. чел., или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2010 г. 175,3 тыс. чел., в том числе 115,6 тыс. безработных, или 65,9% от числа всех трудоустроенных.

Норма безработицы рассчитывается как  отношение числа безработных  к численности рабочей силы (занятые  работники в сумме с безработными), выраженное в процентах.

Занятость – многоаспектное понятие. Занятость как экономическая категория раскрывается в экономических отношениях, посредством которых население привлекается к труду. В масштабах занятости и ее формах отражаются закономерности социально-экономической системы, состояние макроэкономики. В прежней экономической системе обнаружилась проблема неэффективности «сверхзанятости». В рыночной экономической системе возникает другая проблема: как эффективность занятости согласовать с полной занятостью.

Занятость населения определяет уровень и  качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом.

Анализ  распределения занятого населения  по отраслям экономики Республики Беларусь свидетельствует о положительных  изменениях в отраслевой структуре  занятости в ходе процессов перераспределения  рабочей силы по отраслям общественного  производства.

Позитивной  тенденцией можно считать сокращение уровня занятости в промышленности, где доля работающих снизилась до 26,7% в 2008 г.

Кризисные явления в экономике привели  к резкому сокращению объемов  строительства и соответственно уменьшению доли занятых до 7,4% в 2000 и 2008 гг.

Доля  занятых в непроизводственной сфере (относительно всех занятых в экономике) составляла в 2008 г. -53,8%. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в таких отраслях, как управление, кредитование и страхование.

Несмотря  на рост занятости в непроизводственной сфере в целом, темпы прироста здесь не превышали 1% в год.

Перераспределение высвобождаемых работников из отраслей материального производства проходит медленно и не выглядит значительным.

Несмотря  на расширение занятости в сфере  услуг, Беларусь по этому показателю существенно отстает от других стран.

По данным министерства труда и социальной защиты Беларуси на 1 ноября 2011 года уровень  зарегистрированной безработицы составил 0,6% от общего числа экономически активного  населения. По сравнению с аналогичным  периодом прошлого года уровень официальной  безработицы снизился на 0,1%.

Согласно  официальной статистике, уровень  безработицы на 1 ноября в Гомельской области этот составил 0,9%, в Брестской  и Витебской - 0,8%, в Гродненской  и Могилевской - 0,7%, в Минской области - 0,6%, в Минске - 0,3%.

В октябре  около 26,1 тыс. человек обратилось в  службу занятости за содействием  в поиске работы (в сентябре их было 36 тыс.). За последние пять лет это  самый низкий показатель.

Статус безработного в октябре был присвоен почти 16,2 тыс. человек, а трудоустроено - около 15,6 тыс. человек, в том числе более 11,6 тыс. безработных.

На учете  по безработице по состоянию на 1 ноября в Беларуси состояли 29,6 тыс. человек (на аналогичную дату прошлого года их было более 35,2 тыс. человек). Пособие  по безработице (в среднем по 82,5 тыс. рублей) на 1 ноября получали 14,1 тыс. человек, то есть 47,6% от общего числа состоявших на учете. Подобное ощутимое снижение числа безработных объясняется снижением числа обращений за трудоустройством, регистрации в качестве безработных, активным трудоустройством и ростом числа вакансий (на 1 ноября их было 61,6 тыс.).

Уровень безработицы в Беларуси будут оценивать двумя методами: по числу лиц зарегистрированных на бирже труда и результатам обследования домашних хозяйств. По его словам, при официальном уровне безработицы в пределах 1% перепись населения 2009 года показала, что безработными являются 6,1% экономически активного населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Безработица,  структурная перестройка экономики  и рынок труда  Восточной  Европе и России.- М., 1995.

2. Зубко, Н.М. Основы экономической теории / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур.  Минск: Высш. шк., 2006. С. 240–252.

3. Курс экономической  теории: учебник / М.Н. Чепурин [и др.]; под общ. ред. М.Н. Чепурина.  5-е изд. Киров: АСА, 2006. С. 429–433.

4. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. Минск: ФУАинформ, 2004. С. 240–269

5.Экономика. Университетский курс: учеб. пособие / П.С. Лемещенко [и др.]; под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина.  Минск: Книжный Дом, 2007. С. 400 – 422.

6.Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики: учебник для вузов / М.Г. Мэнкью. пер. с англ.  4-е изд. СПб: Питер, 2008. С. 249–280.

 7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. №1640 «О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 годы».

8. Макроэкономика: ответы на экзаменационные вопросы/ Н.М. Зубко, И.М. Зборина, А.Н. Каллаур. – 2-е изд. – Минск, 2011. – 192 с.

9. Статистический справочник «Беларусь в цифрах». – Минск, 2008.

 10. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинского. – 2-е изд. – Минск, 2009. – 304 с.

11. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.

12. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 1997.

13. Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: “Издательство Биноли”,1997.Гл.29.

14. Экономическая энциклопедия.-М., 1972.

15. Эренберг Р. Дж. , Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика./Под ред. Р.П. Колосовой и др.-М., 1996.

16. Экономика труда./Под общей ред. В.В. Адамчука.-М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.

17. Экономика труда./Под ред. Проф. А.И.Рофе.-М.: Издательство”МИК”, 2000.

18. Экономика России./Отв. ред. канд. эк. наук Б.М. Маклярский.-М.:Международные отношения, 2001.

19. Закон Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. №828-XII «О занятости населения Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями.

 

 


Информация о работе Безработица как форма макроэкономической нестабильности