Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:16, реферат
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Структура доходов и расходов федеральных и региональных бюджетов...3
Роль налогов в формировании бюджетов РФ………………………………11
Проблемы собираемости налогов и значение в исполнении доходной части бюджета………………………………………………………………..17
Внебюджетные фонды, их сущности и значения………………..…………22
Список литературы…………………………………………..………………32
РЕФЕРАТ
по экономике
На тему: «Бюджетная система Российской Федерации»
Содержание:
Бюджет - это основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Поскольку воздействие государства на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма заключается, прежде всего в том, что государственная власть должна создать основные элементы правовой и социально-экономической среды для свободных и самостоятельных граждан, а затем в этой среде - учить, лечить и защищать их, то централизация средств в распоряжении государства производится из соображений экономической целесообразности предоставления органами государственной власти определенного набора услуг населению.
Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:
Иначе говоря, языком цифр бюджет сообщает людям, о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане. В демократическом обществе приоритеты отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на политических представителей народа.
Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.
Доходы бюджетов представляют
собой поступающие в
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расчеты доходов бюджетной системы Российской Федерации формулируются на основании законов (решений) законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год в соответствии с принятыми налоговыми, таможенными и другим законодательством на момент составления проекта бюджета.
Состав доходов бюджета зависит от принятой в стране системы хозяйствования и основных направлений экономической политики. До 1991 г. в нашей стране преобладали неналоговые доходы, отвечавшие принципам административно-командной системы. Платежи из прибыли предприятий осуществлялись по индивидуальным ставкам, в зависимости от народно-хозяйственного значения того или иного предприятия и результатов его деятельности. Переход к рыночным формам хозяйствования потребовал новую правовую основу для формирования доходов бюджетов, поэтому доходы стали формироваться за счет налоговых поступлений.
Разнообразие видов доходов требует определенной классификации:
1. В зависимости от
уровня бюджетной системы
- федеральные;
- региональные;
- местные (муниципальные).
2. В зависимости от источников поступления доходы делятся на:
- собственные;
- регулируемые.
3. В соответствии с бюджетной классификацией:
- налоговые;
- неналоговые;
- безвозмездные перечисления;
- доходы целевых бюджетных фондов;
- доходы от предпринимательской
и иной приносящей доход
4. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода на имущество налогоплательщика. Между субъектом и государством возникают непосредственные отношения, и налогоплательщик сразу ощущает налоговый гнет. Отличительная особенность этих налогов относительно сложный механизм.
Среди прямых налогов выделяются:
- реальные, которыми облагается
продажа, покупка или владение
имуществом, их взимание не зависит
от индивидуальных финансовых
возможностей
- личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика ( налог на прибыль организаций).
Косвенные налоги - взимаются в процессе движения доходов и оборота товаров, услуг. Владелец товара или услуг включает налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути.
Косвенные налоги подразделяются:
- на индивидуальные, облагаемые
строго определенные группы
- универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги (НДС).
Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам относятся:
Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные, региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Налоговые доходы включают в себя:
Налоги на товары и услуги:
Налоги на совокупный доход:
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:
Прочие налоги, сборы и пошлины
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
Согласно ст. 45 Бюджетного кодекса РФ в доходы бюджетов всех уровней могут включаться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
По источникам поступления безвозмездные перечисления могут быть от:
· нерезидентов;
· других бюджетов бюджетной системы;
· государственных внебюджетных организаций;
· государственных организаций;
· наднациональных организаций;
· прочее.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам, и др.
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Многообразие конкретных
видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой
и функциями государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджета с народным хозяйством, административно-
В основе системы государственных расходов лежат следующие принципы:
1. Принцип целевого направления средств (все государственные расходы имеют строго целевое назначение в соответствии с финансовыми планами);
2. Принцип безвозвратности
(средства, использованные на
3. Принцип бесплатности
(выделение бюджетных средств
производится без уплаты каких-
4. Принцип экономии (максимально
возможный результат при
5. Контроль над расходованием
средств (соблюдение