Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:20, курсовая работа
Целью работы является изучение бюджетирования на примере ООО «Флокс».
Для того чтобы раскрыть поставленную цель, необходимо поставить выполнить следующие задачи:
определить понятие бюджета, технологию бюджетирования;
поставить цели и задачи бюджетирования;
рассмотреть виды бюджетов;
изучить контроль исполнения бюджетов;
дать характеристику ООО «Флокс»;
рассмотреть финансовый бюджет и бюджет затрат ООО «Флокс»;
обобщить результаты состояния бюджетирования ООО «Флокс»;
внести предложения по улучшению бюджетирования рассматриваемого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И РОЛЬ БЮДЖЕТОВ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.2. ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ РАЗРАБОТКИ
1.3. КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ
ГЛАВА 2. ПОСТАНОВКА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ВИДЫ БЮДЖЕТОВ В ООО «ФЛОКС»
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА И ЕГО ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
2.2. БЮДЖЕТЫ ООО "ФЛОКС"
2.3 ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ООО "ФЛОКС" И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО УЛУЧШЕНИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Процесс бюджетирования в ООО «Флокс» начинается с решения общих вопросов: нужно обозначить цели компании, проанализировать внешнюю среду (анализ рынка) и возможные риски, определить показатели, которые будут использоваться для оценки бюджетного процесса, постараться предвидеть возможные изменения в планах. Все это представляет собой подготовительный этап. Уже на этом этапе определяется, кто будет заниматься бюджетированием и соответственно отвечать за него. В зависимости от размера и специфики деятельности организации это может быть один человек или целый отдел (назовем его бюджетный комитет). В ООО «Флокс» бюджетированием занимается отдел контроллинга.
Членами бюджетного комитета являются руководители всех отделов и подразделений Флокс, так как один человек может что-то упустить. Возможен вариант, когда составлением бюджета занимается один отдел, а затем уже готовый проект бюджета обсуждается с руководителями всех служб. После совещания в бюджеты вносятся соответствующие коррективы. Принципиально одно: за процесс бюджетирования в целом отвечает один человек, который будет принимать окончательное решение по всем вопросам и разрешать возникающие проблемы. Причем этот человек не должен просто сидеть у компьютера и сводить цифры в бюджеты. Он должен знать, откуда берутся эти цифры, почему они именно такие, как можно управлять ими. Именно он принимает окончательное решение, и он же будет за него отвечать.
Руководство компании также разрабатывает организационную структуру, определить и документально закрепить ответственность подразделений и лиц, отвечающих за их работу. Каждый менеджер должен быть закреплен за центром ответственности. Выделяют следующие центры ответственности в ООО «Флокс»:
Вкратце остановимся на общих требованиях к процессу бюджетирования.
Во-первых, определяется общий порядок и правила формирования бюджета: на какой срок мы составляем бюджет, сроки и порядок его разработки, система контроля и т.д. Вся эта информация должна быть максимально детализирована и продумана до мелочей.
Во-вторых, ставятся конкретные цели, которые преследует компания, составляя бюджет. С одной стороны, эти цели должны быть ориентированы на достижение наилучшего результата. С другой – они должны быть достижимы. Нет смысла составлять бюджет, цели которого заранее нереальны.
В-третьих, формируемые бюджеты должны быть максимально приближены к действительности, но, несмотря на это, нужно быть готовым к тому, что некоторые показатели придется пересматривать.
В-четвертых, бюджет должен содержать только действительно нужную информацию, информацию, которая может пригодится пользователям. Избыток информации только помешает.
В-пятых, исполнение бюджетов регулярно контролируется: плановые показатели нужно сравнивать с фактическими. По результатам такого контроля бюджеты по возможности корректируются.
В-шестых, все бюджеты строятся в строгой последовательности. Другими словами, каждый бюджет должен быть основан на информации, содержащейся в предыдущих, и не может быть «оторван» от них. Общая схема построения бюджетов может выглядеть так:
Составление бюджета начинается с формулировки его названия, периода, для которого он составляется и указания на составителя. Все это отражается на титульном листе.
