Ценообразование в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений, кризисов и монополий ( указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие монополии……………………………………………………………..7

1.1 История возникновения и развития монополий…………………………….7

1.2 Определение и сущность монополии………………………………………10

1.3 Формы и виды монополий. .…………...........................................................13

2 Ценообразование при монополии и государственное регулирование цен в условиях монополии……………………………………………………………………..24

2.1 Монопольные цены. Методика формирования монопольных цен……….24

2.2 Ценовая дискриминация…………………………………………………….29

2.3 Государственное регулирование цен……………………………………….35

Заключение……………………………………………………………………….40

Глоссарий………………………………………………………………………...44

Список использованных источников…………………………………………...48

Список сокращений……………………………………………………………...50

Приложение А……………………………………………………………………51

Приложение Б……………………………………………………………………52

Приложение В……………………………………………………………………53

Приложение Г……………………………………………………………………54

Работа состоит из  1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 194.41 Кб (Скачать документ)

     2. Ценообразование  при монополии  и государственное  регулирование цен в условиях монополии 

     2.1.Монопольные  цены. Методика формирования монопольных цен 

     В условиях свободной конкуренции  цены формируются преимущественно под влиянием спроса и предложения. При монополистической конкуренции этот процесс приобретает сложный характер. В процессе преобладания монополий происходит сочетание стихийного рыночного регулирования с управлением, осуществляемым монополиями и государством. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится как можно больше продать товаров и получить при этом максимальное количество прибыли. Однако продажа каждой дополнительной единицы товара по мере удовлетворения спроса приносит все меньше и меньше дохода. Для того чтобы продать эту дополнительную единицу, необходимо понизить цену, так как покупательная способность рынка имеет ограниченные возможности. При этом монополия будет продавать товары не по самой высокой цене, а по такой, которая обеспечивает оптимальное сочетание объема продажи и цены за единицу изделия и получение наивысшего общего объема прибыли. И границы монопольных цен устанавливаются рыночной конкуренцией. Верхняя граница определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно высокую прибыль. Рассмотрим это на примере, который дает общее представление об основных закономерностях монополистического ценообразования10. Видно, что при понижении цены и увеличении объема оптимальной является партия изделий, при которой прибыль будет максимальной. В нашем примере такой партией является партия объемом в 200 изделий. Она приносит наивысший доход в размере 2000 тыс. рублей. При этом цена за одно изделие в размере 35 тыс. рублей будет верхней границей монопольных цен.

     Нижняя  граница монопольной цены — это  низкая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю. Доля монопольной прибыли в цене товара связана с величиной эластичности спроса на продукцию монополиста. Этот показатель называется индексом Лернера. Он определяется по формуле:

                          М=  Рm - МС /Рm   [11],                                          

где Р m       —      монопольная цена;

МС   —      предельные издержки

М      —      эластичность спроса.

     Смысл индекса в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой  и предельными издержками, тем  больше сила монопольной власти. В  условиях совершенной конкуренции  цены (Р) равны предельным издержкам (МС). Следовательно, в условиях совершенной  конкуренции сила монопольной власти равна нулю, ибо Р – МС = 0. В  условиях несовершенной конкуренции  монопольная цена (Рm) выше предельных издержек (МС). Следовательно, интервал между 0 и 1 как раз и характеризует  силу монопольной власти. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная  власть фирмы.

     В условиях совершенной конкуренции  цена устанавливается на рынке.      На рынке несовершенной конкуренции, где процесс ценообразования представляет собой более сложное явление, появляется возможность управления этим процессом со стороны фирм. На рынке монополистической конкуренции цены устанавливаются многими монополистами. На олигополическом рынке цены устанавливаются небольшим числом олигополистов. На рынке чистой монополии цена устанавливается одним монополистом. При монопсонии цена устанавливается одним монопольным покупателем. Во всех этих случаях имеет место изменение спроса в зависимости от цены. На рынке совершенной конкуренции малейшему увеличению спроса сопутствует соответствующее предложение, а цена остается неизменной. На рынке монополистической конкуренции кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем в условиях чистой монополии. Степень эластичности спроса зависит и от числа конкурентов, и от глубины дифференциации продукта и услуги. Поэтому кривая спроса при монополистической конкуренции имеет небольшой отрицательный наклон. Потребитель, который привык к качеству данного товара или услуги, не сразу откажется от их покупки при небольшом росте цены. Однако часть меркантильных покупателей эти товары и услуги откажется покупать, что и отразит кривая спроса при монополистической конкуренции. На рынке, где господствуют олигополии, спрос увеличивается при снижении цен и уменьшается при их росте. Ценообразование в условиях олигополии отличается определенной стабильностью отраслевых цен, ибо несколько фирм одной отрасли практически всегда пытаются согласовать свою ценовую политику. Олигополии в конкурентной борьбе часто используют неценовые факторы, т.е. пытаются привлечь потребителя не с помощью понижения цепы, а за счет улучшения качества товара, при помощи рекламы и т.п. Установившаяся отраслевая цена ведет к тому, что спрос фирмы-олигополиста часто имеет перегиб, а кривая спроса имеет характер «ломаной кривой».

     На  монопольном рынке, т.е. при чистой монополии, устанавливается стабильный спрос, который не зависит от цены.

