Бюджетный дефицит, его виды, способы покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.
-анализ дефицита бюджета на плановый период и определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к содержанию понятия «бюджетный дефицит» 5
Бюджетный дефицит и его виды 5
Основные способы покрытия бюджетного дефицита 13
Состояние бюджетного дефицита в России 18
2.1. Анализ бюджетного дефицита в России 18
2.2. Перспективные направления регулирования бюджетного дефицита 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложение 30

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

      В  зависимости  от  экономического  содержания  и  направления  воздействия  различают активный и пассивный бюджетные дефициты. В условиях социально-экономического кризиса правительство может пойти на  увеличение  разрыва между доходами  и расходами бюджета ( путем  повышения  расходов  и  снижения  налоговых  изъятий)  в  целях стимулирования роста экономики,  сокращения  безработицы,  расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюджета принимает активную форму. Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы  бюджета  на  обслуживание  государственного  долга,  то  активная  форма  дефицита примет пассивную форму и начнет усугублять социально-экономический кризис. Поэтому  в  целях  управления дефицитом и использования его стимулирующего, активного потенциала необходимо находить приемлемые источники покрытия с учетом анализа конкретного финансово-экономического  положения регионов  и страны  в целом,  а также с учетом  международного фактора,  поскольку это имеет существенное  значение  в открытой экономике.  [6,c. 206]

    В  зависимости  от  степени  корреляции  дефицита  бюджета  с  уровнем  безработицы различают  структурный  и  циклический  дефициты.  Под  структурным  дефицитом понимается  отрицательное  сальдо  бюджета  при  данной  системе  формирования государственных  доходов  и  государственных  расходов  в  условиях  полной  занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). [2, c.125] В период экономического спада (рецессии) уровень безработицы  начинает  превышать  базовый.  Поэтому  реальный  дефицит  бюджета  тоже  будет расти  и  становиться  больше  уровня  структурного  дефицита,  который  принимается  как  некая идеальная,  оптимальная  величина  допустимого  бюджетного  дефицита.  Это  происходит  частично за счет роста выплат пособий по безработице, сокращения налоговых поступлений, а в основном – в результате уменьшения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным  дефицитом  получила  название  циклического дефицита. Также циклический дефицит имеет следующее определение: это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. [7, c.102] Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов.  Сокращение  уровня  циклического  дефицита  свидетельствует  о  тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что равносильно экономическому росту. [8, с.397]

    По  характеру  возникновения  выделяют  случайный (кассовый)  и  действительный  дефициты. Случайный  дефицит бюджета,  или  называемый иначе  кассовым, возникает из-за кассовых (временных)  разрывов  в  поступлении  и  расходовании  средств.  Обычно  кассовым дефицитам подвержены бюджеты, в высокой степени зависящие от одного источника дохода,  или же  те,  в которых источники поступлений  имеют  сезонный  характер. К  таковым  обычно  относятся  местные и региональные бюджеты. Действительный  дефицит возникает не  из-за случайной временной задержки  поступлений доходов в бюджет  и опережающего  график (роспись доходов и расходов) производства расходов,  а в связи с постоянным  наращиванием расходов  из  бюджета  и  реальным  отставанием  от  них  доходов.  Он  обычно  закладывается  в законе  о  бюджете  на очередной  финансовый год  в  качестве предельной  величины,  но  может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета. [9, c.118]

    По  степени  постоянства  объема  дефицита  бюджета  можно  выделить  стабильные  и меняющиеся  дефициты.  Резкие  колебания  дефицита  за  относительно  короткий  промежуток времени  свидетельствуют  о  финансово-экономической  нестабильности,  отсутствии долгосрочной и единой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политике в стране. [9, c.117]

      По  продолжительности  бюджетный   дефицит  подразделяется  на  хронический (систематический) и  временный. Хронический дефицит  возникает из года в год  в течение длительного  периода  времени  и  является  наиболее «трудноизлечимым».  Основные его причины:  длительный цикл экономического кризиса,  долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели  в мирное  время,  чрезвычайные  происшествия,  дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости. В отличие от хронического, временный дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления. В его основе  лежат,  как  правило,  не  кризисные  явления  в  экономике,  а  ряд  объективных и  субъективных  причин.  Органы  власти  в данной  ситуации должны  не допустить перехода  временного  дефицита  в хронический. Для этого необходимо  принять ряд оперативных решений  по  своевременной  ликвидации предпосылок,  причин  и  последствий  дефицита,  финансирования  его  неинфляционными  и «дешевыми» источниками заемных средств. [10, c.199]

    Известно,  что  бремя  государственного  долга,  обусловленное  бюджетным  дефицитом, перекладывается  на  будущие  поколения.  В  большей  степени  это  относится  к  хроническому дефициту. Такой дефицит называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и выпуска государственных займов, за счет других источников, например таких как: реализация государственной собственности,  государственных активов,  расширение  налогооблагаемой базы, переложения бюджетного дефицита  не происходит. Этот вид  дефицита называют  непереложимым. Задача бюджетной политики: находить и использовать такие источники дефицитного финансирования, которые не обременяли бы жизнь будущих поколений. По  международной  классификации  выплата  процентов  по  обслуживанию государственного  долга  включается  в  расходы  бюджета.  Россия  тоже  перешла  к международной методологии составления бюджета, но еще не до конца. [9, c.116]

