Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа
Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [14, с.265]. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико – методологические основы исследования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………8
1.1. Характеристика основных подходов исследованию бюджетного дефицита и государственного долга……………………………………...8
1.2. Характеристика основных методов управления бюджетного дефицита и государственного долга в развитых странах………………….23
1.3. Исторический ракурс теоретико-методологического исследования бюджетного дефицита и государственного долга в мировой экономической науке.
Глава 2. Анализ показателей развития бюджетного дефицита и государственного долга в РФ и в Пермском крае………………………….41
2.1. Характеристика динамики показателей отражающих развитие бюджетного дефицита и государственного долга………………………….41
2.2. Характеристика динамики показателей бюджетного дефицита и государственного долга на уровне Пермского края……………………..45
Глава 3. Направления и методы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ и Пермского края.
3.1. Комплексная характеристика направлений и методов управления бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ.
3.2. Комплексная характеристика методов управления бюджетного дефицита и государственного долга на уровне Пермского края.
3.3. Собственная модель, представленная в предшествующих параграфов систематизация факторов учитываемых при реализации государственной, экономической политики.
Заключение…………………………………………………………………57
Список используемой литературы………………………………………60
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
на тему: «Бюджетный
дефицит и государственный
Выполнил:
студентка 1 курса
заочного отделения
Гуманитарного факультета
гр. ФК – 08С
Митрофанова В.С.
Руководитель: Буторина О.В.
ПЕРМЬ 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико – методологические основы исследования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………8
1.1. Характеристика основных
подходов исследованию
1.2. Характеристика основных методов управления бюджетного дефицита и государственного долга в развитых странах………………….23
1.3. Исторический ракурс
теоретико-методологического
Глава 2. Анализ показателей развития бюджетного дефицита и государственного долга в РФ и в Пермском крае………………………….41
2.1. Характеристика динамики
показателей отражающих
2.2. Характеристика динамики
Глава 3. Направления и методы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ и Пермского края.
3.1. Комплексная характеристика направлений и методов управления бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ.
3.2. Комплексная характеристика методов управления бюджетного дефицита и государственного долга на уровне Пермского края.
3.3. Собственная модель, представленная в предшествующих параграфов систематизация факторов учитываемых при реализации государственной, экономической политики.
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………60
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования с точки зрения теоретического исследования.
Актуальность темы исследования с точки зрения аналитики.
Актуальность данной темы с точки зрения управления.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Решение поставленных задач определило структуру работ. Она состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы.
Первая глава «Теоретико-
Вторая глава «Анализ показателей влияющих на исполнение бюджета в РФ и Пермском крае».
Третья глава «Направления и методы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ и Пермского края».
В заключении делаются выводы по работе.
Список литературы отражает комплекс источников.
Представленная структура работы определила спектр источников необходимых для ее написания. Для написания теоретического раздела использовались учебники:
1. У Борисова Е.Ф. в учебнике «Экономическая теория» представлены виды и последствия государственного долга.
2. У Романского М.В. в учебнике «Финансы» представлены виды бюджетного дефицита.
3. У Полякова В.В.
в учебнике «Мировая экономика
и международный бизнес»
4. У Булатова А.С. в «Мировой экономике» описаны какие важнейшие факторы влияют на бюджетный дефицит.
5. В учебнике Мохова
В.П. «Пермский край финансы
и финансисты» приведена
6. В учебнике Сорокина Т.В. «Государственный бюджет»
Глава 1. Теоретико – методологические основы исследования бюджетного дефицита и роста государственного долга.
1.1. Характеристика
основных подходов
Сопоставления
определения государственный
1. Поляков В.В. «Мировая
экономика и международный
Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [14, с.265]. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.
Количественно государственный долг – сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. С социально-экономической позиции долг является тяжелым бременем для каждой страны.
2.
Бюджетный дефицит и профицит.
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования.
Наиболее удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга. Разберемся в причинах возникновения этих двух явлений и способах их устранения.
Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. Превышение расходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетным дефицитом. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.
Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствует о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление, ибо в противном случае общество может получить кумулятивный отрицательный эффект непредсказуемой силы.
В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:
Виды бюджетного дефицита.
В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:
Циклический дефицит госбюджета
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Структурный дефицит госбюджета
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
Операционный дефицит госбюджета
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Первичный дефицит госбюджета
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный дефицит госбюджета.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно воздействует на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом. При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, включая кредитные деньги, государственные заимствования.
Сокращение расходной
части бюджета связано с
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг