Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [14, с.265]. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико – методологические основы исследования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………8
1.1. Характеристика основных подходов исследованию бюджетного дефицита и государственного долга……………………………………...8
1.2. Характеристика основных методов управления бюджетного дефицита и государственного долга в развитых странах………………….23
1.3. Исторический ракурс теоретико-методологического исследования бюджетного дефицита и государственного долга в мировой экономической науке.
Глава 2. Анализ показателей развития бюджетного дефицита и государственного долга в РФ и в Пермском крае………………………….41
2.1. Характеристика динамики показателей отражающих развитие бюджетного дефицита и государственного долга………………………….41
2.2. Характеристика динамики показателей бюджетного дефицита и государственного долга на уровне Пермского края……………………..45
Глава 3. Направления и методы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ и Пермского края.
3.1. Комплексная характеристика направлений и методов управления бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ.
3.2. Комплексная характеристика методов управления бюджетного дефицита и государственного долга на уровне Пермского края.
3.3. Собственная модель, представленная в предшествующих параграфов систематизация факторов учитываемых при реализации государственной, экономической политики.
Заключение…………………………………………………………………57
Список используемой литературы………………………………………60

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория.doc

— 249.50 Кб (Скачать документ)

 

           Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов  в условиях кризисного состояния  экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных  расходов.

4. Непоследовательная  финансово-экономическая политика.

 

 

Источники покрытия бюджетного дефицита.

Наиболее надежным источником покрытия дефицита государственного бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года, в ряде случаев до 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они негативно воздействуют на экономику. Дело в том, что размещение государственных ценных бумаг может иметь принудительный характер, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйственных субъектов. При свободном размещении государственных займов на рынке ссудных капиталов происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, так как государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств. Эмиссия государственных ценных бумаг к тому же вызывает повышение уровня процентных ставок, а это, несомненно, негативно скажется на инвестиционных возможностях реального сектора экономики – спрос на денежный капитал упадет. В результате возникает так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций. Однако, как подтверждают эмпирические данные, этот эффект наиболее ясно и с разрушительной силой проявляется при ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при недоиспользованных ресурсах и соответствующей денежной политике вместо «эффекта вытеснения» может появиться стимул для активатизации инвестиционной деятельности. При этом нельзя забывать, что в последнем случае найдет свое проявление инфляции. Однако при активатизации хозяйственной деятельности, расширением занятости, увеличения предложения товаров и услуг она все – таки является меньшим злом, если в данном случае ее можно назвать таковым.

 

Способы регулирования  государственного бюджета.

К настоящему времени  определились три основных подхода  к регулированию государственного бюджета.

Первый подход связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов. Такое целеполагание фискальной политики по сути снижает ее эффективность и низводит на нет антициклический и стабилизационный ее характер. В условиях депрессии, длительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну. В такой ситуации сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов, либо сокращения государственных расходов, либо сочетания того и другого. А это означает сжатие совокупного спроса, свертывание общественного производства.

При профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допускать предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить государственные расходы, либо задействовать то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход сориентирован на достижении сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического (делового) цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется государством одновременно как инструмент и антицеклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Это допускает экспансионистическую фискальную политику на стадии спада и депрессии (увеличение государственных расходов, снижение налогового бремени) реструктивную фискальную политику на стадиях подъема и проявления инфляции.

Несмотря на внешнюю  привлекательность такого механизма  реализации фискальной политики, он явно страдает упрощенностью. Это связано с отсутствием идентичных экономических циклов как по продолжительности отдельных фаз и цикла в целом, так и по глубине спадов и пику подъемов. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным вялым и небольшим подъемом и, наоборот длительная и устойчивая фаза подъема может сопровождаться краткосрочным и неглубоким спадом. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход базируется на идее функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При таком подходе самодовлеющим элементом является макроэкономическая стабильность, тогда как сбалансированность государственного бюджета смещается на два плана и рассматривается лишь как один из составляющих моментов такой стабильности. Поэтому развитие экономики может сопровождаться бюджетными как дефицитами, так и профицитами. Предполагается, что макроэкономическая сбалансированность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

 

Виды и последствия  государственного долга.

В зависимости от рынка  размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг - долг государства населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.   

Может ли внутренний долг каким-то образом привести к банкротству правительства, лишив его возможности выполнять финансовые обязательства? Ответ - «тоже нет». Во-первых, нужно отметить, нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать внутренний долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям долга, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Кроме этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение и эмиссия денег. Увеличение налогов является тем способом, который есть у государства для получения достаточных доходов для выплат процентов по долгу. Банкротство правительства также сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно оплатить не только проценты по долгу, но и погасить всю сумму долга. Конечно, это будет иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства точно не будет.

Внешний государственный долг - задолженность государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

Это связано с так  называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций. “Эффект вытеснения” связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным     потенциалом. [2]

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения производят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса сбережений). Во-вторых, отвлечение финансовых ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Проблемы связанные  с государственным долгом, заключаются  в том, что выплаты процентов  по государственному долгу:

    • Увеличивают неравенства в доходах;
    • Требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;
    • Вызывают перевод определенной части реального национального продукта за рубеж;
    • Увеличивает ставки процента и вытесняют частные инвестиции.

Тем не менее в последние  годы во всех странах внешней долг и процентные платежи, связанные с ним, увеличиваются.

        Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия:

1. Погашение внутреннего  долга путем выплаты процентов  населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов  с целью выплаты процентов  по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.

3. Отрицательно сказывается  на экономике ситуация, когда  правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.

  4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом каждого гражданина в отдельности.

 

Управление  государственным долгом.

Возникновение и рост государственного долга вызвали  к жизни необходимость управления. Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанный с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных  займов предполагает изменение первоначальных их условий (процентов, срока и других условий погашений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижение процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продления  срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) раннее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

Процесс погашения старой государственной задолженности  путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Поэтому можно  сказать, что консолидированный  государственный долг есть результат  рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности.

 

Методы борьбы с бюджетным дефицитом и ростом государственного долга.

К методам борьбы с бюджетным дефицитом и государственным долгом относятся:

    • принятие ежегодного сбалансированного государственного бюджета;
    • увеличение доходной части бюджета за счет установления новых федеральных налогов или введение более высоких ставок действующих налогов;
    • использование методов разумной приватизации экономики посредствам продажи государственных активов;
    • выход правительства на мировой рынок капиталов с целью получения дополнительных средств;
    • сокращение военных расходов.

 

Факторы влияющие на дефицит бюджета

1. ВВП

2. Доллар США

3. Цены на товары

4. Цена нефти

5. Объемы добычи нефти

6. Ставка рефинансирования

7. Золотовалютные резервы

8. Доходная база бюджета

9. Расходы бюджета

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг