Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.
-анализ дефицита бюджета на плановый период и определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета
Введение 3
1. Теоретические подходы к содержанию понятия «бюджетный дефицит» 5
Бюджетный дефицит и его виды 5
Основные способы покрытия бюджетного дефицита 13
Состояние бюджетного дефицита в России 18
2.1. Анализ бюджетного дефицита в России 18
2.2. Перспективные направления регулирования бюджетного дефицита 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложение 30
2. Состояние бюджетного дефицита в России.
2.1 Анализ бюджетного дефицита в России (2009-2011гг.)
Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВВП. [10, с.199]
Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет даёт полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. [16 c.18]
По данным таблицы А.1 приложения А [приложение А, таблица А.1].мы видим, что бюджетный дефицит в нашей стране наблюдается только с 2009 года, что явилось следствием мирового экономического кризиса.
На территориальном уровне наблюдается неэффективность работы бюджетных программ, так как основной упор делается на федеральный бюджет, который в большей степени влияет на экономическую стабильность в стране в целом. Это несовершенство государственного управления может привести к нестабильности бюджетной системы в стране.
Для анализа дефицита бюджета РФ рассмотрим показатели за 2009, 2010 год и показатель за январь 2011 года по данным Росстата. [приложение А, таблица А.2].
Из приложенных данных мы видим, что, год за годом, дефицит федерального бюджета уменьшается. И, если в 2009 он составлял 5,9 процентов от объема ВВП, в 2010 - 3 процента от объема ВВП (при изначально запланированных 5 процентов), в 2011 году он будет также меньше запланированных 3,6 процентов ВВП. Тем не менее, бюджет все равно останется дефицитным и будет составлять порядка 3 процентов от ВВП. [17],[19]
По данным Счетной палаты РФ Федеральный бюджет в 2009 году, исполнен с дефицитом 2 322 310,5 млн. рублей, что на 809 086,1 млн. рублей, или на 25,8 %, меньше показателя, утвержденного Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ (с изменениями) в сумме 3 131 396,6 млн. рублей. Первичный дефицит федерального бюджета (превышение расходов над доходами без учета расходов по обслуживанию государственного долга) составил 2 146 155,3 млн. рублей, или 5,5 % ВВП.
Исполнение федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2009 году составило 2 322 310,5 млн. рублей. При этом источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета составили 2 450 914,5 млн. рублей. источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составили минус 128 604,0 млн. рублей.
По данным Счетной палаты РФ Федеральный бюджет в 2009 году, исполнен с дефицитом 1811,8 млрд. рублей, что на 616,8 млрд. рублей, или на 25,4%, меньше показателя, утвержденного Федеральным законом . № № 308-ФЗ (с изменениями) в сумме 2428,6 млрд. рублей. Первичный дефицит федерального бюджета (превышение расходов над доходами без учета расходов по обслуживанию государственного долга) составил 1600,382 млрд. рублей.[23]
Для стабилизации финансовой системы страны в условиях экономического кризиса был создан стабилизационный фонд РФ, который в 2008 году разделился на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На настоящее время Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Он формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины; и доходов от управления его средствами. Фонд национального благосостояния же представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Он формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает или превышает его нормативную величину; и доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. [16 c.21]
Дефицит федерального бюджета на 2010 год был покрыт на 73,9 процентов за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. и на 26,1 процент за счет иных источников. [15]
Дефицит 2011 года существенно отличается от предыдущих лет тем, что он не закрывается поступлениями из Резервного фонда. Придется компенсировать его на 36,9 процентов за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 63,1 процента за счет поступлений от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований на внешнем и внутреннем рынках. В большей степени на внутреннем.[11] Предусматривается привлечь внутренние заимствования в виде государственных ценных бумаг в сумме 1 709,9 млрд. рублей, что превысит объем заимствований в 2009 году на 1 194,0 млрд. рублей, или в 3,3 раза. [23] Отсюда возникают серьезные риски. Самые большие из них связаны с зависимостью цен на сырье. Это отмечает в своем заключении и Счетная палата. Если бы ВВП в России рос так, как он рос до кризиса, то от дефицита можно было бы избавиться достаточно быстро. Также с этим утверждением согласны аналитики Всемирного банка. «Хотя в целом этот прогноз (цен на нефть марки Urals), соответствует рыночным ожиданиям… включение таких цен в бюджет делает Россию уязвимой перед внезапным падением цен на нефть». [23]
Прогнозная цена на нефть Urals на 2011 год, заложенная в проект федерального бюджета составляет 75 долларов за баррель, как и на 2010 год. Также, по мнению экспертов Всемирного банка, если цена на нефть снизится до 60 долларов за баррель, то нефтяные доходы могут сократиться на 2 процента ВВП, что приведет к росту дефицита бюджета Российской Федерации до отметки значительно превышающей 5 процентов и при этом встанет вопрос, как же финансировать такой большой дефицит. [20]
Правительством Российской Федерации принимаются определенные меры, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности, последовательное снижение дефицита бюджетной системы страны, предсказуемые параметры инфляции. [23]
2.2. Перспективные направления регулирования бюджетного дефицита
Рассмотрим перспективные направления на примере планового периода 2011-2013 г.
Дефицит федерального бюджета на 2011 год предусмотрен в размере 1 814 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, в 2013 году прогнозируется его сокращение до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП), или лишь на 18,3 млрд. рублей, по сравнению с 2011 годом. Доля дефицита федерального бюджета в объеме ВВП в 2013 году (2,9 % ВВП) по сравнению с 2009 годом (5,9 %) сократится в 2 раза. Согласно приложениям № 42 и 43 к законопроекту: источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год сформированы в размере 1 814,0 млрд. рублей (3,6% ВВП), в 2012 и 2013 годах в связи с сокращением объема дефицита федерального бюджета предусматривается сокращение размеров источников финансирования дефицита федерального бюджета до 1 734,4 млрд. рублей, или 3,1 % ВВП, и 1 795,7 млрд. рублей, или 2,9 % ВВП соответственно, что соответствует объему дефицита. [23]
Основными
источниками финансирования дефицита
федерального бюджета в 2011-2013 годах
будут государственные
Объем поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, в 2011 году предусматривается увеличить на 291 млрд. рублей, или почти в 42,5 раза по сравнению с планируемым показателем на 2010 год, в 2013 году поступления составят 309,4 млрд. рублей, что в 44,2 раза превысит планируемый показатель на 2010 год и в 158 раз фактический показатель 2009 года.
Объем внешних заимствований за счет размещения в 2011 - 2013 годах государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, прогнозируется в размере 213,5 млрд. рублей, 214,9 млрд. рублей, 217,0 млрд. рублей соответственно, что эквивалентно 7 млрд. долларов США ежегодно.[13]
Динамика по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, приведена в таблице Б.1 приложения Б. [Приложение Б, таблица Б.1]
Анализ динамики показывает, что объемы привлечений средств от размещения указанных государственных ценных бумаг увеличатся в 2013 году в 1,7 раза по сравнению с 2010 годом, в 4 раза по сравнению с 2009 годом.
Проектами программ государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (приложения 34 и 35 к законопроекту) предусмотрены внутренние заимствования за счет размещения государственных ценных бумаг в размере (сальдо) 1 340,8 млрд. рублей, 1 504,4 млрд. рублей и 1 485,3 млрд. рублей соответственно. Такие же показатели содержатся и в приложениях № 42 и 43 к законопроекту, утверждающих источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.[23],[16]
В соответствии со статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.[1]
Возможность разместить на рынке значительные объемы государственных ценных бумаг, запланированные на 2011-2013 годы, во многом будет зависеть от успешного решения задачи повышения ликвидности государственных долговых обязательств. С этой целью Минфин России будет проводить размещение на рынке базовых выпусков сравнительно крупных объемов со сроком обращения 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.
Планируемая доходность в 2011 - 2013 годах по краткосрочным инструментам составит до 4,5 — 5,5 %, по среднесрочным до 6,0 — 8,0 %, по долгосрочным до 8,0 -8,5 %.Предусматривается, что привлечение средств будет осуществляться за счет размещения среднесрочных государственных ценных бумаг - 48 %, долгосрочных - 40 %, краткосрочных - 12% от общего объема эмиссии 2011 года. Государственные сберегательные облигации (ГСО) будут использоваться для размещения пенсионных накоплений. [23],[11]
Динамика
погашения и привлечения
Анализ динамики показывает, что привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, в 2011 году предусматривается в объеме 213,5 млрд. рублей (7,0 млрд. долларов США), что меньше на 3 %, чем в 2010 году. В 2012-2013 годах указанные привлечения в рублевом эквиваленте будут увеличиваться, однако, относительно 2010 года сократятся на 2,4 % и 1,5 % соответственно.[16] Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке. При этом в долларовом эквиваленте объем привлечений прогнозируется ежегодно в размере 7 млрд. долларов США, что меньше на 6,7%, чем в 2010 году. Уменьшение привлечений связано с перераспределением части заимствований на внутренний финансовый рынок. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке. [11]
Ставки купонного дохода предполагаются в 2011 - 2013 годах соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS на риск Российской Федерации. Объем погашений по указанным ценным бумагам определен пунктом 5 статьи 20 законопроекта. Предусматривается, что указанные погашения в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличатся в 1,7 раза и составят 76 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США). Увеличение связано в основном с погашением обязательств Российской Федерации по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа VII серии в объеме 1,0 млрд. долларов США.
В 2012 и 2013 годах погашение государственных ценных бумаг в рублевом эквиваленте составит 40,5 млрд. рублей и 40,9 млрд. рублей соответственно, или 1,3 млрд. долларов США ежегодно. [23],[15]
Конечно же одним из главных моментов в прогнозировании бюджетного дефицита является среднегодовая цена на нефть Urals. Чья прогнозируемая цена в 2011 году составит 75 долларов за баррель, в 2012 – 78 и в 2013 – 79.
Информация о работе Бюджетный дефицит, его виды, способы покрытия