     В условиях рынка чистой монополии  появляется возможность не только определить оптимальный объем производства, но и назначить для потребителя свою монопольную цену. Монополист старается избежать неэластичного участка кривой спроса. На рынке устанавливается монопольная цена, которая превышает предельные издержки, т.е. Рд > МС[11]. Власть абсолютной монополии приводит к увеличению прибыли самой монополии и одновременно к потере доходов потребителей11. Из этого, однако, не следует вывод, что монополист всегда стремится ограничить выпуск продукции и увеличить монопольные цены. Монопольные цены, разумеется, выше конкурентных. Однако монополист стремится увеличить совокупную прибыль, а не прибыль на единицу продукции. Кроме того, ценовая эластичность спроса небеспредельна, значит, небеспределен и рост монопольных цен. В условиях олигополистического рынка имеет место лидерство в ценах, т.е. согласование олигополиями рыночных цен нас свою продукцию, что подразумевает отказ от явной ценовой конкуренции и ориентировку на цены, которые устанавливает компания-лидер. При этом могут возникнуть три случая олигополистического поведения: в первом случае олигополисты мо­гут полностью договориться и установить единую монопольную цену; во втором - фирма-лидер может уступить часть рынка конкурентам; в третьем случае каждая фирма действует самостоятельно и непосредственно не влияет на цены других фирм. При монополистической конкуренции все возможности установления монопольных цен связаны с дифференциацией качества продукта или услуги. При монопсонии уровень монопольной цены зависит от условий предложения и соответственно от цены предложения, а также от цены приобретения продукции. Над этой ценой у монопсонии имеется определенная власть. При этом монопсонист устанавливает свою цену ниже того уровня, который был бы установлен при совершенной конкуренции. При формировании механизма рыночного равновесия в условиях монопольных цен необходимо исходить из следующих предпосылок:

• монополия  возникает тогда, когда в результате разных причин на рынке товаров возникает единственный производитель в виде фирмы-монополиста или объединения нескольких фирм-монополистов путем заключения до­говора между ними и их действия в качестве единой фирмы;

• на рынке  имеется большое число потребителей данного товара и ни один из них  не может оказать существенного  влияния на формирование рыночных цен;

• в  силу особенностей производства удельные затраты фирмы-монополиста весьма низкие, а объемы производства высокие, что позволяет фирме вытес­нить конкурентов с рынка и захватить  его целиком;

• отдельные  потребители не имеют возможности оказывать влияние на рыночные цены и вынуждены подстраиваться под цены, предлагаемые монополистами. В свою очередь монополист выбирает такие объемы и цену, при которых товар полностью будет реализован с максимально возможной прибылью.

     Эти условия позволяют сделать методологический вывод: при анализе монопольного рынка следует рассматривать фактически только поведение фирмы-монополиста на рынке.

     Устанавливая  монопольные цены, компании получают больше прибыли, а потребители теряют доходы. Это неизбежно приводит к застою в экономике, к безработице, к политической нестабильности.

       Методика формирования монопольных цен

     Возможность управления процессом ценообразования вызывает необходимость разработки методики формирования монопольных цен.

     Современная экономическая наука выработала порядок формирования монопольных цен, который включает семь этапов: 1) выбор цели; 2) выбор варианта цены; 3) оценка спроса; 4) анализ издержек; 5) анализ цен конкурентов; 6) выбор метода ценообразования; 7) установление окончательной цены12.

1. Прежде  всего, фирма-продавец должна  четко определить цель, которую  она стремится достичь, выходя на рынок с данным товаром. Эти цели могут включать:

• обеспечение  выживаемости;

• максимизацию текущей прибыли;

• удержание  на рынке;

• захват большей доли на рынке;

• завоевание лидерства по качеству.

2. Четко  выработанные цели помогают рассмотреть альтернативные варианты монопольной цены, которыми могут быть:

• заниженная цена проникновения на новый рынок;

• завышенная цена с целью максимизации прибыли;

• престижная цена, подчеркивающая высокое качество товара;

• средняя  линия, учитывающая отраслевой уровень  цены.

3. Немаловажное  значение при формировании уровня  цены имеет реальная оценка  спроса, ибо цена зависит от  спроса, но и спрос зависит  от цены. Фактически речь идет об оценке рыночной конъюнктуры.

4. При  формировании уровня цены большое значение приобретает анализ издержек: учет средних валовых издержек; средних постоянных и средних переменных издержек; предельных издержек, а также предельных доходов и предельного продукта.

5. На  уровень и динамику монопольных  цен (особенно в условиях олигополии) оказывает влияние уровень цен конкурентов.

6. Все  эти этапы расчета цен позволяют  решить вопрос о выборе метода  определения цен. Такими альтернативными  методами могут быть:

• затратный  метод, учитывающий уровень издержек и соответствующую оценку;

• метод  безубыточности, или метод целевой  прибыли;

• метод  учета дифференциации продукта, т. е. учет ценности товара с точки зрения его качества, полезности;

• метод  учета спроса, т. е. политика увеличения цены при увеличении спроса и снижения ее при снижении спроса;

• метод  учета цены лидера.

7. В  конечном счете фирма-монополист  устанавливает свой окончательный  вариант цены, с которым и выходит  на рынок несовершенной конкуренции.

     Цена  является не только следствием конкуренции  на рынке, но и средством конкурентной борьбы. При этом следует не только помнить о целях этой борьбы (ослабить или разорить конкурента), но необходимо учитывать и возможности собственной фирмы, и экономическую силу конкурента. Следует помнить и о том, что в реальной жизни важную роль играет также неценовая конкуренция. 

  2.2. Ценовая дискриминация 

     С проблемой ценообразования в  условиях несовершенной конкуренции  тесно связан вопрос о ценовой  дискриминации.

     Ценовой дискриминацией называют продажу по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним  производителем (с одинаковыми затратами), разным покупателям. Заметим, что термин "дискриминация" (в переводе с  латинского - различение) лишен здесь  какого-либо этического смысла[7]. Он используется лишь для того, чтобы не смешивать обозначаемое им явление с дифференциацией цен в зависимости от качества товара или услуги (например, по сортам, типоразмерам, содержанию полезных веществ или примесей, срочности, гарантии и т.п.).

Информация о работе Ценообразование в условиях монополии