Непосредственно
формирование бюджета начинается в Флокс
с определения доходов фирмы в плановом
году, т.е. с составления бюджета продаж.
Если предприятие знает, сколько будет
продано товаров, можно определить, сколько
их нужно произвести. Бюджет продаж определяется
высшим руководством на основе исследований
отдела маркетинга, и оказывает воздействие
на большую часть других бюджетов, которые,
по существу, построены на информации,
определенной в нем.
Предложения по совершенствованию бюджетирования ООО "Флокс".
Внедрение системы бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности Флокс связано с рядом проблем:
-отсутствием единообразия в методологии и методике комплексного финансового планирования, учета и анализа экономических показателей;
-разнообразием методических подходов к составлению прогнозного бухгалтерского баланса, выступающего индикатором перспектив финансового состояния экономического субъекта;
-наличием специфических особенностей при формировании бюджета предприятия в зависимости от его масштабов и направления деятельности.
В этой связи весьма актуальной является проблема совершенствования методики бюджетирования, позволяющей планировать и контролировать экономический результат деятельности крупного промышленного предприятия в непосредственной увязке с принципами и методами бухгалтерского учета, рассмотрению которой и посвящено данное исследование.
Для совершенствования системы бюджетирования на Флокс решаются следующие задачи:
-выявление места и роли бюджетирования в системе управления крупного многопрофильного промышленного предприятия;
-классификация затрат для целей комплексного бюджетирования;
-исследование экономических отношений между структурными подразделениями многопрофильного промышленного предприятия и разработка системы внутрифирменного бюджетирования, учитывающей особенности функционирования экономического субъекта в целом;
-взаимоувязка системы бюджетирования с действующей методикой ведения бухгалтерского учета;
-использование бюджетной системы планирования для управления финансовым состоянием предприятия.
Совершенствованию подвергаются:
-классификация затрат для целей бюджетирования;
-усовершенствованная методика бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в контроллинговой системе управления, основанная на принципах согласования с управленческим и бухгалтерским учетом;
-математическая модель финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-механизм оптимизации доходов и расходов предприятия, направленный на наращивание экономического потенциала предприятия и формирование стабильного устойчивого финансового состояния;
-использование графического метода при комплексной оценке финансового положения хозяйствующего субъекта.
Таким образом, бюджетирование — это финансовое прогнозирование и планирование, не включающее в себя стратегическое планирование, но, несомненно, базирующееся на нем. Только стратегическое планирование определяет цели бизнеса на качественном уровне и будущие направления деятельности (выпуск новых продуктов, завоевание новых рынков, замена технологии выпуска и т. п.). Исходя из сформулированных стратегических целей, вырабатывается тактика поведения предприятия в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, после чего разрабатывается финансовая часть плана в виде системы бюджетов.
Бюджетирование
– это процесс планирования будущей деятельности
предприятия и оформление его результатов
в виде системы бюджетов.
Система бюджетирования на предприятии
базируется на концепции центров и учета
ответственности [27, с. 170].
Создание и функционирование системы учета по центрам ответственности предусматривает:
На предприятии, как правило, существует три типа центров ответственности:
1. Центр затрат, руководитель которого отвечает за затраты, влияет на них, но не влияет на доходы подразделения, объем капиталовложений и не отвечает за них;
2. Центр прибыли, руководитель которого несет ответственность не только за затраты, но и за доходы, финансовые результаты;
3. Центр инвестиций, руководитель которого контролирует затраты, доходы, финансовые результаты, а также инвестиции. [3, с. 270]
При бюджетировании необходимо определить цели и задачи деятельности предприятия в будущем периоде в соответствии со стратегическим планом его развития. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения.
Цели бюджетирования состоят в следующем:
Бюджетирование, главным образом, включает в себя процесс подготовки основного бюджета предприятия Этот процесс можно разделить на две части: составление операционного бюджета и финансового бюджета. А они, в свою очередь, составляются из множества функциональных бюджетов, дающих возможность отслеживать состояние дел во всех подразделениях.
Работа над основным бюджетом состоит из следующих основных этапов:
Во время исполнения этих этапов происходят следующие мероприятия: