Бюджетный дефицит, его виды, способы покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.
-анализ дефицита бюджета на плановый период и определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к содержанию понятия «бюджетный дефицит» 5
Бюджетный дефицит и его виды 5
Основные способы покрытия бюджетного дефицита 13
Состояние бюджетного дефицита в России 18
2.1. Анализ бюджетного дефицита в России 18
2.2. Перспективные направления регулирования бюджетного дефицита 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложение 30

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования                                                     

   ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет экономики и управления

Кафедра "Экономическая теория и мировая экономика" 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  курсу «Макроэкономика»

на  тему:

«Бюджетный  дефицит, его виды, способы покрытия»

                                                 

 
 
 

Выполнила студентка гр. 09БЭ1

Утемишева И.Р. 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Рыжков  А.А. 

Пенза  2011
 

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение                                                                                                                  3

      1.     Теоретические подходы к содержанию понятия «бюджетный  дефицит»      5

    1. Бюджетный дефицит и его виды                                                                    5
    2.   Основные способы покрытия бюджетного дефицита                               13
    1.   Состояние бюджетного дефицита в России                                                18

    2.1. Анализ бюджетного дефицита в России                                                    18

    2.2. Перспективные направления регулирования бюджетного дефицита      21

    Заключение                                                                                                             27

    Список использованной литературы                                                                   28

    Приложение                                                                                                            30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ 

     В формировании и развитии экономической системы любого современного государства одну из ведущих ролей играет государственное регулирование, которое проводится исходя из экономической политики, выбранной властью. Одним из наиболее главных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

     Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит - это превышение расходов над доходами; финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

     Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Это категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

     В последние годы, а именно начиная с 2009 года, государственный бюджет исполняется с дефицитом. В связи с этим актуальным является изучение дефицита бюджета как экономического явления.

     Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.  

     Конкретными задачами этой курсовой работы являются:

     - определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.

     - анализ состояния дефицита государственного  бюджета на настоящее время  и источников его финансирования.

     -анализ  дефицита бюджета на плановый  период и определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Подходы к содержанию понятия бюджетный дефицит

    1. Бюджетный дефицит и его виды

    В процессе принятия и  исполнения бюджета  большое значение приобретают сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего происходит превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета). В таком случае возникает дефицит.[6, c.206] Бюджетный дефицит выступает как сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства. Категория «бюджетного дефицита» является  результатом и критерием эффективности взаимодействия  государства с производственной и социальной сферами, банковской  системой, финансовым рынком, внешним рынком.[5, c.229]

      На различных этапах развития  общества взгляды экономистов  на бюджетный дефицит и бюджетное  равновесие менялись, причем кардинально.  До 1930х годов финансовая наука  считала основным принципом бюджета его бездифицитность, ежегодное равновесие доходов и расходов (принцип «здоровых финансов»). Например, Ф.Нитти отмечал, что из-за роста государственных расходов увеличиваются дефицит бюджета и государственный долг.  Поэтому он считал, что «какой бы это жертвы не стоило, но государственный бюджет в своей совокупности никогда не должен завершаться дефицитом». Однако  на  практике  достичь  бюджетного  равновесия  чрезвычайно  сложно.  Теория  не дает  готовых  рецептов «здоровых  финансов»,  поэтому  до  сих  пор  проблема  установления правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней, покрытия их дефицита  является  предметом  научно-практических  дискуссий,  как  в  России,  так  и  во  всем мире.[9, c.113]

    Наличие бюджетных дефицитов может вызываться широким комплексом  причин  финансового,  экономического,  политического  характера: кризисными явлениями в экономике и финансах  реального  сектора; неустойчивостью денежно-кредитной системы; колебаниями на финансовом рынке; нестабильностью цен мирового  рынка;  неэффективностью  курса реформ  и политики правительства; чрезвычайными обстоятельствами и необходимостью увеличения оборонных расходов; финансовой зависимостью от иностранных государств и необходимостью высоких затрат на обслуживание и погашение внешнего государственного долга. [5, c. 229]

    Существуют противоречивые взгляды на проблему роли дефицита в развитии или торможении экономического состояния в стране: сторонники  концепции систематического (хронического)  дефицита  видят  в  нем положительные черты:

    -бюджетный  дефицит  не  является  деструктивным  фактором.  Для  состояния национальной  экономики  он  не  представляет  опасности,  так  как  все  расходы,  в  том  числе превышающие  доходы,  осуществляются  на  территории  данного государства и способствуют росту благосостояния  страны.  Исключение  составляет  только  отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, поскольку это означает не что иное, как утечку средств за границу;

    - дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей  бюджетных  средств), что  приводит  к  увеличению  покупательной  способности, способствует  росту  производительности  труда  и,  в  конечном  счете,  расширению национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.[10, c.198]

    Экономисты,  разделяющие  противоположную  точку  зрения (это  сторонники неоклассического  направления  в  экономической  теории),  видят  в  дефиците  целый  ряд опасностей: 

    - сегодняшние дефициты неизбежно  потребуют более высоких налогов  в будущем; 

    -для  покрытия  дефицита  будут  привлекаться  другие,  экстраординарные  доходы: эмиссия  денег  и  займов,  кредиты  и  т.д.  Это  приведет  к  расстройству  денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации национальной валюты, росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном итоге  долги  будут погашаться  за счет введения новых  и повышения ставок существующих налогов, а это означает, что долговое бремя перекладывается на будущие поколения. [5, c. 237]

      Выход  правительства  на  денежный  рынок  путем  размещения  государственных ценных  бумаг (ГЦБ) с целью привлечения финансовых  ресурсов  для покрытия  дефицита подтолкнет  процентные  ставки  вверх.  Это связано с тем,  что в рыночных  условиях,  когда существуют  частные инвесторы и заемщики  свободных денежных  средств у населения и предприятий,  вторжение государства на  финансовый  рынок ведет к росту конкуренции, повышению спроса на деньги, и, следовательно, повышаются ставки процента.

    Более высокие процентные ставки по ГЦБ, по сравнению с частными, вызывают эффект вытеснения частных инвестиций. А  потому, чем выше дефицит бюджета  и государственный долг, тем медленнее  будут идти социально-экономические преобразования и в целом развитие общества. Растущие государственные расходы, вызывающие рост бюджетного дефицита, ведут к расширению  государственного  сектора экономики за  счет  вытеснения  частного, увеличивается вмешательство  правительства  в  воспроизводственный  процесс.  Следует отметить,  что  для  большинства  развитых  стран  типично  формирование  бюджета  с дефицитом.[9, c.114]

    При раскрытии понятия бюджетный  дефицит, нельзя оставить без внимания его функции. Итак, бюджетный дефицит имеет распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольную функции, проявляющиеся в специфических формах.

    Функция распределения (перераспределения) бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства по заранее определенным финансовым пропорциям.

    Фондообразующая функция бюджетного дефицита проявляется  в формировании определенного добавочного  фонда централизованных бюджетных  ресурсов  за  счет  перераспределения  финансовых ресурсов других ступеней финансовой системы.

    Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется  в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов  экономических отношений в эффективном  функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита и реализуемых через этот механизм финансовых  ресурсов.  [9, c.116]

    Контрольная функция  бюджетного  дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством. [6, c.210]

    В построении эффективной системы  управления бюджетным дефицитом, упорядочении информации об операциях органов власти разных уровней по его финансированию, получении представлений  о  возможном  воздействии  на  экономику  используемых  способов дефицитного финансирования  большое значение имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду основополагающих признаков. [5, c.230]

    Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет экономистам выделять следующие  виды  дефицитов  бюджета:  чрезвычайный,  кризисный,  антикризисный  и межбюджетный дефициты. В  основе  чрезвычайного  дефицита  лежат  чрезвычайные  обстоятельства (война, стихийные  бедствия  и  т.п.),  от  которых  трудно  или  невозможно  застраховаться.  Для предупреждения  и  ликвидации  последствий  чрезвычайных  ситуаций  обычно  формируются различные резервные фонды,  или средства предусматриваются в бюджете в соответствии с функциональной классификацией бюджетов. Кризисный и антикризисный дефициты бюджета вызываются кризисом в экономике и мерами по его ликвидации. В связи с этим выделяют дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значение. Под межбюджетным  дефицитом  понимается  отрицательное  сальдо  региональных  и местных  бюджетов,  которое  возникает  в  результате  несоответствия  имущественных  и бюджетных  прав  территорий,  уменьшения  их  доходов  или  увеличения  расходов  вследствие принятия решений органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством  бюджетного  регулирования,  использования  различных  форм  межбюджетных отношений. [9, c.117]

Информация о работе Бюджетный дефицит, его виды, способы покрытия