Дебиторская задолженность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – построенный на основе анализа состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «ТД «Дуплекс»).
Результатом представленной курсовой работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.

Работа состоит из  1 файл

Курсач ДЗ.docx

— 163.21 Кб (Скачать документ)

 

Кредитная политика тесно взаимосвязана с  маркетинговой политикой фирмы  и ее целью является получение дополнительной прибыли за счет стимулирования продаж.

 

2. 3. 1. Принципы кредитной политики

В процессе формирования принципов кредитной  политики необходимо решить стратегический вопрос: каким образом руководству  фирмы следует достигать компромисса  между риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор  периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации?

Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Различают три принципиальных типа комплексного управления оборотными активами – консервативный, умеренный и агрессивный. Применительно к кредитной политике фирмы, характерными признаками каждой из стратегий являются:

Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики, фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения реализации продукции (рентабельность) в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой – 52 дня 6.

Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах – 45 %, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной  политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 % продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.

При принятии решения о типе кредитной деятельности фирмы стратегические направления  в области кредитной политики можно выявить с помощью матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте. Применительно к кредитной политике фирмы с точки зрения ликвидности, риска и рентабельности дебиторской задолженности, матрица видится автору данной дипломной работы следующим образом:

Рис. 4.

Матрица стратегии кредитной политики фирмы








 


Кредитная политика фирмы состоит из блоков, которые определяются следующими компонентами: 1) Для агрессивной политики характерны высокий уровень рентабельности и риска, 2) Противоположный блок - консервативная политика, которая  характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой рентабельностью.

Как видно  из матрицы, на пересечении сфер находится  умеренный тип кредитной политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается  по стандартам данной макро- и микросреды. В данном случае, по стандартным  показателям Литовской Республики, приведенными ниже.

Рис. 5.

Стандартные показатели уровня рентабельности и  ликвидности ЛР


 

 

 

2. 3. 2. Формирование системы кредитных условий

Система кредитных условий состоит из следующих четырех элементов:

  • Срок кредита (кредитный период) – время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за товар;
  • Скидки, предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи;
  • Стандарты кредитоспособности, указывающие на минимальную финансовую силу подходящих клиентов, покупающих в кредит;
  • Политика взимания платы, отражающая жесткость или мягкость подхода предприятия к клиентам, задерживающим платежи.

Срок кредита – это предельный период времени, который фирма дает клиентам для того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться на 30, 60 или 90 дней. Срок предоставления скидки за ранние платежи – период времени, в течении которого за более раннюю оплату счета покупатель может получить скидку, например – 10 дней.

Скидки за ранние платежи – сокращение цены покупки или продажи, выраженное в процентах, которое предоставляется в случае оплаты счет-фактуры в ранний период установленного срока. Эта мера стимулирует покупателей, приобретающих товар в кредит, оплачивать счета как можно быстрее. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый - имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров. Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5 – 10 день) в большинстве стран Европы составляют 3 %. Если каждый год покупается продукции на 1 млн. литов, то легко подсчитать, что такая скидка сделает 30 тыс. литов. Поэтому покупателям выгодно пользоваться скидками. Второй – получает косвенную выгоду, в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет иммобилизацию денежных средств.

Стандарты кредитоспособности - минимальный уровень кредитоспособности претендента на получение товаров фирмы в кредит. После того как фирма разработала и определила свои условия продаж в кредит, ей необходимо произвести оценку каждого отдельного претендента на получение товаров в кредит. Процедура такой оценки включает три этапа: 1) сбор информации о претенденте на получение кредита; 2) анализ полученной информации с целью определения уровня кредитоспособности; 3) принятие решения о предоставлении кредита.

Определение системы характеристик, оценивающих  кредитоспособность отдельных групп  покупателей, осуществляется обычно по следующим критериям: объем и стабильность осуществления хозяйственных операций с покупателем; репутация покупателя в деловом мире; платежеспособность клиента; объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности дебитора и возбуждении дела о его банкротстве.

Современные руководители кредитных отделов  часто обращаются при анализе  кредитоспособности к методу «3 С»: Character, Capacity, Capital. Некоторые другие, применяемые фирмами методы оценки кредитоспособности покупателей, приведены в приложении № 5. На основании результатов оценки кредитоспособности проводится группировка покупателей (табл. 3).

На основе всей этой информации принимается решение  о возможности продажи товаров  в кредит. Инструментом позволяющим  исследовать все возможные варианты может быть «дерево решений».

 

Таблица 3.

Классификация покупателей 7.

Категория

Уровень платежеспособности

Средний срок оплаты, дней

Предоставляемый кредит

1

2

3

4

5

Высокий

Хороший

Средний

Низкий

Очень низкий

10

15

30

60

90

Неограниченный

Неограниченный

Ограниченный

Ограниченный

Нет кредита


 

Политика взимания платы (инкассации) предусматривает: сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежей; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

 

2. 3. 3. Рефинансирование дебиторской задолженности

Развитие  рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют  использовать рефинансирование дебиторской  задолженности, т. е. ускоренный перевод  в другие формы оборотных активов  предприятия: денежные средства и высоколиквидные  краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской  задолженности – факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация.

Факторинг - финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием-продавцом права получения факторинговой фирмой (банком) финансовой дебиторской задолженности и немедленной выплате 70 - 90 % от суммы задолженности. После того, как должники оплатят за товар, факторинговая фирма перечисляет оставшиеся 10 - 30 % средств. За эти услуги берется платеж в размере 3 – 5 % от всей суммы договора. Факторинг, прежде всего, оказывается малым и средним фирмам. Деятельность факторинговых фирм (банков) довольно эффективна, т. к. большинство предприятий, не желая попасть в список неплатежеспособных фирм, стараются вовремя оплатить полученные счета. Если банк предъявит информацию, что фирма с опозданием оплачивает счета, то ей будет сложно заключить отношения с финансовым риском для партнера. Финансовый механизм осуществления факторинговой операции приведен в приложении № 6.

Вексель – это безусловное обещание оплатить указанную сумму в установленное время. Вексель широко используется за границей. В 1992 г. Литва присоединилась к Женевской конвенции. В 1993 г. Литовский Банк утвердил правила использования векселей, в 1994 г. было принято постановление Нотариата о том, что вексель опротестовывает нотариус, а в 1995 г. Правительство утвердило правила опротестования векселей и чеков. В марте 1999 г. принято постановление о простом и переводном векселях. Вексель ускоряет и улучшает расчеты между субъектами хозяйствования. Это очень актуально для Литвы, хотя в нашей стране почти не практикуются вексели, несмотря на то, что приняты все законы и постановления касательно векселей. По нашему мнению, это происходит потому, что вексель – новая форма расчета. Вексели делятся на два вида:

  • Простой (соло) вексель – обязательство, выданное заемщиком, что он обязуется выплатить указанную в векселе сумму в назначенное время;
  • Переводной (тратта) вексель – письменный приказ кредитора заемщику об уплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Переводной вексель может быть акцептован. Акцепт оформляется записью на векселе «акцептовано», это значит, что банк гарантирует платеж по нему.

Вексель может быть передан другому лицу. Такая передача называется индоссамент. Количество индоссантов векселя  не ограничивается. Финансовый механизм расчетов с помощью векселя приведен в приложении № 7. А в приложении № 8 представлен образец современного векселя.

Учет  векселей представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой  в зависимости от их номинала, срока  погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения и уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная  операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

Форфейтинг, по своей сути, соединяет в себе элементы факторинга и учета векселей. Но в отличие от факторинга форфейтинг является однократной операцией. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (до 7 лет) экспортных поставок. Финансовый механизм осуществления форфейтинговой операции приведен в приложении № 9.

За границей широко используется еще одна современная  форма рефинансирования активов, в  частности, дебиторской задолженности  – секъюритизация. Это процесс объединения прибыльных активов в пул с последующей продажей долей в этом пуле в форме ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backed securities - ABS). Для Литвы секъюритизация пока остается очень «экзотическим» источником финансовых средств.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I

Анализ, проведенный в первой главе, позволил подойти к таким выводам. Дебиторская  задолженность – суммы, которые  покупатели должны предприятию. Поскольку  около 20 % активов средней компании числятся в ее дебиторской задолженности, то эффективное управление этой статьей  оказывает большое влияние на ликвидность, а следовательно, и  на укрепление финансового положения  фирмы в целом. Управление дебиторской  задолженностью – это процесс  реализации управленческих функций, включающий анализ состояния дебиторской задолженности (оценка объема, оборачиваемости и качества), разработку адекватной кредитной политики и обеспечение использования форм рефинансирования. Разработав, таким образом, общий подход к управлению дебиторской задолженностью, компания старается его придерживаться.

Учитывая  сказанное выше, можно с уверенностью сказать, что эффективное управление дебиторской задолженностью относится  к необходимым условиям успешной работы фирмы, т. к. оно создает предпосылки  для быстрого роста бизнеса и  увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета, а также фирма  может оплатить кредиторскую задолженность  в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в  будущем может надеяться на скидки, т. к. снижается ее кредитный риск, связанный с оплатами дебиторов.

Информация о работе Дебиторская задолженность предприятия