Автор работы: k************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. ………3
1. Трактовка содержания собственности……………………. ……………….5
1.1. Экономическое и юридическое определение собственности…………. 5
1.2. Собственность как экономическая категория…………………...………7
1.3. Классификация собственности………………………………….………10
1.4. Сущность частной собственности……………………………………… 15
1.5. Сущность государственной собственности……………………….. …...22
2. Тенденции и развитие государственной и частной собственности…….. 25
2.1. Способы изменения форм собственности……………………………... 25
2.2. Государственная собственность в переходный период…………….…. 25
2.3. Этапы приватизации в РФ………………………………………………. 26
2.4. Развитие собственности в России в конце ХХ века……………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 37
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. ………3
1. Трактовка содержания собственности……………………. ……………….5
1.1. Экономическое и юридическое определение собственности…………. 5
1.2. Собственность как экономическая категория…………………...………7
1.3. Классификация собственности………………………………….………10
1.4. Сущность частной собственности……………………………………… 15
1.5. Сущность государственной собственности……………………….. …...22
2. Тенденции и развитие государственной и частной собственности…….. 25
2.1. Способы изменения форм собственности……………………………... 25
2.2. Государственная собственность в переходный период…………….…. 25
2.3. Этапы приватизации в РФ………………………………………………. 26
2.4. Развитие собственности в России в конце ХХ века……………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 37
Определенные основания для такого смещения акцентов существуют. Во-первых, вообще внимание западной экономической теории и практики государственного управления концентрируется не столько на «запасе», чем является материально-вещественная основа любой собственности, столько на финансах, которые по своей природе являются «потоками». Во-вторых, финансовые потоки как объект государственного управления требуют гораздо большего внимания, чем относительно мало изменчивые, стабильные и трудно определяемые количественно «запасы» государственной собственности. В-третьих, сама публичная собственность как особый объект управления проявляется, прежде всего, именно через финансы. Наконец, как уже отмечено, нарастает внутренний парадокс , смысла которого можно сформулировать следующим образом: государственная собственность как основа регулирующей роли государства во всех экономических и социальных процессах относительно уменьшается, а роль государства в экономике растет.
Феномен отсутствия видимого интереса статистических органов и правительств западных стран к своей собственности для нас удивителен еще и потому, что мы помним недавнее социалистическое прошлое, в котором управление экономикой было действительно немыслимо и невозможно без учета и статистики государственной собственности. Но эта необычность даже в переходной российской экономике уже почти исчезла. Что дает знание о статистики предприятий, в которых доля российского государства составляет или 100% (их примерно 400), или более 50% (их около 470), или от 25 до 50% (их примерно 1600)? Парламент и правительство интересует другой вполне правомерный и более актуальный вопрос: какие доходы получает госбюджет от этой собственности, соответствуют ли они объему собственности государства?
Статистика госсектора сводится, поэтому
к измерению величины доходов, которые
фактически поступают в бюджеты всех уровней,
а также субсидий, дотаций, субвенций.
А это есть статистика всего лишь финансово
госсектора.4
4Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» под редакцией А.С. Булатова, - М.: Бек, 1997.
2.1.
Способы изменения форм
собственности.
Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется разными способами. Я рассмотрю важнейшие из них.
Национализация – передача из частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики5.Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она производится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.5
Приватизация (от лат. privatus – частный) – часть процесса разгосударствления собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего выкупа, а также безвозмездно, т. е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности. К формам приватизации относятся также распродажа определенной доли акций; денационализация и реприватизация (передача государственной собственности в иные формы собственности).6
Денационализация
– возврат государством национализированного
имущества прежним владельцам. В
настоящий момент этот процесс получил
широкое распространение в
5Толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Шведова Н.Ю. – 4-е изд. доп., М., 2009
6Экономика – справочник Борисов Е. Ф., Петров А.А., Стрельников Ф.Ф., М., 2003
Реприватизация
– это возврат в частную
собственность государственной
собственности, возникшей в результате
произведенной ранее скупки предприятий,
земли, банков, акций и т.д. у
частных собственников. Реприватизация,
как правило, не сопровождается актами
государственной власти.5
Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:
Результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;
Федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;
Объекты
федеральной собственности
Реализация
права государства на объекты
собственности достигается
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс
5Толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Шведова Н.Ю. – 4-е изд. доп., М., 2009
приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
Это
относится, прежде всего, к крупным,
наиболее важным комплексам, работающим
в интересах всего государства.
Очевидно, что энергетика, транспорт,
производство оборонной продукции
и некоторые другие отрасли должны
оставаться в сфере государственной
собственности. Сюда должны быть отнесены
материальные ресурсы науки, особенно
фундаментальной.
Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с приватизацией.
Однако приватизация является одной из форм. Преобразования собственности включают в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же формы собственности, так и переход от одних форм собственности к другим.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Приватизация
представляет особую систему экономических
отношений, возникающих в связи
с изменением формы собственности
на средства производства: с «государственной»
на «частную». Она включает взаимосвязь
приоритетов, отражающую сочетание
интересов органов
В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т.д.
Второй
этап – ваучерной приватизации ставились.
Его основным содержанием стало
преобразование государственных предприятий
и акционерные общества открытого
типа и продажа, как правило, малых
предприятий по конкурсу и на аукционе.
От 50% до 80% стоимости пакетов акций
и выкупаемого имущества
По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем, объеме стоимости имущества составила 35%.
С 1 июля 1994 г. Был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как сами предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации за деньги. При этом преследовалась основная цель – способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство, и вложат в него средства повышающие эффективность хозяйственной деятельности. Но этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:
75%
предприятий находились в
Большое количество акций в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.
Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточное и малоприбыльные предприятия.
Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционирование в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.7
Основные особенности процесса приватизации в России:
1. Директивность. Решение о
2.
Приоритетность одной формы. В
качестве приоритетного
7http://ru.wikipedia.org
общества.
3.
Приоритет социально-
Информация о работе Частная и государственная собственность. Тенденции и развитие