Частная и государственная собственность. Тенденции и развитие

Автор работы: k************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. ………3
1. Трактовка содержания собственности……………………. ……………….5
1.1. Экономическое и юридическое определение собственности…………. 5
1.2. Собственность как экономическая категория…………………...………7
1.3. Классификация собственности………………………………….………10
1.4. Сущность частной собственности……………………………………… 15
1.5. Сущность государственной собственности……………………….. …...22
2. Тенденции и развитие государственной и частной собственности…….. 25
2.1. Способы изменения форм собственности……………………………... 25
2.2. Государственная собственность в переходный период…………….…. 25
2.3. Этапы приватизации в РФ………………………………………………. 26
2.4. Развитие собственности в России в конце ХХ века……………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 37

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. ………3
1. Трактовка содержания собственности……………………. ……………….5
1.1. Экономическое и юридическое определение собственности…………. 5
1.2. Собственность как экономическая категория…………………...………7
1.3. Классификация собственности………………………………….………10
1.4. Сущность частной собственности……………………………………… 15
1.5. Сущность государственной собственности……………………….. …...22
2. Тенденции и развитие государственной и частной собственности…….. 25
2.1. Способы изменения форм собственности……………………………... 25
2.2. Государственная собственность в переходный период…………….…. 25
2.3. Этапы приватизации в РФ………………………………………………. 26
2.4. Развитие собственности в России в конце ХХ века……………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 37

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ семенов.docx

— 70.44 Кб (Скачать документ)

      Определенные  основания для такого смещения акцентов существуют. Во-первых, вообще внимание западной экономической теории и  практики государственного управления концентрируется не столько на «запасе», чем является материально-вещественная основа любой собственности, столько  на финансах, которые по своей природе  являются «потоками». Во-вторых, финансовые потоки как объект государственного управления требуют гораздо большего внимания, чем относительно мало изменчивые, стабильные и трудно определяемые количественно  «запасы» государственной собственности. В-третьих, сама публичная собственность как особый объект управления проявляется, прежде всего, именно через финансы. Наконец, как уже отмечено, нарастает внутренний парадокс , смысла которого можно сформулировать следующим образом: государственная собственность как основа регулирующей роли государства во всех экономических и социальных процессах относительно уменьшается, а роль государства в экономике растет.

      Феномен отсутствия видимого интереса статистических органов и правительств западных стран к своей собственности  для нас удивителен еще и потому, что мы помним недавнее социалистическое прошлое, в котором управление экономикой было действительно немыслимо и невозможно без учета и статистики государственной собственности. Но эта необычность даже в переходной российской экономике уже почти исчезла. Что дает знание о статистики предприятий, в которых доля российского государства составляет или 100% (их примерно 400), или более 50% (их около 470), или от 25 до 50% (их примерно 1600)? Парламент и правительство интересует другой вполне правомерный и более актуальный вопрос: какие доходы получает госбюджет от этой собственности, соответствуют ли они объему собственности государства?

          Статистика госсектора сводится, поэтому к измерению величины доходов, которые фактически поступают в бюджеты всех уровней, а также субсидий, дотаций, субвенций. А это есть статистика всего лишь финансово госсектора.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» под редакцией А.С. Булатова, - М.: Бек, 1997.

  1. Тенденции и развитие государственной и частной собственности
 

2.1. Способы изменения форм собственности. 

      Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности  могут переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется разными  способами. Я рассмотрю важнейшие  из них.

      Национализация  – передача из частной собственности  в собственность государства  предприятий и целых отраслей экономики5.Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она производится. Процессом, обратным  национализации, является приватизация.5

      Приватизация (от лат. privatus – частный) – часть процесса разгосударствления собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего выкупа, а также безвозмездно, т. е.  трансформация государственной собственности в иные формы собственности. К формам приватизации относятся также распродажа определенной доли акций; денационализация и реприватизация (передача государственной собственности в иные формы собственности).6

      Денационализация  – возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В  настоящий момент этот процесс получил  широкое распространение в странах  Балтии – Эстонии, Латвии, Литве.5

      

5Толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Шведова Н.Ю. – 4-е изд. доп., М., 2009

6Экономика – справочник Борисов Е. Ф., Петров А.А., Стрельников Ф.Ф., М., 2003

      Реприватизация  – это возврат в частную  собственность государственной  собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций  и т.д.  у  частных собственников. Реприватизация, как правило, не сопровождается актами государственной власти.5 

    1. Госсобственность  в переходный период
 

      Особенность отношений между субъектами и  объектами собственности на федеральном  уровне объясняются следующими обстоятельствами:

      Результаты  процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя  уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;

      Федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;

      Объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий  спектр отраслей национального хозяйства  и предназначены для использования  в самых разнообразных направлениях;

      Реализация  права государства на объекты  собственности достигается через  функциональные системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую  структуру.

      Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена  всей хозяйственной цепи. Процесс 

      

5Толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Шведова Н.Ю. – 4-е изд. доп., М., 2009

      приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает,  что государственная  собственность  будет полностью  свергнута. Есть такие отрасли народного  хозяйства, которые нецелесообразно  дробить на элементы.

      Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным  комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что энергетика, транспорт, производство оборонной продукции  и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной  собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.            

    1. Этапы приватизации в РФ
 

     Преобразования  собственности в России ассоциируются  чаще всего с приватизацией.

      Однако  приватизация является одной из форм. Преобразования собственности включают в себя как перераспределение  прав в рамках одной и той же формы собственности, так и переход  от одних форм собственности к  другим.

      В теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество  дискуссионных и нерешенных проблем. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания  приватизационного процесса.

      Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации  и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

      В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так  называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в  форме выкупа арендованного имущества  и охватывала в основном сферу  социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство  и т.д.

      Второй  этап – ваучерной приватизации ставились. Его основным содержанием стало  преобразование государственных предприятий  и акционерные общества открытого  типа и продажа, как правило, малых  предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций  и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной  из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».

      По  официальным данным за период ваучерной  приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной  собственности в общем, объеме стоимости  имущества составила 35%.

      С 1 июля 1994 г. Был объявлен третий –  денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как  сами предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных  в порядке приватизации за деньги. При этом преследовалась основная цель – способствовать появлению новых  собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства повышающие эффективность  хозяйственной деятельности. Но этот этап возлагались не оправдавшиеся  пока надежды на появление «стратегических» инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:

      75% предприятий находились в собственности  трудовых воллективов, которые  не собирались продавать свою  долю какому-то другому лицу.

      Большое количество акций в получении  высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.

      Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточное  и малоприбыльные предприятия.

      Четвертым этапом приватизации стали залоговые  аукционы. Государство, для покрытия государственного бюджета, отдает в  залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционирование в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что  государство, отдавая в залог  пакеты акций, не планирует их возвращения  и не резервирует средства на возвращение  кредитов.7

      Основные  особенности процесса приватизации в России:

       1. Директивность. Решение о приватизации  принималось не трудовыми коллективами  или руководителями, занявшими специфику  финансового и технологического  состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались  даже количественные масштабы  приватизации с разбивкой по  отраслям. Трудовые коллективы государственных  предприятий не имели права  выбора сроков и механизма  преобразования собственности.

      2. Приоритетность одной формы. В  качестве приоритетного направления  было превращения государственной  собственности в частную. Недооценивались  и даже игнорировались другие  формы преобразований государственной  собственности, связанные с перераспределением  прав собственности. В результате  российская модель была жестоко  нацелена на перераспределение  экономической власти между социальными  слоями 

      

7http://ru.wikipedia.org 

      общества.

      3. Приоритет социально-политических  целей над экономическими. Российская  модель приватизации не учитывала  критерии экономической эффективности,  осуществления приватизации в  краткосрочном и среднесрочном  аспектах, что неизбежно приводило  к расточительности. Имущество государственных  предприятий, преобразованных в  открытые акционерные общества  в порядке приватизации, оценивалось  по остаточной стоимости на  основе оптовых цен 80-х годов.  Рабочие комиссии по подготовке  предприятий к приватизации, состоящие  из руководства и членов трудовых  коллективов, были заинтересованы  в сведении к минимуму стоимости  выкупаемого имущества государственных  предприятий и стоимости уставного  капитала акционируемых предприятий.  Резкий спад производства и  обесценение оборотных средств  предприятий привели к снижению  доходов работников. Поэтому трудовые  коллективы были заинтересованы  в минимизации уставного капитала  акционируемых в порядке приватизации  государственных предприятий. А  орган Госкомимущества были заинтересованы  в скорейшей и массовой приватизации.

Информация о работе Частная и государственная собственность. Тенденции и развитие