Бюджетный дефицит, его виды, способы покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.
-анализ дефицита бюджета на плановый период и определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета

Содержание

Введение 3
1. Теоретические подходы к содержанию понятия «бюджетный дефицит» 5
Бюджетный дефицит и его виды 5
Основные способы покрытия бюджетного дефицита 13
Состояние бюджетного дефицита в России 18
2.1. Анализ бюджетного дефицита в России 18
2.2. Перспективные направления регулирования бюджетного дефицита 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложение 30

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

    Вице-премьер-министр  финансов Алексей Кудрин, выступая на конференции по государственному финансовому контролю в Счетной  палате, отметил, что страна сможет преодолеть дефицит государственного бюджета только к 2015 году: «При цене 75 долларов за баррель, а с учетом инфляции в США+82 доллара за баррель, мы получим нулевой дефицит. Если цена будет 50 долларов за баррель, то дефицит составит три процента ВВП». Также Кудрин высказал мнение, что при такой цене на нефть приемлемым является дефицит бюджета не более 2 процентов ВВП.  [21]

    Оздоровление  государственного бюджета необходимо осуществлять по нескольким направлениям: увеличение его доходной базы; реструктуризация расходной части бюджета; упорядочение бюджетных процедур.

    Можно предложить также следующие меры:

    - осуществлять  составление проекта бюджета  на очередной финансовый год  исходя из предельных лимитов  финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными;

    - увязать  составление бюджета со среднесрочным  бюджетным планированием, что  важно для определения финансовой  политики государства на перспективу  и выработки программы действий  правительства по ее реализации.

    В современных условиях государство  должно усилить свои функции по регулированию  экономических и социальных процессов  в обществе, выработать программу  эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Итак, в настоящее время частым явлением для государственного бюджета стал бюджетный дефицит. С недавнего  времени дефицитным стал и федеральный  бюджет российской Федерации. Бюджетный  дефицит может быть следствием неблагоприятной  экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.

    В данной курсовой работе было изучено  такое явление, как дефицит государственного бюджета, его виды и способы покрытия. Также было проанализировано состояние  дефицита государственного бюджета РФ в настоящее время и на плановый период в будущем.

    Эффективное управление бюджетным дефицитом  предполагает, что увеличение государственных  расходов должно быть направлено на содействие развитию производства и увеличению занятости населения. Бюджетные ассигнования и кредиты должны выделяться под реальные программы по мере достижения эффекта и при достаточных гарантиях возврата средств. Следовательно, операции финансирования должны быть согласованы  общей финансовой и экономической политикой государства.

    Данные  явления оказывают неблагоприятное  воздействие на развитие страны в  целом. Поэтому Правительству необходимо разрабатывать и реализовывать  специальные программы для снижения дефицита бюджета. Только принятие эффективных  мер в этих направлениях будет содействовать социально-экономическому развитию России. Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под  общей ред.  д.э.н., проф. А.В. Сидоровича;  МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд. стереотип. - М.:  Издательство «Дело и Сервис», 2004.
  3. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000.
  4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.
  5. Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- Изд. 2-е, доп. и перераб./ Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка.- М.: Изд-во РАГС, 2007.
  6. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Рыжков А.А. Макроэкономика: учебно-методическое пособие / А.А. Рыжков, Ю.А. Рыжкова.- Пенза : Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008.
  8. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2006.
  9. Ханчук Н.Н. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005.
  10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-М, 2004.
  11. Бушмин Е. В. Важнейшая задача - обеспечение государством социальных обязательств// Налоговая политика и практика. - 2010. - N 11 (95). - С.4-6.
  12. Евстигнеева, А.  Холодная осень Кристиана Блобьерга // Рынок ценных бумаг. - 2010. - N 10. - С.52-55.
  13. Как повысить наполняемость бюджета и не ударить по бизнесу? // Налоговая политика и практика. - 2010. - N 12 (96). - С.35
  14. Климов, А.  Удовлетворение запросов увеличит дефицит // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - N 15. - С.24.
  15. Панкин, Д. В. Минфин нашел источники покрытия дефицита бюджета // Финансы. - 2009. - N 8. - С.3-5.
  16. Финансы России. 2010: Стат.сб./ Росстат - М., 2010. - 468 c.
  17. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/Main.htm (Росстат. Социально-экономическое положение России - 2011 год)
  18. http://www.rg.ru/2011/02/24/putin.html (Российская газета. Прогноз на послезавтра)
  19. http://www.rg.ru/2011/01/24/deficit2011-anons.html (Российская газета. Андрей Клепач: Дефицит бюджета РФ в 2011 году составит порядка 3 процентов ВВП)
  20. http://www.rg.ru/2010/11/02/budzet-anons.html (Российская газета. России, возможно, придется занимать сверх плана для покрытия дефицита бюджета)
  21. http://www.rg.ru/2010/12/09/budzet-anons.html ( Российская газета. Дефицит бюджета-2015 может составить 3 процента ВВП при цене на нефть в 50 долларов)
  22. http://www.rg.ru/452616-anons.html ( Российская газета. Алексей Кудрин: Дефицит бюджета будет ниже 3 процентов при сохранении высоких цен на нефть)
  23. http://protown.ru/information/hide/6367.html (Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2011-2013 гг.)
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение  А

    Диаграмма А.1 – Профицит и дефицит консолидированного и федерального бюджетов Российской Федерации (в процентах к ВВП) 

    

    Таблица А.2 - Исполнение федерального бюджета за 2009-2011 г. (млрд рублей

  Доходы Расходы Профицит, дефицит(-)
2009г. 7337,8 9660,1 -2322,3
2010г. 8303,8 10115,6 -1811,8
Январь 2011 г. 1115,9 647,0 468,8
 

    Приложение  Б

    Таблица Б.1- Динамика по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (млрд. рублей)

  2009 г. Отчет 2010 г. Закон  № 308-ФЗ (с изм.) 2011г. проект 2012 г. проект 2013 г. проект 2013 г. к 2010 г., % 2013 г. к 2009 г., %
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  валюте Российской Федерации, в том  числе: 415,9 934,3 1340,8 1504,4 1485,3 159 357,1
привлечение средств 515,9 1210,0 1709,9 2023,3 2101,9 173,7 407,5
погашение -100,0 -275,7 -369,1 -518,9 -616,6 223,6 616,6
 

    Таблица Б.2 - Динамика погашения и привлечения  средств за счет размещения государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых  указана в иностранной валюте (млрд. рублей)

  2009 г. отчет 2010 г. Закон  № 308-Ф3(сизм.) 2011г. проект 2012 г. проект 2013 г. проект 2013 г. к 2010 г., %
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  иностранной валюте (сальдо), млрд. руб.в  том числе: -48,0 175,6 137,5 174,4 176,1 100,3
привлечение средств, млрд. руб. 0,0 220,2 213,5 214,9 217,0 98,5
погашение основной суммы задолженности, млрд. руб. -48,0 -44,6 -76,0 -40,5 -40,9 91,7
привлечение средств, млрд. долл. США 0,0 7,5 7,0 7,0 7,0 93,3
погашение основной суммы задолженности, млрд. долл. США -1,5 -1,5 -2,5 -1,3 -1,3 86,7

Информация о работе Бюджетный дефицит, его виды, способы покрытия