Налоговая система Российской
Федерации сегодня дополняется системой государственных
целевых внебюджетных фондов. Самый крупный
и значимый из них - Государственный пенсионный фонд. Обязательные
платежи в эти фонды по своей социально-экономической
сущности имеют характер налогов, но, несмотря
на обязательность отчислений и сборов
туда, многие предприятия и организации
от них уклоняются, порой самым простейшим
способом: не встают там на учет в качестве
плательщиков. В отличие от Государственной
налоговой службы эти фонды не имеют серьезных
методов контроля за плательщиками и воздействия
на них. Думается, что в перспективе трехуровневая
система налогов должна вобрать в себя
все без исключения обязательные платежи,
распределив их по различным бюджетам.
Пенсионный фонд Российской
Федерации (ПФР) образован постановлением Верховного Совета
РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие
с 1 января 1992 г. постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 27 декабря
1991 г. № 2122-1.
ПФР создан в целях
государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным
финансово-кредитным учреждением.
В основные задачи Пенсионного
фонда входят:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашение по вопросам пенсий и пособий.
Средства ПФР формируются
за счет:
- страховых взносов работодателей;
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
- страховых взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям - социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;
- средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
- добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Бюджет Пенсионного фонда образуется в основном
из страховых взносов субъектов Пенсионного
страхования, к которым относятся:
- работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
- физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
- физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве (домашние работницы, личные секретари, водители личного легкового автотранспорта и т.п.);
- частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Все они должны зарегистрироваться
в качестве страхователей у уполномоченных
ПФР в районах и городах.
Пенсионный фонд - это орган государственного управления
финансами пенсионного обеспечения, самостоятельная
финансово-банковская система, средства
которой не входят в состав государственного
бюджета. Отличительной чертой взаимоотношений
пенсионного фонда и государственного
бюджета является высокая доля собственных
ресурсов и отказ от значительных сумм
дотаций из централизованных источников.
Специальные пенсионные взносы накапливаются
в пенсионном фонде, не сливаясь с поступлениями
и средствами, имеющими собственное функциональное
назначение в рамках социального страхования.
Пенсионный фонд России подотчетен Правительству
Российской Федерации; информация о результатах
деятельности пенсионного фонда ежегодно
представляется на рассмотрение парламента
страны.
Пенсионный фонд формируется
на федеральном уровне и в республиках
(в составе России), краях, областях, что
позволяет охватить пенсионными выплатами
всех граждан независимо от места их прежней
работы и проживания, включая членов колхозов
и лиц, по разным причинам не имеющих права
на трудовую пенсию. Одновременно данная
структура пенсионного фонда гарантирует
как текущие, так и чрезвычайные платежи,
вызванные изменениями в отдельных регионах
или в стране в целом. К ним можно отнести,
например, увеличение числа пенсионеров
в результате стихийного бедствия, разовое
повышение размера пенсий в связи с изменением
цен и т.п.
Основными задачами пенсионного
фонда являются:
- целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, также организация их финансирования;
- участие на долговременной основе в финансировании федеральных, республиканских, региональных программ по социальной поддержке населения;
- расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и коммерческой деятельности.
В качестве системы управления
финансами пенсионного обеспечения пенсионный фонд осуществляет следующие
функции:
- участвует в определении размера взносов на государственное социальное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;
- обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств;
- участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;
- осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
Средства пенсионного
фонда концентрируются в его
бюджете, имеющем такие источники
формирования, как:
- страховые взносы работодателей - предприятий, учреждений, организаций и кооперативов независимо от используемых форм собственности и хозяйствования;
- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
- обязательные страховые взносы граждан;
- средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, повышения пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и роста заработной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством;
- средства, возмещаемые пенсионному фонду государственным фондом занятости населения в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций;
- доходы от коммерческих финансово-кредитных операций.
Тариф взносов на социальное страхование, уплачиваемых
работодателями и гражданами в ПФР, определяется
ежегодно законодательством РФ по представлению
правления Пенсионного фонда.
Фонд социального страхования
Российской Федерации (ФСС) создан в
целях обеспечения государственных гарантий в системе социального
страхования и повышения контроля за правильным
и эффективным расходованием средств
социального страхования Указом Президента
Российской Федерации от 26 июля 1992 г. №
722 и является самостоятельным государственным
финансово-кредитным учреждением. Управление
Фондом социального страхования РФ осуществляется
Правительством РФ при участии общероссийских
объединений профсоюзов.
Положение о ФСС утверждено
постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101. Этот документ регламентирует
организацию и функционирование фонда.
Средства фонда образуются
за счет:
- страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- ассигнований из республиканского бюджета РФ;
- прочих доходов.
Страховые взносы в ФСС
регулируются постановлением Правительства
Российской Федерации и уплачиваются:
- бюджетными учреждениями - один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;
- всеми предприятиями и внебюджетными организациями - два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца;
- лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам, - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и родовыми (семейными) общинами малочисленных народов Севера с 1 января 1995 г. - один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.
Законодательство РФ
предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам
страховых взносов финансовых санкций
в виде взыскания всей сокрытой или заниженной
при начислении страховых взносов в ФСС
суммы оплаты труда и штрафа в размере
той же суммы, а при повторном нарушении
- штрафа в двойном размере.
Средства фонда направляются
на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
- санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту лечения, отдыха и др.);
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
- проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Средства фонда используются
только на целевое финансирование мероприятий,
указанных выше. Не допускается зачисление средств
социального страхования на личные счета
застрахованных.
Средства, полученные от
взимания пеней и наложения финансовых
санкций (в размере 20%), являются базой
развития ФСС.
Фонд обязательного
медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской
Федерации от 8 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен
для аккумулирования финансовых средств
и обеспечения стабильности государственной
системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства
фонда формируются за счет отчислений страхователей
на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной
политики в области обязательного
медицинского страхования созданы
Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные
учреждения в соответствии с постановлением
Верховного Совета Российской Федерации
«О порядке обязательного медицинского
страхования граждан на 1993 г.» (от 24 февраля
1993 г. № 4543-1).