Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:16, реферат

Описание

Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Содержание

Структура доходов и расходов федеральных и региональных бюджетов...3
Роль налогов в формировании бюджетов РФ………………………………11
Проблемы собираемости налогов и значение в исполнении доходной части бюджета………………………………………………………………..17
Внебюджетные фонды, их сущности и значения………………..…………22
Список литературы…………………………………………..………………32

Работа состоит из  1 файл

бюджетРФ.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Величина бюджетных  расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом валового внутреннего продукта страны, величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет и рядом других факторов.

Рассмотрим более подробно факторы, определяющие динамику расходов:

1. Экономическое развитие  страны. Если страна находится  на этапе экономического подъема,  доходы бюджета растут и, как  следствие, расширяются возможности  по осуществлению бюджетных расходов. Сокращать расходы на этапе  экономического спада значительно сложнее, чем увеличивать при благоприятной ситуации в экономике.

2. Человеческое развитие. Вложение в развитие человека - важная задача государства. Эти  вложения нацелены не столько  на получение краткосрочного  результата, сколько на создание  потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значительный вес в бюджетах развитых стран.

3. Научно-технический  прогресс. Развитие техники и  технологии ведет к появлению новых видов общественных благ. За счет государственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании экономического пространства.

4. Институциональные  и политические факторы. Государственные  расходы закрепляются в законах,  долгосрочных программах, соглашениях  с международными организациями.  Для их пересмотра в закон  о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства. Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это провялятся в период предвыборной компании, когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

5. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных  ситуаций, таких как войны или  природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.

Таким образом, расходы  бюджета являются комплексом отношений, способов и приемов, благодаря которым  средства из бюджетов поступают по своему назначению.

Расходы, финансируемые  из федерального бюджета.

Расходы, финансируемые  исключительно из федерального бюджета (ст. 84 БК РФ) В ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ.:

1. Обеспечение деятельности  президента РФ, Федеральное собрание РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов (по ФЗ "О федеральном бюджете на текущий год");

2. Функционирование федеральной  судебной системы;

3. Осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

4. Национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсий оборонных  отраслей промышленности;

5. Фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому прогрессу;

6. Государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

7. Государственная поддержка  атомной энергии;

8. Ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

9. Исследование и использование космического пространства;

10. Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

11. Формирование федеральной  собственности;

12. Обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

13. Проведение выборов и референдумов РФ;

14. Федеральная инвестиционная  программа;

15. Обеспечение отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на другие уровни власти;

16. Финансовая поддержка  субъектов РФ;

17. Официальный статистический  учет;

18. Прочие расходы.

Практически расходы  федерального бюджета - это денежные средства, направленные из федерального бюджета на финансирования затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Расходы федерального бюджета  классифицируют:

1. по экономической  роли в процессе воспроизводства  - на затраты, связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной  сферы;

2. по функциональному  назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

Для выяснения роли и  значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы  бюджета подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Капитальные расходы  бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для  инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, бюджетных  учреждений, состоящих на бюджетном  финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами  РФ, обусловленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.

Расходы местных бюджетов - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций местного самоуправления.

Расходы, финансируемые  из местных бюджетов.

Исключительно из местных  бюджетов (ст. 87 БК РФ) финансируются  следующие виды расходов:

1. Содержание органов  местного самоуправления.

2. Формирование муниципальной  собственности и управление ею.

3. Организация, содержание  и развитие учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры средств массовой информации, учреждений, находящихся в муниципальной собственности или ведении органов местного самоуправления.

4. Содержание муниципальных  органов охраны общественного  порядка.

5. Организация, содержание  и развитие муниципального жилищно-коммунального  хозяйства.

6. Муниципальное дорожное  строительство и содержание дорог  местного значения.

7. Благоустройство и  озеленение территорий муниципальных  образований.

8. Организация утилизации и переработки бытовых отходов.

9. Реализация целевых  программ, принимаемых органами  местного самоуправления.

10. Обслуживание и погашение  муниципального долга.

11. Целевое дотирование  населения.

12. Проведение муниципальных  выборов и местных референдумов.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета  используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и  бюджетов муниципальных образований  на функционирование следующих видов  расходов:

1. обеспечение правоохранительной деятельности;

2. обеспечение противопожарной  безопасности;

3. обеспечение социальной  защиты населения;

4. развитие рыночной  инфраструктуры и т.д.

 

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Прежде всего, необходимо отметить, что налоговая система представляет собой весьма сложное, постоянно развивающееся социальное образование, тесно связанное с развитием государства и экономики.

Действующая в настоящее  время российская налоговая система  по своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, применяемым в странах с рыночной экономикой.

Созданные в различных  странах налоговые системы включают различные виды налогов, которые группируют по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и ряду других признаков представляет собой классификацию налогов.

В первую очередь, налоги классифицируются в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации). В связи с этим систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.

Указанные налоги отличаются не тем, в бюджет какого уровня они поступают, а по тому, какой уровень власти устанавливает непосредственно сам налог. Федеральные налоги в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. При этом перечень указанных налогов также установлен Налоговым кодексом. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой Налогового кодекса. Таков же порядок введения в действие местных налогов с той лишь разницей, что они устанавливаются представительными органами местного самоуправления.

При этом важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в Российской Федерации осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в Российской Федерации устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

Одновременно с этим следует отметить, что из всего  многообразия видов налогов, установленных  в налоговой системе России, фактически пять налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и налог на доходы физических лиц) с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. Вместе с тем первые четыре налога являются определяющими с точки зрения налоговой нагрузки на налогоплательщиков - юридических лиц.

Современная трехуровневая  налоговая система Российской Федерации  достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

Четкое распределение  налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы  в условиях рыночной экономики. Совершенствование  налоговой системы в настоящее время должно идти по направлению распределения налогов - расширения части второй Налогового кодекса РФ.

Федеральные налоги и  сборы представляют собой обязательные платежи физических и юридических  лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации