Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:00, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – построенный на основе анализа состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «ТД «Дуплекс»).
Результатом представленной курсовой работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.
Кредитная политика тесно взаимосвязана с маркетинговой политикой фирмы и ее целью является получение дополнительной прибыли за счет стимулирования продаж.
2. 3. 1. Принципы кредитной политики
В процессе
формирования принципов кредитной
политики необходимо решить стратегический
вопрос: каким образом руководству
фирмы следует достигать
Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Различают три принципиальных типа комплексного управления оборотными активами – консервативный, умеренный и агрессивный. Применительно к кредитной политике фирмы, характерными признаками каждой из стратегий являются:
Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики, фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой – 52 дня 6.
Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах – 45 %, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.
Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 % продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.
При принятии
решения о типе кредитной деятельности
фирмы стратегические направления
в области кредитной политики
можно выявить с помощью матрич
Рис. 4.
Матрица стратегии кредитной политики фирмы
Кредитная
политика фирмы состоит из блоков,
которые определяются следующими компонентами:
1) Для агрессивной политики характерны
высокий уровень рентабельности
и риска, 2) Противоположный блок
- консервативная политика, которая
характеризуется высокой
Как видно
из матрицы, на пересечении сфер находится
умеренный тип кредитной
Рис. 5.
Стандартные показатели уровня рентабельности и ликвидности ЛР
2. 3. 2. Формирование системы кредитных условий
Система кредитных условий состоит из следующих четырех элементов:
Срок кредита – это предельный период времени, который фирма дает клиентам для того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться на 30, 60 или 90 дней. Срок предоставления скидки за ранние платежи – период времени, в течении которого за более раннюю оплату счета покупатель может получить скидку, например – 10 дней.
Скидки за ранние платежи – сокращение цены покупки или продажи, выраженное в процентах, которое предоставляется в случае оплаты счет-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый - имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров. Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5 – 10 день) в большинстве стран Европы составляют 3 %. Если каждый год покупается продукции на 1 млн. литов, то легко подсчитать, что такая скидка сделает 30 тыс. литов. Поэтому покупателям выгодно пользоваться скидками. Второй – получает косвенную выгоду, в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных средств.
Стандарты кредитоспособности - минимальный уровень кредитоспособности претендента на получение товаров фирмы в кредит. После того как фирма разработала и определила свои условия продаж в кредит, ей необходимо произвести оценку каждого отдельного претендента на получение товаров в кредит. Процедура такой оценки включает три этапа: 1) сбор информации о претенденте на получение кредита; 2) анализ полученной информации с целью определения уровня кредитоспособности; 3) принятие решения о предоставлении кредита.
Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, осуществляется обычно по следующим критериям: объем и стабильность осуществления хозяйственных операций с покупателем; репутация покупателя в деловом мире; платежеспособность клиента; объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности дебитора и возбуждении дела о его банкротстве.
Современные руководители кредитных отделов часто обращаются при анализе кредитоспособности к методу «3 С»: Character, Capacity, Capital. Некоторые другие, применяемые фирмами методы оценки кредитоспособности покупателей, приведены в приложении № 5. На основании результатов оценки кредитоспособности проводится группировка покупателей (табл. 3).
На основе
всей этой информации принимается решение
о возможности продажи товаров
в кредит. Инструментом позволяющим
исследовать все возможные
Таблица 3.
Классификация покупателей 7.
Категория |
Уровень платежеспособности |
Средний срок оплаты, дней |
Предоставляемый кредит |
1 2 3 4 5 |
Высокий Хороший Средний Низкий Очень низкий |
10 15 30 60 90 |
Неограниченный Неограниченный Ограниченный Ограниченный Нет кредита |
Политика взимания платы (инкассации) предусматривает: сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежей; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
2. 3. 3. Рефинансирование дебиторской задолженности
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация.
Факторинг - финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием-продавцом права получения факторинговой фирмой (банком) финансовой дебиторской задолженности и немедленной выплате 70 - 90 % от суммы задолженности. После того, как должники оплатят за товар, факторинговая фирма перечисляет оставшиеся 10 - 30 % средств. За эти услуги берется платеж в размере 3 – 5 % от всей суммы договора. Факторинг, прежде всего, оказывается малым и средним фирмам. Деятельность факторинговых фирм (банков) довольно эффективна, т. к. большинство предприятий, не желая попасть в список неплатежеспособных фирм, стараются вовремя оплатить полученные счета. Если банк предъявит информацию, что фирма с опозданием оплачивает счета, то ей будет сложно заключить отношения с финансовым риском для партнера. Финансовый механизм осуществления факторинговой операции приведен в приложении № 6.
Вексель – это безусловное обещание оплатить указанную сумму в установленное время. Вексель широко используется за границей. В 1992 г. Литва присоединилась к Женевской конвенции. В 1993 г. Литовский Банк утвердил правила использования векселей, в 1994 г. было принято постановление Нотариата о том, что вексель опротестовывает нотариус, а в 1995 г. Правительство утвердило правила опротестования векселей и чеков. В марте 1999 г. принято постановление о простом и переводном векселях. Вексель ускоряет и улучшает расчеты между субъектами хозяйствования. Это очень актуально для Литвы, хотя в нашей стране почти не практикуются вексели, несмотря на то, что приняты все законы и постановления касательно векселей. По нашему мнению, это происходит потому, что вексель – новая форма расчета. Вексели делятся на два вида:
Вексель может быть передан другому лицу. Такая передача называется индоссамент. Количество индоссантов векселя не ограничивается. Финансовый механизм расчетов с помощью векселя приведен в приложении № 7. А в приложении № 8 представлен образец современного векселя.
Учет векселей представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения и уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
Форфейтинг, по своей сути, соединяет в себе элементы факторинга и учета векселей. Но в отличие от факторинга форфейтинг является однократной операцией. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (до 7 лет) экспортных поставок. Финансовый механизм осуществления форфейтинговой операции приведен в приложении № 9.
За границей широко используется еще одна современная форма рефинансирования активов, в частности, дебиторской задолженности – секъюритизация. Это процесс объединения прибыльных активов в пул с последующей продажей долей в этом пуле в форме ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backed securities - ABS). Для Литвы секъюритизация пока остается очень «экзотическим» источником финансовых средств.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I
Анализ,
проведенный в первой главе, позволил
подойти к таким выводам. Дебиторская
задолженность – суммы, которые
покупатели должны предприятию. Поскольку
около 20 % активов средней компании
числятся в ее дебиторской задолженности,
то эффективное управление этой статьей
оказывает большое влияние на
ликвидность, а следовательно, и
на укрепление финансового положения
фирмы в целом. Управление дебиторской
задолженностью – это процесс
реализации управленческих функций, включающий
анализ состояния дебиторской
Учитывая сказанное выше, можно с уверенностью сказать, что эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т. к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета, а также фирма может оплатить кредиторскую задолженность в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в будущем может надеяться на скидки, т. к. снижается ее кредитный риск, связанный с оплатами дебиторов.