Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа
Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [14, с.265]. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико – методологические основы исследования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………8
1.1. Характеристика основных подходов исследованию бюджетного дефицита и государственного долга……………………………………...8
1.2. Характеристика основных методов управления бюджетного дефицита и государственного долга в развитых странах………………….23
1.3. Исторический ракурс теоретико-методологического исследования бюджетного дефицита и государственного долга в мировой экономической науке.
Глава 2. Анализ показателей развития бюджетного дефицита и государственного долга в РФ и в Пермском крае………………………….41
2.1. Характеристика динамики показателей отражающих развитие бюджетного дефицита и государственного долга………………………….41
2.2. Характеристика динамики показателей бюджетного дефицита и государственного долга на уровне Пермского края……………………..45
Глава 3. Направления и методы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ и Пермского края.
3.1. Комплексная характеристика направлений и методов управления бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ.
3.2. Комплексная характеристика методов управления бюджетного дефицита и государственного долга на уровне Пермского края.
3.3. Собственная модель, представленная в предшествующих параграфов систематизация факторов учитываемых при реализации государственной, экономической политики.
Заключение…………………………………………………………………57
Список используемой литературы………………………………………60
Достичь поставленной цели Правительство рассчитывало путем сокращения расходов бюджета. То, что для России была избрана именно такая политика неслучайно. Как свидетельствует мировой опыт, намного эффективнее было бы увеличение доходной части бюджета, однако на тот момент времени сокращение дефицита с помощью увеличения доходов было невозможно в России вследствие отсутствия высокоэффективной организации государственной системы, в том числе налогового сектора. В результате государство потеряло значительную часть доходов, которые могли бы быть получены при нормальном проведении налоговой политики, следовательно, выходом из сложившейся ситуации стало недофинансирование народного хозяйства.
Темпы роста цен были настолько велики, что многие предприятия оказались в ситуации, когда денежных средств не хватало даже на оплату товаров. Это способствовало возникновению совершенно нового для экономики страны явления – кризису неплатежей, который способствовал уменьшению оборотных средств в связи с необходимостью их использовать не только на закупку сырья, материалов и комплектующих изделий, но также и на выплату заработной платы. Рост задолженности предприятий друг перед другом привел к нарастанию спада производства. На снижение объемов производство большое влияние оказало также сокращение инвестиций, направляемых в основной капитал. Предприятия не имели возможности инвестировать капитал в производство, потому что основная часть денежных средств уходила на осуществление текущей деятельности. Но снижение инвестиций было вызвано не только нарастанием кризиса неплатежей в экономике, но также в определенной степени оно было обусловлено повышением процентных ставок. Экономика страны попала в сложную ситуацию. Стремясь покрыть дефицит бюджета, Правительство проводило денежную эмиссию. Но чем больше увеличилась номинальная денежная масса, тем значительней оказывался рост цен, приводящий к снижению объемов производства. Но чем выше были цены, тем сильнее сокращалась реальная денежная масса, что провоцировала рост процентных ставок и снижение инвестиций. В совокупности это привело к глубокому экономическому спаду.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в России в период реформ дефицит государственного бюджета не использовался для стимулирования экономического развития. Для того чтобы бюджет оказывал стимулирующее воздействие на экономическое развитие страны необходимо увеличивать государственные расходы. В России же на протяжении всего периода реформ расходы государства сокращались, что было вызвано необходимостью снижения темпов роста цен.
Таблица 2.
Факторный анализ
ФАКТОРЫ | |||
Не влияющие |
Непостоянно влияющий |
Влияющие | |
Позитивно |
Негативно | ||
2.2. Характеристика
динамики показателей
При формировании бюджета Пермского края используется такой финансовый инструмент, как регулирование межбюджетных отношений региона и муниципалитетов.
Цель межбюджетных отношений – выравнивание уровня развития территорий и стимулирование их инвестиционной активности.
При построении бюджета
в первую очередь формируется
доходная часть, которая в дальнейшем
балансируется с расходной
Доходная часть
Таблица 3.
Основные показатели консолидированного бюджета Пермского края (млн.руб.) [11, 163 с.]
Показатели бюджета |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Доходы |
42016 |
49702 |
59912 |
89249 |
Расходы |
38851 |
46527 |
57583 |
78887 |
Дефицит |
3165 |
3175 |
2329 |
9638 |
Источники |
3165 |
3175 |
2329 |
9638 |
Из представленной таблицы видно, что бюджет края сбалансирован по доходам и расходам, а имеющийся дефицит носит нормативно технический характер и имеет плановые источники покрытия.
Собственные доходы бюджета с 2000 года увеличились практически в 3 раза и составили в 2006 году 49455 млн.руб., тогда как в 2000 году собственные доходы бюджета составляли только 16973 млн. руб.
Основная доля полученных доходов приходится на налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в доходах бюджета значительно увеличился. В 2000 году он составлял 17,9%, а в 2006 году – 30%. Остальные значимые для бюджета области налоги - акцизы на подакцизные товары, имущественные налоги и платежи за пользование природными ресурсами.
Круг основных плательщиков, формирующих в основном доходную базу бюджета Пермского края, в течении ряда лет остается стабильным.
Из года в год снижается задолженность предприятий в краевой бюджет. Если на 1 января 2001 года задолженность составила 37,7% от общей суммы налоговых доходов, то на 1 января 2007 года ее размер был равен всего 1,5% от объема налоговых доходов, полученных за 2006 год. [11, 164 с.]
В целях достижения экономического роста в Пермском крае действует пониженная ставка по налогу на прибыль организаций. Налог снижен с 24 до 20%, то есть на 4%.
Субъект РФ имеет право перераспределять налоги, отдавая свою часть муниципальным районам и поселениям, но выполняя норму закона, то есть гарантируя бюджетное обеспечение.
Распределение налогов между уровнями бюджетов, в том числе между поселениями и муниципальными районами (городскими округами), происходит в рамках тех полномочий, которые закреплены за соответствующими уровнями власти. При этом надо иметь в виду, что возможен как профицит, так и дефицит бюджета. В Пермском крае в настоящее время существует небольшой профицит, то есть доходы немного превышают расходы. Но в ряде муниципальных образований существует дефицит бюджета. Он может покрываться разными способами, в том числе и через систему межбюджетных трансфертов, через которую денежные средства в виде дотаций спускаются на другой уровень бюджетной системы. Другой способ покрытия дефицита бюджета предполагает, что часть налогов будет получать не субъект Федерации, а поселение, муниципальный район (городской округ).
Распределение налогов должно осуществляться по единым нормативам отчислений (кроме налога на доходы физических лиц, по которому возможна дифференциация нормативов). Но налоговая база на территории Пермского края распределена неравномерно. Поэтому руководством края было принято решение не закреплять основные налоги по единым нормативам отчислений и выравнивать уровень бюджетной обеспеченности через систему межбюджетных трансфертов.
За каждым видом дохода в законе о бюджете закреплен так называемый администратор доходов. Его функция, с одной стороны, планировать или оказывать помощь в планировании данных доходов, с другой – активно влиять на собираемость налогов. Так, например, налоговая служба является администратором налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организации. Агентство имущественных отношений – администратор по арендной плате за имущество Пермского края, поступлениям от платы за землю.
Важнейшим направлением расходов бюджета Пермского края является социальная сфера. Расходы на социально-культурную сферу в бюджете края составляют более 60%. Расходы на образование составляют 27% от объема бюджета. Расходы на здравоохранение в консолидированном бюджете края на 2007 год занимают почти 18%. Расходы на социальную защиту населения составляют 13% в общем объеме расходов края. [11, 165 с.]
