Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:34, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
– изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
– рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
– проанализировать инвестиции в человеческий капитал
Кроме того, несмотря на широкий охват образованием, его уровень по сравнению с зарубежным довольно неоднозначен. В частности, согласно ряду экспертных оценок (ОЭСР) знаний и умений учащихся на основе проведенных тестов в сопоставлении со странами ОЭСР, российская система образования не выглядит столь эффективной и развитой, как может показаться на первый взгляд. По ряду показателей (например, по научной грамотности) в России уровень ниже среднего.
Не исключено, что данные оценки излишне субъективны, но при этом, очевидно, что российская система образования по-прежнему в большинстве своем излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточна гибка в современных условиях. Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.
2.2 Подготовка по месту работы
Многие повышают свою производительность,
овладевая новыми навыками и совершенствуя
уже имеющиеся непосредственно
на рабочем месте. Очевидно, будущую
производительность можно повысить
лишь ценой определенных издержек,
так как в противном случае
спрос на подготовку был бы безграничен.
Ее издержки состоят из потраченного
времени и усилий самого обучающегося
работника, преподавательской
Рассмотрим теперь фирму,
нанимающую работников на определенный
срок (в частном случае он может
быть близок к нулю), и допустим пока,
что и на рынке товаров, и на
рынке труда действует
(1)
где W – заработная плата, или расходы, а МР – предельный продукт, или выручка.
Фирмы не будут особенно беспокоиться
о взаимосвязи между условиями
труда в настоящем и будущем
– отчасти потому, что работники
нанимаются лишь на один срок, отчасти
потому, что заработная плата и
предельный продукт в будущие
периоды не зависят от текущего поведения
фирмы. Правомерно поэтому исходить
из допущения о единственности заработной
платы и предельного продукта
труда каждого работника в
любой период времени (при данных
объемах прочих ресурсов), которые
будут устанавливаться
(2)
где t означало бы t-ый период.
Состояние равновесия в каждый данный
период определялось бы только соотношением
потоков в течение этого
Положение меняется, если принять
во внимание подготовку по месту работы
и возникающую отсюда взаимозависимость
между настоящими и будущими потоками
расходов и поступлений. Подготовка
может сократить текущие
(3)
где n – число периодов, а R и Е зависят от объемов расходов и поступлений во все остальные периоды. Условие равновесия из уравнения (2) приобрело обобщенный вид, так как если бы для каждого периода предельный продукт был равен заработной плате, то приведенная величина потока предельных продуктов также оказалась бы равна приведенной величине потока заработной платы. Очевидно, однако, что обратное неверно. (Беккер Гэри. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. – 1993. – №11–12.)
Если бы подготовка ограничивалась
только начальным периодом, то расходы
в течение этого периода были
бы равны сумме заработной платы
и затрат на подготовку, расходы
последующих периодов состояли бы из
одной заработной платы, а поступления
в течение всех периодов были бы
равны соответствующим
(4)
где k – показатель затрат на подготовку.
Если ввести новый термин G, где
(5)
то уравнение (4) принимает вид:
(6)
Так как k относится только к прямым затратам на подготовку, он не полностью отражает все связанные с ней издержки, потому что не учитывает времени, которое затрачивается работниками на свою подготовку и могло бы использоваться для производства текущей продукции. Разность между тем, что могло бы быть произведено (MP'0), и тем, что произведено фактически (MP0), представляет собой альтернативную стоимость времени, пошедшего на подготовку, что уравнение (6) примет вид:
(7)
Термин G, превышение будущих
поступлений над будущими расходами,
является мерой отдачи от подготовки
для осуществляющей ее фирмы и, следовательно,
разность между С и G представляет
собой разность между издержками
подготовки и отдачей (доходом) от нее.
Уравнение (7) показывает, что в начальный
период предельный продукт будет
равен заработной плате только в
том случае, если отдача равна издержкам
(G = С), и что он окажется больше или
меньше заработной платы при отдаче
меньшей или большей, чем издержки.
Те, кто знакомы с теорией
2.3 Общая подготовка
Общая подготовка способна приносить пользу во многих фирмах помимо той, где она была получена; например, механик, прошедший курс обучения в армии, обнаруживает, что его навыки обладают ценностью для сталелитейной или авиационной отраслей, а навыки врача, стажировавшегося в какой-либо больнице, представляют интерес и для других больниц. Вероятно, основная часть подготовки по месту работы имеет целью повышение будущей производительности работников именно на той фирме, где она предоставлялась, однако общая подготовка повышает предельный продукт их труда и для множества других фирм. Поскольку на конкурентном рынке труда ставки заработной платы, уплачиваемые любой фирмой, определяются предельной производительностью в других фирмах, будущая заработная плата, как и будущий предельный продукт, будут конечно, возрастать в результате общей подготовки и в тех фирмах, которые ее предоставляли. Они могли бы получать часть отдачи от этой подготовки, но только в том случае, если бы предельная производительность увеличивалась в них сильнее, чем заработная плата. «Полностью» общая подготовка, однако, была бы одинаково полезной для многих фирм, и предельный продукт возрастал бы для всех них в равной степени. Следовательно, ставки заработной платы повышались бы ровно на столько же, насколько и предельная производительность, так что проводившие подготовку фирмы не получали бы от этого никакой отдачи. (Беккер Гэри. Экономический взгляд на жизнь: Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 1993. – Сер. 5. – Вып. 3.)
Отчего же тогда рациональные
фирмы на конкурентном рынке труда
предоставляют общую
(8)
Заработная плата обучающихся окажется, не равна их потенциальной предельной производительности, а будет меньше нее на всю сумму издержек подготовки. Другими словами, работники будут платить за общую подготовку, получая заработную плату ниже ее текущего (возможного) уровня.
Работники платят за общую
подготовку, получая заработную плату
ниже, чем они могли бы иметь
где-либо в другом месте. «Заработки»
в период подготовки выступают как
разность между показателем доходов,
или потоков (потенциальным предельным
продуктом), и показателем капитала,
или запасов (издержками подготовки),
так что счета по капиталу и
по прибылям и убыткам оказываются
тесно взаимосвязаны, и изменения
по каждому будут отражаться на заработной
плате. Другими словами, заработки
лиц, получающих подготовку по месту
работы, должны быть очищены от инвестиционных
издержек, если придерживаться принятого
в настоящей работе определения
чистых заработков, согласно которому
все инвестиционные издержки подлежат
вычету из «валовых» заработков. Таким
образом, наш отход – вытекающий
из подобного определения от обычных
правил бухгалтерского учета для
операций по материальным средствам, когда
счета по капиталу и по прибылям
и убыткам оказываются
Рис. 5. Кривая Беккера
Подготовка оказывает серьезное влияние на характер взаимосвязи между заработками и возрастом. Предположим, что не прошедшие подготовку лица получают постоянный заработок независимо от возраста, как это показывает горизонтальная прямая UU на графике. Проходящие подготовку лица будут иметь более низкие заработки в течение периода подготовки, потому что в это время они осуществляют ее оплату, и более высокие заработки в старших возрастах за счет получаемого тогда дохода от подготовки. Совместное действие этих факторов – плата за подготовку и получение от нее доходов – будет вести к тому, что кривая изменения заработков с возрастом у прошедших подготовку (кривая ТТ на графике) окажется круче по сравнению с теми, кто ее не проходил. Различие будет тем сильнее, чем больше издержки инвестирования и отдача от них.
Благодаря подготовке эта кривая становится не только более крутой (как видно на графике), но и более вогнутой; говоря иначе, темп прироста заработков в молодые годы оказывается сильнее, чем в пожилые. Возьмем крайний случай и предположим, что подготовка повышает уровень предельной производительности, но никак не отражается на наклоне кривой, так что предельная производительность тех, кто получил подготовку, также не меняется с возрастом. Если заработки равны предельному продукту, ТТ окажется параллельна UU и просто будет лежать выше нее, без какого-либо наклона или вогнутости. Однако, так как в период подготовки заработки проходящих ее лиц будут меньше их предельной производительности, а впоследствии равны ей, они резко подскочат в момент завершения подготовки, а затем будут оставаться неизменными (как показано пунктирной линией Т'T' на графике), что придаст вогнутость всей кривой в целом. В этом крайнем случае возникает крайняя вогнутость (как у кривой ТТ); в не столь крайних случаях и вогнутость будет более сглаженной, хотя принцип остается тем же.
Максимизирующие прибыль
фирмы, действующие на конкурентном
рынке труда, не станут оплачивать стоимость
общей подготовки и будут платить
прошедшим ее лицам рыночную заработную
плату. Ведь если бы они участвовали
в ее оплате, то от желающих получить
подготовку не было бы отбоя, добровольные
увольнения в период прохождения
подготовки были бы редки, а издержки
на рабочую силу относительно высоки.
Напротив, фирмы, отказывающиеся платить
получившим подготовку лицам рыночную
заработную плату, испытывали бы трудности
с удовлетворением своих
Заключение
В принципе, в заключении хочу сказать, что я рассмотрел все вопросы, которые ставил перед собой, рассмотрев само понятие «человеческий капитал», его роль в современной экономике и развитие, какие расходы выделяются на рост человеческого капитала, и что для этого делает государство. Рассмотрел, какие проблемы становятся перед развитием человеческого капитала, и что нужно для дальнейшего его совершенствования.
В самом общем смысле человеческий капитал – это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.
Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике