Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [14, с.265]. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико – методологические основы исследования бюджетного дефицита и государственного долга………………………………8
1.1. Характеристика основных подходов исследованию бюджетного дефицита и государственного долга……………………………………...8
1.2. Характеристика основных методов управления бюджетного дефицита и государственного долга в развитых странах………………….23
1.3. Исторический ракурс теоретико-методологического исследования бюджетного дефицита и государственного долга в мировой экономической науке.
Глава 2. Анализ показателей развития бюджетного дефицита и государственного долга в РФ и в Пермском крае………………………….41
2.1. Характеристика динамики показателей отражающих развитие бюджетного дефицита и государственного долга………………………….41
2.2. Характеристика динамики показателей бюджетного дефицита и государственного долга на уровне Пермского края……………………..45
Глава 3. Направления и методы регулирования бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ и Пермского края.
3.1. Комплексная характеристика направлений и методов управления бюджетного дефицита и государственного долга на уровне РФ.
3.2. Комплексная характеристика методов управления бюджетного дефицита и государственного долга на уровне Пермского края.
3.3. Собственная модель, представленная в предшествующих параграфов систематизация факторов учитываемых при реализации государственной, экономической политики.
Заключение…………………………………………………………………57
Список используемой литературы………………………………………60

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория.doc

— 249.50 Кб (Скачать документ)

Бюджетирование, ориентированное  на результат (БОР), предполагает, во-первых, наличие реестра государственных услуг, где все услуги, которые государство осуществляет для населения, должны быть перечислены. Составление реестра – очень сложный процесс, который осуществляется в настоящее время. Во-вторых, должны быть определены стандарты качества каждой бюджетной услуги. Это не менее сложная задача. И третья задача – определение стоимости каждой бюджетной услуги.

 

 


 

 

Рис.1. Эволюция планирования бюджетных расходов [16, 124 с.]

 

В процессе исполнения бюджета  Пермского края часть превышения фактических доходов над плановыми направляется в бюджеты муниципальных районов, городских округов исходя из принципа «18 – 42 – 40», введенного в 2006 г. (рис.2).

 

 

Профицит бюджета

18%

42%

40%



 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Правила распределения профицита бюджета [16, 124 с.]

Данное правило позволяет появившийся профицит бюджета распределить следующим образом: 60% дополнительных доходов (18 + 42) направляются в муниципальные образования; 40% - на краевые проекты, а также на привлечение дополнительных ресурсов из федерального бюджета. Для того чтобы убедить федеральный орган власти в целесообразности финансирования проекта, необходимо подготовить проектную документацию и технико-экономическое обоснование того или иного проекта.

Основные этапы формирования бюджета Пермского края представлены на рисунке 3. В мае определяются сценарные условия развития экономики Пермского края, в июне губернатор края обозначает эти условия в докладе о социально-экономическом положении края, затем проводятся согласительные процедуры с органами местного самоуправления в Министерстве финансов края. Согласовываются с муниципальными районами (городскими округами) Пермского края исходные данные для расчета местных бюджетов территорий. При этом органы местного самоуправления могут не согласиться с исходными данными, составить акт разногласий. Министерство финансов рассматривает этот акт. Если соглашение не достигнуто, разногласия рассматриваются согласительной комиссией, которую возглавляет председатель Законодательного собрания. Вся эта процедура происходит в июле, а в августе готовится бюджетное послание для представления его в Законодательное Собрание края 1 сентября. Далее, как это представлено на рисунке 3, происходит первое, второе и третье чтения. Бюджетным кодексом РФ предусмотрена такая процедура, как публичные слушания проекта бюджета. В этой процедуре активное участие принимают профсоюзы, органы местного самоуправления, муниципальные районы. Такие слушания проходят в октябре. В октябре-ноябре создается согласительная комиссия, состоящая из депутатов и представителей органов местной власти. После второго чтения в ноябре основные параметры бюджета уже не изменяются. В декабре, после третьего чтения, бюджет утверждается, подписывается, публикуется. С этого момента он является законом, по которому осуществляется бюджетное финансирование края в следующем году.

 

ОРГАНЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Основные этапы формирования бюджета [16, 127 с.]

Консолидированный бюджет Пермского края в январе – августе 2007 года сведен с профицитом. Доходы превышали расходы на 5231,6 млн. рублей. Доходы бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,8%, расходы – на 43,2%. Доходы консолидированного бюджета (47085,3 млн. рублей) формировались в основном за счет налога на доходы физических лиц (12532,7 млн. рублей), налога на прибыль (доход) предприятий и организаций (10540,3 млн. рублей) и налога на имущество (8856,5 млн. рублей) 26,6%, 22,4%, 18,8% от всех доходов соответственно. Безвозмездные поступления составили 5412,3 млн. рублей (11,5%), доходы от предпринимательской и иной деятельности – 3004,0 млн. рублей (6,4%).

Расходы консолидированного бюджета на 1 сентября 2007 года выразить в сумме 41853,7 млн. рублей. Расходы на образование составили 29,7% от всех расходов, здравоохранение и спорт – 19,1%, социальную политику – 12,5%. На развитие экономики края было направлено 15,9% всех расходов.

За январь – август 2007 года собрано налогов и других обязательных платежей на 73970,9 млн. рублей, что на 12,9% больше, чем за соответствующий период 2006 года, в том числе в бюджет территорий – 36043,5 млн. рублей.

Задолженность перед  бюджетом по налоговым платежам на 1 сентября 2007 года составила 5565,1 млн. рублей. Недоимка по налогам и сборам в бюджетную систему с учетом долгов, перешедших с предыдущего года, за январь – август сократилась на 10,4% и на 1 сентября 2007 года составила 41,6%. Приостановленные и реструктурированные платежи – 10,9% и 1,3% соответственно (от общего объема задолженности).

В январе – августе 2007 года положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних организаций составил 59326,3 млн. рублей (прибыль – 62436,8 млн. рублей, убыток – 3110,5 млн. рублей).

На 1 сентября 2007 года суммарная  задолженность по обязательствам (кредиторская, задолженность по кредитам банков и займам) крупных и средних организаций составила 223611,6 млн. рублей, из нее просроченная – 9806,6 млн. рублей или 4,4% от общей суммы задолженности (на 1 сентября 2006 года – 7,0%).

Кредиторская задолженность на 1 сентября 2007 года составила 127539,7 млн. рублей из нее на просроченную приходилось 7,5% (на 1 сентября 2006 года 11,4%). В просроченной кредиторской задолженности 53,7% занимают долги предприятий обрабатывающие производство. [18]

 

Таблица 6.

Обеспечение расходов Коми-Пермяцкого автономного округа (млн. руб.) [16, 102 с.]

Статьи бюджета

2006

2007

Доходы окружного бюджета

1931

2846

Расходы окружного, в том числе:

      финансовая  помощь муниципальным районам

1919

512

3273

1025

«Расчетные» дефицит ( - ) и профицит ( + )

+12

-427


 

 

Из всего  вышесказанного можно сделать следующий  вывод, что бюджет Пермского края (краевой бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Пермского края.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Консолидированный бюджет Пермского края - свод бюджета Пермского края (краевого бюджета) и местных бюджетов (за исключением бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Бюджетный дефицит является той макроэкономической величиной, по отношению к которой можно представить  все многообразие подходов по регулированию экономики любого государства.

Государственный долг Пермского края - обязательства, возникающие из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятые на себя Пермским краем.

Внутренний долг Пермского края - обязательства Пермского края, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства Пермского края перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Межбюджетные отношения в Пермском крае - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями (Пермским краем, муниципальными образованиями Пермского края) по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса в Пермском крае.

 

 

 

 

Заключение

На основе приведенной  выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.

Среди расходов государственного бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств, и различные займы (Национального банка, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самой мощной и экономически развитой страны в мире. Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Принятие продуманных  законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

В целом ситуация с  бюджетным дефицитом тяжелая, но не катастрофическая. Первоочередной задачей является увеличение валютных поступлений в бюджет. Немаловажно отметить и необходимость осуществления налоговой и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования бюджетно-налоговой политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. В области налоговой политики предстоит реформа всей системы налогов и сборов, законодательных основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта. Расходы бюджета России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ. Государственный долг необходимо использовать по возможности как инструмент оживления экономики. При этом предстоит обеспечивать оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных государственных обязательств и муниципальных займов, а так же использовать прогнозные источники обслуживания и погашения государственного долга.

Сегодня формирование бюджета  Пермского края ведется в соответствии с Законом «О бюджетном процессе». Кроме министерства финансов значительную роль в бюджетной системе занимает Контрольно-счетная палата (КСП). Заключения КСП, правового и аналитического управлений Законодательного собрания являются гарантией для депутатского корпуса законности и принимаемых решений. Пермский край в течении ряда лет лидирует по уровню средней заработной платы среди регионов Приволжского федерального округа, занимая первое место или второе место среди территорий Поволжья.

Таким образом, преодоление  тяжелой существующей ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: практикум. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 288 с.

 

3. Булатова А.С. Мировая  экономика – М.: Юристь, 2000. – 734 с.

 

4. Вагерин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд., непр. и доп. – М.: издательско торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 344 с.

 

8. Колегов А.С., Гуртов В.А., Ревайкин А.С., Сигова С.В. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации. – М.: Финансы, 2007. – 600 с.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг