Дебиторская задолженность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – построенный на основе анализа состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «ТД «Дуплекс»).
Результатом представленной курсовой работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.

Работа состоит из  1 файл

Курсач ДЗ.docx

— 163.21 Кб (Скачать документ)

 

Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности.

Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих фукций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование  – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долгосрочную цель организации, сформулировать стратегию  организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры  действий.

Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся  область действий должна быть сгруппирована  по выбранным функциям; лицам, которые  ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.

Под мотивацией подразумевается совокупность психологических  моментов, которыми определяется поведение  человека в целом.

Действия  по контролю – это: подготовка стандартов действий, сравнение фактических  результатов со стандартными.

Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированного управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:

  • Учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
  • Диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;
  • Разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
  • Контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.

Политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

Задачами управления дебиторской  задолженностью являются:

- ограничение приемлемого  уровня дебиторской задолженности;

- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное  поступление денежных средств;

- определение скидок или  надбавок для различных групп  покупателей с точки зрения  соблюдения ими платежной дисциплины;

- ускорение востребования  долга;

- уменьшение бюджетных  долгов;

- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от  неиспользования средств, замороженных  в дебиторской задолженности.

Качество  дебиторской задолженности оценивается  также удельным весом в ней  вексельной формы расчетов, поскольку  вексель выступает высоколиквидным  активом, который может быть реализован третьему лицу до наступления срока  его погашения. Вексельное обязательство  имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторская задолженность. Увеличение удельного веса полученных векселей в общей сумме дебиторской  задолженности свидетельствует  о повышении ее надежности и ликвидности.

Особую  актуальность проблема дебиторской  задолженности приобретает в  условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной  оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности  вычесть ее сумму, скорректированную  на индекс инфляции за этот срок.

 

1.3

Методы управления дебиторской  задолженностью

Важной  составной частью системы управления дебиторской задолженностью фирмы  являются методы. К чисто финансовым методам, примененным в данной работе, относятся: метод Э. Альтмана, ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения, составление реестра «старения» счетов дебиторов, прогнозирование вероятной суммы безнадежной дебиторской задолженности, определение взвешенного «старения» счетов дебиторов, расчет и оценка финансовых коэффициентов. К управленческим методам, имеющим место в предложенной дипломной работе, относятся: «дерево решений», метод анализа кредитоспособности «3 С», матрица стратегии кредитной политики фирмы, формирование информационной базы, использование системы вознаграждений, «р-а-с-т-я-г-и-в-а-н-и-е» срока оплаты кредиторской задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в  области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию  системы управления дебиторской  задолженностью:

- исключение из числа  партнеров предприятий с высокой  степенью риска;

- периодический пересмотр  предельной суммы кредита;

- использование возможности  оплаты дебиторской задолженности  векселями, ценными бумагами;

- формирование принципов  расчетов предприятия с контрагентами  на предстоящий период;

- выявление финансовых  возможностей предоставления предприятием  товарного (коммерческого кредита);

- определение возможной  суммы оборотных активов, отвлекаемых  в дебиторскую задолженность  по товарному кредиту, а также  по выданным авансам;

- формирование условий  обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы  штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных  форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов  с целью уменьшения риска неуплаты  монопольным заказчиком.

Определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360,      (3.10.)

где ИДЗ – необходимая  сумма финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность;

ОРК – планируемый объем  реализации продукции в кредит;

КСЦ – коэффициент соотношения  себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности  предприятия не позволяют инвестировать  расчетную сумму средств в  полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем  реализации продукции в кредит.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий  предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему  условий, определяющих его способность  привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные  сроки выполнять все связанные  с ним финансовые обязательства .

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы  характеристик, оценивающих кредитоспособность  отдельных групп покупателей.  По товарному (коммерческому)  кредиту такая оценка осуществляется  обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных  операций с покупателями и  стабильность их осуществления;

- репутация покупателя  в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры  товарного рынка, на котором  покупатель осуществляет свою  операционную деятельность;

- объем и состав чистых  активов, которые могут составлять  обеспечение кредита при неплатежеспособности  покупателя и возбуждении дела  о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза  информационной базы проведения  кредитоспособности покупателей  имеет целью обеспечить достоверность  проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности  основывается на результатах  ее оценки и предусматривает  обычно выделение следующих их  категорий:

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  максимальном объеме, т.е. на уровне  установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым кредит  не предоставляется (при недопустимом  уровне риска невозврата долга,  определяемом типом избранной  кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей,  наряду с размером кредитного  лимита, может осуществляться по  таким параметрам как срок  предоставления кредита; необходимость  страхования кредита за счет  покупателей; формы штрафных санкций  и т.п.

Формирование процедуры  инкассации задолженности предусматривает  сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям  о дате платежей; возможности и  условия пролонгирования долга  по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери .

Выставление счетов. При циклическом  составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды  времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А»  могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета  будут выставлены во второй день и  так далее. Счета покупателям  должны быть отправлены в течение  двадцати четырех часов со времени  и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры  покупателям, когда их заказ еще  обрабатывается на складе. Можно также  выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение  определенного периода, или начислять  гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании  работы.

Когда бизнес развивается  пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов.

Защита страхованием. Можно  прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать  ли такую защиту, необходимо оценить  ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и  стоимость страхования.

Факторинг. Возможно перепродать  права на взыскание дебиторской  задолженности, если это приведет к  чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени  риска неполучения денег от должников.

Анализ дебиторской задолженности  предприятия рекомендуется проводить  по следующим основным этапам.

Анализ дебиторской задолженности  лучше всего начать с составления  реестра старения счетов дебиторов (таблица 1.). Исходной информацией для  его составления являются данные бухгалтерского учета по задолженности  конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о  сроках ее возникновения. Для получения  информации о просроченности задолженности  следует провести анализ договоров  с контрагентами.

Информация о работе Дебиторская задолженность предприятия