    При  определении  дефицита  с  учетом  или  без  учета  расходов  по  обслуживанию государственного  долга  выделяют  первичный  и  вторичный  дефициты  бюджета.  Дефицит бюджета,  который  рассчитывается  как  разница  между  его  доходами  и  расходами  без  учета процентных выплат по долгу, называется первичным, а с учетом – вторичным. [4, c.301]Эти названия возникли не  случайно.  Действительно, дефицит – это превышение  расходов  бюджета  над его доходами.  В  этом  случае  расходы  сверх  доходов  производятся  впервые.  Но  если  для  их финансирования привлекаются заемные средства на платной основе, то процентные выплаты из бюджета за  эти средства  имеют производный,  вторичный характер,  поскольку обусловлены первичным дефицитом.

    Классификация видов дефицита, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования – все  это  необходимо  для  того,  чтобы  иметь  возможность  разрабатывать систему мер по  прогнозированию  и сокращению дефицита, по преобразованию бюджетной и налоговой  систем,  межбюджетных  отношений,  направленных  на  устойчивый  экономический рост и повышение уровня благосостояния населения.  [9, c. 118] 

    1. Основные  способы покрытия бюджетного дефицита

   В большинстве стран, в том числе  и в России, используются следующие  основные способы покрытия бюджетного дефицита:

    - кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

    - долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

    Монетизация представляет собой увеличение количества денег в обращении. Хотя этот способ используется государством достаточно редко, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не нужно исключать из методов покрытия дефицита бюджета.

    При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. [6, с.213] При монетизации государство получает сеньораж, т.е. новый доход от печатания денег. Он равен разности между суммой дополнительно выпущенных денег и затратами на их выпуск. [4, с.301] Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным. [7, c.105] Монетизация оказывается достаточно рискованным способом финансирования дефицита бюджета, поскольку может оказывать отрицательное воздействие на состояние платежного баланса. Это связано с тем, что в результате монетизации происходит рост предложения денег и на руках у населения накапливается избыток наличных денег. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные. Это, в свою очередь, приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Если платежный баланс становится отрицательным, то это не уменьшает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведет к его увеличению.[2, c.129]

    Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на «связывании» избыточного денежного предложения при помощи продажи на валютном рынке части официальных резервов Центрального банка, что позволяет стабилизировать денежный рынок в целом. Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня инфляции в стране, чем более открытой является экономика. Негативные инфляционные последствия монетизации бюджетного дефицита могут быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежной политики. Если Центральный банк сокращает кредитные возможности коммерческих банков  одновременно с расширением кредитов государственному сектору на финансирование бюджетного дефицита, то внутренние рыночные ставки возрастают, сдерживая экономическую активность. В результате этого частные инвестиции и чистый экспорт сокращаются и инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на состояние платежного баланса. В целом монетизация может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета.

      Однако необходимо иметь в  виду, что это небезопасный для экономики способ. Он обычно используется в исключительных случаях, когда, например[6, c.215]:

    - имеется значительный внешний долг, что исключает льготное финансирование дефицита бюджета из внешних источников;

    - возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;

    - валютные резервы Центрального банка истощены, в силу чего регулирование платежного баланса остается первостепенной задачей;

    - экономика способна выдержать высокую инфляцию, а граждане уже привыкли к постоянному росту цен.

    Если  же правительство все-таки избирает эмиссионный способ бюджетного финансирования, то Центральному банку необходимо в  первую очередь ввести ограничения (лимиты) кредитования государственных  предприятий и организаций. В  противном случае может возникнуть риск полного вытеснения частного сектора с кредитного рынка и произойти падение инвестиционной активности. Необходимо также постоянно держать под контролем уровень инфляции, следить за состоянием платежного баланса. [2, с.129]

    Менее болезненным и более удобным способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате чего дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.

    Объективная необходимость использования долгового  финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена  сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие между  увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствами государства. Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными последствиями для экономики по сравнению с дополнительной эмиссией. [6, c.216]

    С другой стороны, практика долгового  финансирования является политически  более благоприятной для правительства, чем повышение налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также недопустимо, доходная часть государственного бюджета может финансироваться только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства является небезразличным, особенно во время выборов. [2, c.130] Долговое финансирование может стимулировать экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При этом начинает действовать положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние на другие отрасли хозяйства и занятость. [6, c.217]

    Однако  здесь есть и свои минусы: если дефицит  госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. [7, c. 105], [2, c. 129] Совокупный объем государственной задолженности не может быть слишком высоким. В противном случае государственный долг становится трудно управляемым. Увеличение государственных расходов осложняет проблему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие процентные выплаты по государственному долгу существенно ограничивают возможность применения правительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику. При этом внешняя задолженность может стать серьезным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства. [6, c. 217] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетный дефицит, его виды, способы покрытия