Ценообразование в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений, кризисов и монополий ( указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие монополии……………………………………………………………..7

1.1 История возникновения и развития монополий…………………………….7

1.2 Определение и сущность монополии………………………………………10

1.3 Формы и виды монополий. .…………...........................................................13

2 Ценообразование при монополии и государственное регулирование цен в условиях монополии……………………………………………………………………..24

2.1 Монопольные цены. Методика формирования монопольных цен……….24

2.2 Ценовая дискриминация…………………………………………………….29

2.3 Государственное регулирование цен……………………………………….35

Заключение……………………………………………………………………….40

Глоссарий………………………………………………………………………...44

Список использованных источников…………………………………………...48

Список сокращений……………………………………………………………...50

Приложение А……………………………………………………………………51

Приложение Б……………………………………………………………………52

Приложение В……………………………………………………………………53

Приложение Г……………………………………………………………………54

Работа состоит из  1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 194.41 Кб (Скачать документ)

     Когда заходит речь о демонополизации  производства, надо иметь в виду, что во всех развитых странах основная доля выпускаемой продукции приходится на крупнейшие предприятия. Например, в промышленности США определяющую роль играют 200 крупнейших корпораций. В производстве легковых автомобилей  действуют 3 основные корпорации: «Дженерал  Моторс», «Форд мотор», «Крайс-лер»; в химической промышленности лидирует одна корпорация — «Дюпон-де-Немур»; производство пассажирских самолетов  монополизировано тремя корпорациями: «Боинг», «Макдонелл-Дуглас», «Локхид». Особо следует сказать о мелких предприятиях: предприятия, принадлежащие корпорациям, образуют основу производственных комплексов. Эти комплексы «обрастают» множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяя потребности корпораций в инструменте, узлах, в разных комплектующих изделиях. Причем самостоятельность мелких предприятий, обслуживающих крупные корпорации, является сугубо номинальной. В основном они функционируют как придатки комплексов на условиях, диктуемых корпорациями.

     Таким образом, из выше изложенного, можно сделать следующие выводы.

     Верхняя граница монопольной цены определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно высокую прибыль.

     Нижняя  граница монопольной цены — это  низкая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю.

     На  монопольном рынке, т.е. при чистой монополии, устанавливается стабильный спрос, который не зависит от цены.

     Современная экономическая наука выработала порядок формирования монопольных цен, который включает семь этапов: 1) выбор цели; 2) выбор варианта цены; 3) оценка спроса; 4) анализ издержек; 5) анализ цен конкурентов; 6) выбор метода ценообразования; 7) установление окончательной цены.

     Ценовой дискриминацией называют продажу по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним  производителем (с одинаковыми затратами), разным покупателям.

     Классическое  изложение теории ценовой дискриминации  дал А. Пигу в начале двадцатого столетия. Он же и отметил, что существуют три  типа, или степени, ценовой дискриминации, проводимой монополией.

     Совершенная ценовая дискриминации - монополист устанавливает для каждого покупателя индивидуальную цену, равную его максимальной готовности платить за товар.

     Ценовая дискриминация второй степени известна также как случай нелинейного  ценообразования, поскольку она  означает, что цена на единицу товара не постоянна, а зависит от того, сколько товара вы покупаете.

     Монополистическая ситуация, как правило, сопровождается антимонопольными методами воздействия со стороны государственных органов.

     Первая  группа мер — административно-правовое воздействие в виде;

• запрета  монополии в какой-либо отрасли  хозяйства;

• роспуск  существующих монополистических объединений;

• расчленение  монополий на ряд самостоятельных  производств.

     Вторая  группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:

  преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

• преследование  торговцев, осуществляющих фальсификацию  товаров путем использования рекламы;

• запрещение внеэкономического воздействия  на контрагентов путем сговора с  целью оказания совместного влияния  на изменение рыночной ситуации.

     Третья  группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

• использование  разных приемов введения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

• поощрение  выпуска товаров-субститутов, т. е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

• расширение рынка за счет установления международных  экономических связей и увеличения импорта; распространение научных  и технологических знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

     Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

     Характерными  чертами монополии являются следующие:

1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.

2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.

3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.

4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.

     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных:

1. естественная,

2. административная

3. экономическая.

     Различают пять основных форм монополистических  объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление.

     Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта.

     Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность.