Индексация заработной платы работникам бюджетной сферы Пермского края производится в опережающем темпе по сравнению с Федерацией. В 2006 году индексация произведена в три этапа: с 1 марта на 10%, 1 мая на 10% и 1 сентября на 10%. На федеральном уровне индексация в 2006 году произведена в два этапа: с 1 мая на 15%, с 1 октября на 11%. В 2007 году первый этап повышения оплаты труда произведен с 1 апреля на 10%, тогда как на федеральном уровне повышения планируется с 1 сентября. Только за счет опережающих темпов роста работники бюджетной сферы получили дополнительно в виде заработной платы за 2006 год 357 млн. рублей, за 2007 год – 437 млн. рублей.
Каждый субъект бюджетной системы обязан вести так называемый реестр расходных обязательств (рис. 1). Например, основанием для обязательства единой денежной выплаты ветеранам труда является федеральный закон «О ветеранах», срок его исполнения может быть ограничен законодательным или нормативно-правовым актом (в данном случае он не ограничен). Сумма, предназначенная для выполнения обязательства, рассчитана и должна быть предусмотрена в бюджете. В данном случае она составляет 1055 млн. руб. Другое обязательство – льготы по жилищно-коммунальным услугам многодетным семьям. Основанием для него является закон Пермской области «Об охране семьи» (его срок тоже не ограничен, сумма на год – 12,2 млн руб.)
Таблица 4.
Реестр расходных обязательств [16, 122 с.]
Обязательство |
Основание |
Срок |
Сумма (млн руб.) |
ЕДВ ветеранам труда |
ФЗ «О ветеранах» |
Не ограничен |
1055,0 |
Льготы по ЖКУ многодетных семей |
Закон Пермской области «Об охране семьи…» |
Не ограничен |
12,2 |
… |
… |
… |
… |
Именно этот реестр расходных обязательств является, с одной стороны, основанием для исполнения бюджета, с другой – базой для его формирования. Таким образом, он должен быть составлен раньше, чем бюджет.
Существует также принимаемые обязательства. Практика такова, что могут появиться заявки от депутатского корпуса или от исполнительных органов государственной власти, в которых они предлагают принять какие-то полномочия или расширить действующие полномочия. В этом случае составляется реестр принимаемых обязательств, который будет рассматриваться только в том случае, если есть возможность бюджета принять на себя эти обязательства, другими словами, при наличии соответствующих денежных средств.
Распределение расходов бюджета производится в соответствии с бюджетной классификацией, элементы которой определены Бюджетным кодексом РФ, при этом в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ финансовым органам дано право самостоятельно определять порядок применения целевых статей и видов расходов бюджета. Например, вид расхода бюджета «дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности» на сумму 1184262 руб. под кодом 501 входит в целевую статью «Дотации и субвенции» (код 517), она, в свою очередь, входит в раздел «Межбюджетные трансферты», код 1100, осуществляет расход Министерство финансов Пермского края, код 092 (табл. 5).
Таблица 5.
Расходы бюджета [16, 123]
Ведомство |
Раздел, подраздел |
Целевая статья |
Вид расходов |
Наименование |
Сумма |
092 |
Министерство финансов Пермского края |
||||
1100 |
Межбюджетные трансферты |
||||
517 |
Дотации и субвенции |
||||
501 |
Дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности |
1184262 |
Планирование бюджетных расходов – это динамичный процесс, подвергающийся совершенствованию. Меняется сама система расходования бюджетных средств. Прежняя система (I этап) предполагала планирование от достигнутого, то есть сметное финансирование. Она не преследовала цели эффективно расходовать бюджетные средства. Поэтому логичным был переход к нормативам расходов на потребителя (II этап). Например, расходы на образовательные учреждения планируются в зависимости от количества учащихся в нем. Деньги идут за получателем, и бюджетные расходы становятся эффективнее. Но на этом этапе не решается вопрос о качестве бюджетной услуги. В настоящее время осуществляется переход к третьему этапу – бюджетированию, ориентированному на результат, и государственному заданию (рис. 1). Это очень сложный проект. Он хорошо развит в Великобритании, Голландии, в нашей стране лидер – Тверь, где раньше всего начал внедряться такой проект.
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг