Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:47, курсовая работа
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений, кризисов и монополий ( указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».
Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие монополии……………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития монополий…………………………….7
1.2 Определение и сущность монополии………………………………………10
1.3 Формы и виды монополий. .…………...........................................................13
2 Ценообразование при монополии и государственное регулирование цен в условиях монополии……………………………………………………………………..24
2.1 Монопольные цены. Методика формирования монопольных цен……….24
2.2 Ценовая дискриминация…………………………………………………….29
2.3 Государственное регулирование цен……………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….40
Глоссарий………………………………………………………………………...44
Список использованных источников…………………………………………...48
Список сокращений……………………………………………………………...50
Приложение А……………………………………………………………………51
Приложение Б……………………………………………………………………52
Приложение В……………………………………………………………………53
Приложение Г……………………………………………………………………54
3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.
При
анализе монополии важно
Следовательно,
использование термина «
Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть.
Последнее означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степенях монополии рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.
Как ведет себя монополист на рыке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую2.
Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.
Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приведет к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение отечественных монополистов. Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей.
Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить
продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снизить цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке.
Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд.
Многие
экономисты доказывали, что крупные
фирмы, обладающие значительной властью,
– это желательное явление в экономике,
поскольку они ускоряют технические изменения,
так как фирмы, обладающие монопольной
властью, могут тратить свои монопольные
прибыли на исследования, чтобы защитить
или упрочить свою монопольную власть[10].
Занимаясь исследованиями, они обеспечивают
выгоды как себе, так и обществу в целом.
Но убедительных доказательств того, что
монополии играют особенно важную роль
в ускорении технического прогресса нет,
так как монополии могут задержать развитие
технического прогресса, если он угрожает
их прибыли. Обладая исключительным положением,
монополии всюду устраняют конкурентов,
разрушая тем самым нормальный рынок,
снижают качество продукции, игнорируя
достижения НТП, вздувают цены, обеспечивая
собственные сверхприбыли, вызывают снижение
общей эффективности производства. Недостатки
монополизма повсеместно оказываются
сильнее их достоинств.
1.3.Формы
и виды монополий
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1. естественная,
2. административная
3. экономическая.
Естественная монополия
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей[1]. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1. Деятельность
субъектов естественных
2. Высокие
барьеры входа на рынок,
3. Низкая
эластичность спроса, поскольку
спрос на продукцию или услуги,
производимые субъектами
4. Сетевой
характер организации рынка,
Существуют
два типа естественных монополий: а)
природные монополии. Рождение таких
монополий происходит из-за барьеров
для конкуренции, возведенных самой
природой. Например, монополистом может
стать фирма, геологи которой
обнаружили месторождение уникальных
полезных ископаемых и которая купила
права на земельный участок, где
располагается это
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров[12].
Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С.
Фишер дает другое определение естественной
монополии. Если производство любого объема
продукции одной фирмы
Административная монополия
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции[9]. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
В другой литературе выделяют государственную монополию.
Государственные монополии
Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.)[7]. В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями.
Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.