     Корнер  – способ, придуманный еще в  ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают  тайное соглашение о скупке о временном  изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его  дефицит и вызвать рост цен.

     Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность.

     Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

     Верхняя граница монопольной цены определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно высокую прибыль.

     Нижняя  граница монопольной цены — это  низкая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю.

     На  монопольном рынке, т.е. при чистой монополии, устанавливается стабильный спрос, который не зависит от цены.

     Современная экономическая наука выработала порядок формирования монопольных цен, который включает семь этапов: 1) выбор цели; 2) выбор варианта цены; 3) оценка спроса; 4) анализ издержек; 5) анализ цен конкурентов; 6) выбор метода ценообразования; 7) установление окончательной цены.

     Ценовой дискриминацией называют продажу по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним  производителем (с одинаковыми затратами), разным покупателям.

     Классическое  изложение теории ценовой дискриминации  дал А. Пигу в начале двадцатого столетия. Он же и отметил, что существуют три  типа, или степени, ценовой дискриминации, проводимой монополией.

     Совершенная ценовая дискриминации - монополист устанавливает для каждого покупателя индивидуальную цену, равную его максимальной готовности платить за товар.

     Ценовая дискриминация второй степени известна также как случай нелинейного  ценообразования, поскольку она  означает, что цена на единицу товара не постоянна, а зависит от того, сколько товара вы покупаете.

     Монополистическая ситуация, как правило, сопровождается антимонопольными методами воздействия со стороны государственных органов.

     Первая  группа мер — административно-правовое воздействие в виде;

• запрета  монополии в какой-либо отрасли  хозяйства;

• роспуск  существующих монополистических объединений;

• расчленение  монополий на ряд самостоятельных  производств.

     Вторая  группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:

  преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

• преследование  торговцев, осуществляющих фальсификацию  товаров путем использования рекламы;

• запрещение внеэкономического воздействия  на контрагентов путем сговора с  целью оказания совместного влияния  на изменение рыночной ситуации.

     Третья  группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

• использование  разных приемов введения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

• поощрение  выпуска товаров-субститутов, т. е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

• расширение рынка за счет установления международных  экономических связей и увеличения импорта; распространение научных  и технологических знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глоссарий 

№ п/п  Новые понятия                                                                                         Содержание
1                2                                             3
1 Административная  монополия  возникает  вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам  исключительного права на выполнение  определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные  структуры для государственных  предприятий, когда они объединяются  и подчиняются разным главкам,  министерствам, ассоциациям
2 Билатеральная монополия тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого  объединенного потребителя
3 Государственная монополия существование государственных монополий на рынке  конкретных товаров и услуг вызвано  как естественным монополизмом отдельных  государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так  и государственными ограничениями  притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных  операций стратегически важных товаров  и т. д.). В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих  издержек
1                 2                                         3
4 Дуополия тип рыночной структуры, при которой имеются только два  поставщика определенного товара и  между ними полностью отсутствуют  монополистические соглашения о  ценах, рынках сбыта, квотах производства
5 Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей
6 Картель объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В  картельном соглашении могут оговариваться  единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям
7 Корнер способ, придуманный  еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители  заключают тайное соглашение о скупке о временном изъятии с рынка  какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать  рост цен. После чего товар из запасов  выбрасывается на рынок, и участники  «ринга» получают повышенный доход 
1                2                                         3
8 Многоотраслевой концерн объединение десятков и даже сотен предприятий различных  отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная  фирма осуществляет над другими  участниками объединения финансовый контроль
9 Монополия крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся  в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей
10 Монопсония тип рыночной структуры, при которой существует монополия  единственного покупателя определенного  товара
11 Олигополия тип рыночной структуры, при которой несколько крупных  фирм монополизируют производство и  сбыт основной массы продукции и  ведут между собой преимущественно  неценовую конкуренцию
12 Олигопсония тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей  определенного товара. Ограничивая  закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами 
1                 2                                         3
13 Синдикат объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность  на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность
14 Трест объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники  которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность
15 Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено  экономическими причинами, она развивается  на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное  положение на рынке. К нему ведут  два пути. Первый заключается в  успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем  концентрации капитала. Второй (более  быстрый) основывается на процессах  централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или  иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких  масштабов, когда начинает доминировать на рынке

Информация о работе Ценообразование в условиях монополии