Ценообразование в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений, кризисов и монополий ( указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие монополии……………………………………………………………..7

1.1 История возникновения и развития монополий…………………………….7

1.2 Определение и сущность монополии………………………………………10

1.3 Формы и виды монополий. .…………...........................................................13

2 Ценообразование при монополии и государственное регулирование цен в условиях монополии……………………………………………………………………..24

2.1 Монопольные цены. Методика формирования монопольных цен……….24

2.2 Ценовая дискриминация…………………………………………………….29

2.3 Государственное регулирование цен……………………………………….35

Заключение……………………………………………………………………….40

Глоссарий………………………………………………………………………...44

Список использованных источников…………………………………………...48

Список сокращений……………………………………………………………...50

Приложение А……………………………………………………………………51

Приложение Б……………………………………………………………………52

Приложение В……………………………………………………………………53

Приложение Г……………………………………………………………………54

Работа состоит из  1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 194.41 Кб (Скачать документ)

     В условиях совершенной конкуренции  ценовая дискриминация невозможна, взаимодействие покупателей и продавцов  на конкурентном рынке приводит к  образованию единой рыночной цены для  любого однородного товара. Она возможна лишь при отсутствии совершенной  конкуренции. Для осуществления  ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий:

     Фирма обладает некоторой монопольной властью.

     Покупатели или продавцы легко идентифицируемы. У фирмы есть возможность определить на своем рынке либо покупателей с разными резервными ценами, либо сегменты рынка с разными эластичностями спроса. Причем эластичность спроса для монополии по цене у разных покупателей должна быть существенно разной.

     Товар или услуга, в отношении которых осуществляется ценовая дискриминация, не может перепродаваться покупателями одного рынка покупателям другого. Свободное передвижение товаров с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к образованию одной цены, сделает ценовую дискриминацию практически невозможной.

     Очевидно, что наиболее благоприятные условия  для проведения ценовой дискриминации  имеются в сфере услуг, поскольку  они, как правило, не могут перепродаваться. В сфере материального производства ценовая дискриминация сравнительно легкоосуществима в том случае, когда  различные рынки отделены друг от друга географически или посредством  тарифных барьеров, так что перепродажа  товара с "дешевого" на "дорогой" рынок связана с большими расходами.

     Классическое  изложение теории ценовой дискриминации  дал А. Пигу в начале двадцатого столетия. Он же и отметил, что существуют три  типа, или степени, ценовой дискриминации, проводимой монополией. 

     Совершенная ценовая дискриминация

     Монополист  устанавливает для каждого покупателя индивидуальную цену, равную его максимальной готовности платить за товар.

     Предположим, что каждый покупатель приобретает  одну единицу товара или услуги у  продавца, который является монополистом (врач, адвокат и т.п.).

Если  бы, например, адвокат, защищающий права  граждан в суде, установил единую монопольную цену Pm за свою услугу, то он имел бы клиентов в количестве Qm и получал прибыль, равную по величине площади прямоугольника b13. При этом одна часть клиентов, готовая заплатить за услугу адвоката более высокую цену, Pi >Pm, получила бы излишек потребителей, равный по величине площади треугольника а. Другая часть клиентов, которая не в состоянии заплатить цену Pm, была бы вынуждена отказаться от услуг адвоката. При единой монопольной цене существовали бы безвозвратные потери общества, величину которых можно оценить площадью треугольника с.

     Адвокат смог бы увеличить свою прибыль, назначая каждому клиенту индивидуальную цену, равную его максимальной готовности платить за услугу.

     Во  – первых, это позволит ему увеличить  свою прибыль за счет присвоения излишка  потребителей (CS = a), готовых платить  высокие цены Pi >Pm.

     Во-вторых, он расширит круг своих клиентов, привлекая  тех, кто ранее не мог оплатить его услуги, и устанавливая для  них цены Pn< Pm. Прибыль адвоката возрастет на величину с, ранее представлявшую безвозвратные потери. Наименьшая цена, которую заплатит его последний  клиент и на которую согласится адвокат, равна предельным и средним издержкам  одной защиты в суде: P*=MC=AC. В результате совершенной ценовой дискриминации  прибыль адвоката достигнет максимально  возможной величины и станет равной π=a+b+c14.

     От  каждой дополнительной услуги монополист-адвокат  получит прирост общей выручки, равный цене этой услуги. Таким образом, при совершенной ценовой дискриминации  кривая спроса будет одновременно являться кривой предельной выручки. Равновесие установится в точке Е, где P*=MC. Это равновесие будет Парето-эффективным, так как невозможно улучшить положение клиентов, не ухудшив положение монополиста-адвоката, а положение последнего наиболее благоприятно.

     Вместе  с тем это равновесие будет  отличаться от конкурентного. На совершенно конкурентном рынке все потребители  платили бы цену P*, излишек всех потребителей равнялся бы CS=a+b+c[11]. При совершенной ценовой дискриминации цену P* платит последний клиент, а монополист присваивает весь потребительский излишек, который существовал бы при совершенной конкуренции, превращая его в свою прибыль. Совершенная ценовая дискриминация – это наиболее жесткая форма ценовой дискриминации.

     Ценовая дискриминация второй степени

     Ценовая дискриминация второй степени известна также как случай нелинейного  ценообразования, поскольку она  означает, что цена на единицу товара не постоянна, а зависит от того, сколько товара вы покупаете. Эту  форму ценовой дискриминации  часто используют предприятия коммунальных услуг; например, цена единицы электроэнергии часто зависит от того, сколько  ее покупается. В других отраслях крупным  покупателям иногда предоставляются  оптовые скидки.

     На  практике монополист часто стимулирует  этот самоотбор изменением не количества товара, как в данном примере, а  его качества. Хорошим примером такого рода является случай с установлением  цен на воздушные перевозки. Авиалиниями  США обычно предлагаются два вида авиабилетов. Один вид билетов –  без ограничений: этот тариф без  ограничений привлекателен для  лиц, отправляющихся в деловые поездки, поскольку их планы относительно поездки могут неожиданно измениться. Другой тариф предусматривает несколько  ограничений: пассажир должен останавливаться  в пути на субботнюю ночь, должен покупать билет заранее, за 14 дней, и  т.д. Наличие этих ограничений делает такой билет менее привлекательным  для лиц, отправляющихся в деловые  поездки, т.е. для пассажиров с высокой  готовностью платить, однако для  туристов эти ограничения все  же приемлемы. В конце концов каждый тип пассажира выбирает тот класс  тарифа, который предназначался именно для него, и авиалиния получает гораздо больше прибыли, чем при продаже каждого билета по одинаковой цене.

     Монополист  устанавливает разные цены на товар  в зависимости от количества товара, приобретаемого покупателем. Примером может служить применение продавцом  набора двухчастных тарифов.

Двухчастный тариф имеет вид

T=A+PQ [11],

где A-аккордный взнос за право приобретения товара или услуги; P- рыночная цена товара или услуги; Q – количество приобретаемого товара или услуги.

     Допустим, монополисту известно, что спрос  на его товар предъявляют две  разные группы потребителей, однако он не может отделить покупателей разных групп. Тогда он может предложить покупателям набор, состоящий из двух тарифов: T1=A1+P1Q и T2=A2+P2Q, при этом A2>A1, P2<P115. В зависимости от количества приобретаемого товара потребители сами выберут выгодный им тариф, т.е. произведут самоотбор. Очевидно, что при Q1<Q* выгоден первый тариф, при Q2>Q* - второй тариф, при Q* оба тарифа равнозначны16. Таким образом, применяя разные тарифы и привлекая покупателей разных групп, монополист может увеличить свою прибыль по сравнению с вариантом единой цены.

     Ценовая дискриминация третьей степени

     Ценовая дискриминация третьей степени  является самой распространенной формой ценовой дискриминации. Ее примерами  могут служить студенческие скидки в кино или скидки пожилым гражданам  в аптеке. Как монополист определяет оптимальные цены, которые следует  запросить на каждом рынке?

     Допустим, монополист способен установить принадлежность людей к двум группам и может  продавать товар каждой группе по разной цене. Можно предположить, что  потребители на каждом из рынков не могут перепродать товар. Обозначим  через p1(y1) и p2(y2) соответственно обратные кривые спроса групп 1 и 2, а через с(y1+y2) – издержки производства выпуска. Тогда стоящая перед монополистом задача максимизации прибыли имеет вид

max p1(y1)+p2(y2) – c(y1+y2)

y1, y2

     При оптимальном решении должны соблюдаться  равенства:

MR1 (y1) =MC (y1+y2)

MR2 (y2) =MC (y1+y2)

     Иными словами, предельные издержки производства добавочной единицы выпуска должны быть равны предельному доходу на каждом рынке. Если бы предельный доход  на рынке 1 превышал предельные издержки, было бы выгодно расширить выпуск на рынке 1, и то же самое можно  сказать в отношении рынка 2. Поскольку  предельные издержки на обоих рынках одинаковы, предельный доход на них  также должен быть одинаков. Следовательно, добавочная единица товара должна приносить  тот же самый прирост общего дохода, независимо от того, продается ли она  на рынке 1 или на рынке 2. Можно воспользоваться  стандартной формулой выражения  предельного дохода через эластичность, записав условия максимизации прибыли  в виде

p1 (y1) [1- 1∕ |ε1(y1)|] =MC (y1+y2),

p2 (y2) [1- 1∕ |ε2(y2)|]=MC (y1+y2),

где ε1(y1) и ε2(y2) представляют собой коэффициенты эластичности спроса на соответствующих  рынках, оцененные при объемах  выпуска, максимизирующих прибыль.

     Теперь  обратим внимание на следующее. Если p1> p2, то мы должны иметь 

1-1∕  |ε1(y1)|<1-1/|ε2(y2)|,  а это в свою очередь подразумевает, что

1∕ |ε1(y1)|> 1/|ε2(y2)|,

Что означает

|ε2(y2)|> |ε1(y1)|.

     Таким образом, рынок с более высокой  ценой должен характеризоваться  более низкой эластичностью спроса. Если поразмыслить, это вполне разумно. Эластичный спрос – это спрос, чувствительный к цене. Фирма, осуществляющая ценовую дискриминацию, будет поэтому устанавливать низкую цену для группы потребителей, чувствительной к цене, и высокую цену для группы потребителей, относительно не чувствительной к цене. Таким путем она максимизирует свою совокупную прибыль.

     Выше  было предположение, что скидки пожилым  гражданам и студенческие скидки – хорошие примеры ценовой  дискриминации третьей степени. Теперь видно, почему эти категории  населения получают скидки. Весьма вероятно, что студенты и пожилые  граждане более чувствительны к  цене, чем средний потребитель, и, следовательно, их функции спроса в  соответствующем диапазоне цен  более эластичны. Поэтому фирма, максимизирующая прибыль, будет  проводить ценовую дискриминацию  в их пользу. 

     2.3. Государственное  регулирование цен 

     Влияние несовершенной конкуренции на экономическую  жизнь общества противоречиво. С одной стороны, существуют некоторые аргументы в пользу монополизма. Продукция и услуги при монополистической конкуренции отличаются высоким качеством, дифференциация их качества направлена на то, чтобы лучше удовлетворять запросы потребителей. Крупные фирмы имеют целый ряд преимуществ по сравнению с мелкими.

     С другой стороны, монополии ограничивают выпуск продукции, устанавливают на рынке более высокие цены и получают повышенную прибыль за счет доходов потребителей. В конечном счете это ведет к снижению жизненного уровня населения и замедлению роста эффективности производства в силу ограничения или отсутствия конкуренции.

     В этих условиях большинство стран  мира законодательно разрабатывают  комплекс мероприятий по поддержанию государством баланса между конкуренцией и монополизмом. Цель этого законодательства - не уничтожение крупного производства, а поддержание конкуренции.

     В условиях смешанной экономики большое влияние на процесс ценообразования оказывает государственное регулирование цен[2].

     Монополистическая ситуация, как правило, сопровождается антимонопольными методами воздействия со стороны государственных органов.

     Первая  группа мер — административно-правовое воздействие в виде;

• запрета  монополии в какой-либо отрасли  хозяйства;

• роспуск  существующих монополистических объединений;

• расчленение  монополий на ряд самостоятельных  производств.

     Вторая  группа мер — административно-экономическое воздействие, направленное на:

  преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию (завышение цен, не обусловленное издержками производства);

• преследование  торговцев, осуществляющих фальсификацию  товаров путем использования рекламы;

• запрещение внеэкономического воздействия  на контрагентов путем сговора с  целью оказания совместного влияния  на изменение рыночной ситуации.

     Третья  группа мер — экономическое воздействие, проводимое государством:

• использование  разных приемов введения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;

• поощрение  выпуска товаров-субститутов, т. е. товаров-заменителей. Разнообразие товаров личного и производительного потребления снижает спрос на товары монопольного производства;

• расширение рынка за счет установления международных  экономических связей и увеличения импорта; распространение научных  и технологических знаний.

     В некоторых отраслях существует монополия, когда отдельный производитель  выпускает продукцию, которая отличается более низкими издержками, чем продукция, выпускаемая несколькими производителями (производство газа, нефти, золота), — это естественная монополия17. Демонополизация в таких отраслях может привести к резкому увеличению затрат, повышению  цен на продукцию, к снижению общей производительности труда. Осуществление такой демонополизации будет неэффективно.

Информация о работе Ценообразование в условиях монополии