Человек и экономика. Экономическая деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание

Понятие современного "экономического человека" коренным образом отличается от того, что было в XIX в. Оно охватывает весь спектр качеств личности: индивидуальных и коллективных, биологических и общественных. Естественно, оно включает все эти качества не в полном их объеме, а лишь в аспекте их воздействия на экономическую эффективность воспроизводственных процессов для человека и общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ И ЧЕЛОВЕКА
1.1 Человек, как главная производственная и распределительная сила
1.2 Модели человека в экономике
1.3 Человек - главный фактор и цель общественного производства
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Производство, как основа экономической деятельности человека
2.2 Потребности, блага и доходы человека
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
3.1 Сущность экономических законов
3.2 Взаимодействие экономических законов и экономической деятельности человека
3.3 Механизм действия экономических законов применительно к экономической деятельности людей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Экономическая деятельность курсач готовый.docx

— 66.52 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский  экономический университет Казпотребсоюза 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: "Экономическая теория"

На тему: "Человек и экономика. Экономическая деятельность человека" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Караганда 2008 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

1. ВЗАИМОСВЯЗЬ  ЭКОНОМИКИ И ЧЕЛОВЕКА

1.1 Человек, как  главная производственная и распределительная  сила

1.2 Модели человека  в экономике

1.3 Человек - главный  фактор и цель общественного  производства

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА

2.1 Производство, как основа экономической деятельности  человека

2.2 Потребности,  блага и доходы человека

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЗАКОНЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ЧЕЛОВЕКА

3.1 Сущность экономических  законов

3.2 Взаимодействие  экономических законов и экономической  деятельности человека

3.3 Механизм действия экономических законов применительно к экономической деятельности людей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Концепция роли человека в экономическом развитии опирается на огромные сдвиги в характере  механизмов и источников самодвижения современной экономики и общества. На протяжении XX в. они превратили природные  и приобретенные самими людьми качества в основной критерий экономической  жизнеспособности и социального  прогресса нормально развивающихся  стран.

     Координальные перемены в современных социально-экономических  структурах, в производстве и в  образе жизни населения, происходящие в течение последних десятилетий  мирового развития, существенно расширяют  человеческий аспект экономической  науки и практики, требуют пересмотра всех теоретических представлений  о социальных структурах, производстве, образе жизни. В результате подробно разработанная и освоенная проблематика экономики труда становится как  бы подсистемой экономической теории человеческого фактора. В то же время  экономика человека в перспективе  может стать органической частью постепенно складывающихся целостных  междисциплинарных научных представлений  о человеке.

     В XX в. система экономических, социальных, политических отношений в развитых странах мира, преодолевая инерцию  прошлого, приспосабливалась к коренному  видоизменению роли и самого существа человека в обществе, в частности  в экономической сфере. Постепенно сформировался новый облик "экономического человека", коренным образом отличный от того, что было в прошлом веке.

     Модель  "экономического" человека в прошлом была квинтэссенцией тогдашних представлений о нем как об экономическом субъекте. С одной стороны, она представляла работника тяжелого физического труда. В ней воплощалась узость личности, ограниченной рамками отупляющего материального производства в самом прямолинейном его понимании. С другой стороны, она основывалась на "коммерсанте", т.е. предпринимателе, все порывы души которого определялись интересами "чистогана", погони за прибылью. Примитивность подобных политэкономических представлений о человеке проистекала, конечно, прежде всего из неразвитости характера производства, которое могло существовать и быстро развиваться, получая необходимые научно-технические знания и духовные блага как бы извне — из периферийных научных образовательных и культурных сфер, отделенных от общего потока народнохозяйственных процессов.

     Понятие современного "экономического человека" коренным образом отличается от того, что было в XIX в. Оно охватывает весь спектр качеств личности: индивидуальных и коллективных, биологических и общественных. Естественно, оно включает все эти качества не в полном их объеме, а лишь в аспекте их воздействия на экономическую эффективность воспроизводственных процессов для человека и общества.

     Современный "экономический человек" выступает как производитель всей совокупности материальных и духовных благ, носитель всех воспроизводственных видов деятельности, создатель "второй природы" и все более сознательный субъект глобальных экологических процессов, носитель индивидуальных и коллективных целей и средств научно-технического, экономического, духовного и социального развития, регулятор его направлений и приоритетов. Человек остается воплощением экономических интересов, стимулов и критериев развития. Это утверждение обясняет актуальность темы курсовой работы.

     Цель  данной работы изучить взаимосвязь  экономики и человека через экономическую  его деятельность.

     В соответствии с поставленной целью  были определены следующие задачи:

  1. изучить взаимосвязь человека и экономики;
  2. рассмотреть теоретические аспекты экономической деятельности человека;
  3. проанализировать взаимодействие экономических законов и экономической деятельности человека.

     При написании курсовой работы были использованы труды ведущих авторов посвященные  теории экономики.

 

      1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИКИ И ЧЕЛОВЕКА

     1.1 Человек, как  главная производственная и распределительная  сила

 

     Внимание  современной экономической науки  к человеку, "человеческому фактору", резко возросло. Это связано с обострением глобальных проблем и противоречий, усилением целостности мира, зависимостью каждого отдельно взятого человека от событий, происходящих в национальных, региональных и общемировых масштабах. Человек все более сталкивается с непредвиденными результатами своей деятельности. Господство над природой, завоеванное в результате длительного и все более интенсивного воздействия на нее, оборачивается экологической катастрофой, совершенствование технологии ведет к созданию столь разрушительных сил, что под угрозу ставится существование человечества, а попытки осуществления прекрасных и теоретически обоснованных преобразований подчас приводят к прямо противоположным результатам.

     Целый ряд ученных прошлого и нынешнего  века полагает, что человек сформировался  как существо общественное, прежде всего благодаря труду. Экономическая  теория анализирует решающую область  жизнедеятельности людей, а именно сферу производства и распределения, жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которой были бы невозможны все другие многообразные формы  реализации личностных и общественных интересов.

     Экономическая теория в изучении человеческого  общества исходит из важнейшей предпосылки  о том, что человек является одновременно и фактором производительных сил  и субъектом экономических отношений. Человек — это главная производительная сила, поскольку он не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования средств  производства. Вместе с тем, распространение  новых средств производства, техники и технологии предъявляет и новые требования к рабочей силе, к ее физическим и интеллектуальным параметрам. Можно сказать, что, будучи творением человека, новые средства производства, в свою очередь, преобразуют рабочую силу, придавая ей соответствующие своему новому уровню профессионально — квалификационные качества. Отношение человека к производственному процессу, его инициативность, дисциплинированность, исполнительность во многом зависят от всей совокупности человеческих отношений, лежащих за пределами непосредственно производства. [1, c.77]

     В связи с усилением глобальных проблем и противоречий во всем мире, а также с зависимостью каждого  человека от событий происходящих в  национальных, региональных и общемировых  масштабах, внимание современной экономической  науки к человеку резко возросло.

     Человек осуществляя хозяйственную, экономическую  деятельность на протяжении многих десятилетий  все больше усиливал свое господство над природой. А это ставит под  угрозу существование самого человечества. Совершенствование технологи, общественные преобразования подчас приводят к прямо  ж противоположным результатам. [1, c.85]

     При научном анализе необходимо использовать унифицированное представление  о человеке, поскольку человеческая личность чрезвычайно многообразна и мотивы ее деятельности (в том  числе и прежде всего хозяйственной) очень разнообразны.

     Среди многочисленных направлений "моделирования" человека, разработанных и разрабатываемых экономической наукой, можно выделить четыре.

     Во  главу угла моделей, выработанных в  рамках этого направления, ставится эгоистический, материальный, прежде всего  денежный интерес, который выступает  как главный мотивационный стимул деятельности "экономического человека". При этом предполагается такой уровень их интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию целей экономических агентов в условиях свободной конкуренции. Экономическая система выступает как простая совокупность хозяйствующих субъектов, ничем не деформированная рыночная структура которой не терпит никакого воздействия извне (например, его стороны государства), кроме такого, которое обеспечивает соблюдение правил свободного рыночного равновесия.

     При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся  перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. На строить определенные прогнозы в отношении государственной  экономической политики, возможно только тогда, когда предполагается, что  человек будет вести себя экономически рационально. Эта модель представлена английской классической школой.

     Второе  направление более сложно, чем  первое. Оно присуще кейнсианской школе. Мотивационные стимулы этой модели человека включают в себя не только стремление к материальным благам, но и элементы психологического характера. Кроме индивидуального, здесь возникает  еще и групповой интерес, складывающийся вследствие стремления хозяйственных  агентов преодолеть ограниченность "экономического" эгоизма путем самоорганизации в группы с общими интересами. Общество в этих моделях имеет белее сложную структуру.

     Это направление было разработано К. Марксом, учение которого предполагает восхождение модели человека от абстрактного к конкретному, от так называемого  "простого товаровладельца", до капиталистов, представляющих промышленный, торговый и ссудный капиталы. Анализ зависимости поведения человека от объективных условий, от его классовой принадлежности и вытекающих отсюда конкретных форм экономического и социального поведения является в определенном степени вполне правомерным.

     Эта модель является абсолютно новой  и принципиально отличается от трех остальных. Для нее характерно изменение  мотивации деятельности в направлении  возрастания значения тех ее составляющих, которые обеспечивают реализацию не столько материальных, сколько духовных потребностей личности (социальная значимость труда, его сложность и т.д.). Этой модели присущи значительная информированность  о мире, более высокий общеобразовательный  и культурный уровень, она отмечается так же многообразием потребностей, главной из которых является потребность  в свободе самовыражения, установления связей с людьми, свободное определение  типа культурных и общественно-политических взглядов. Эта модель социально-индивидуального  человека предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми  связями и размытыми, границами  между социальными общностями. Перечисленные  модели носят в целом абстрактный  характер, но их знание позволяет нам  реально оценивать роль человека в экономике на различных стадиях  ее развития, так же эти знания помогают формировать наиболее оптимальные  направления в экономической  политике, прогнозировать с достаточной  степенью вероятности последствия  тех или иных экономических решений.

     Процессы  происходящие в мировой экономике  не всегда удовлетворяют интересам  человечества. В последние годы мы наблюдаем резкое обострение глобальных проблем. Это обстоятельство усиливает  внимание ученых к проблеме изучения человека, как основного субъекта, происходящих процессов. 

 

      1.2 Модели человека в экономике 

     Большинство ученных придерживаются мнения, что  человек сформировался как существо социальное благодаря труду. По мере своего развития от все больше усиливал свое господство над природой. Однако такая деятельность поставила под  угрозу существование окружающей среды, но и самого человека. Ведь ни одно изобретение  или достижение человечества не может  сравнится с созданной природой системой, способной функционировать  настолько гармонично и слаженно. Человек своей хозяйственной  деятельностью лишь разрушает эту  гармонию, этот баланс в природе. Отсюда столь высок интерес к человеку, как объекту изучения. В этой связи  необходимо получить унифицированное  представление о человеке, поскольку  человеческая личность чрезвычайно  разнообразна. Вашему вниманию мы хотим  представить 4 основные модели человека:

Информация о работе Человек и экономика. Экономическая деятельность человека