Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:00, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – построенный на основе анализа состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере ООО «ТД «Дуплекс»).
Результатом представленной курсовой работы видится разработка мероприятий в рамках управления дебиторской задолженностью.
На счетах четырех основных дебиторов сконцентрировано около 62 % (13258 / 21281) от всей суммы дебиторской задолженности; около 64 % (9969 / 15514) от задолженности, просроченной свыше 30 дней; 45 % (1074 / 2394) свыше 3-х месяцев. Специалистам фирмы необходимо обратить особое внимание именно на эти четыре основные фирмы-покупатели.
4) В процессе
этого анализа используется
ORR = OR / R = 15514 / 21281 = 0, 73 или 73 %, (2. 3.)
ORR (Overdue receivable ratio) - Коэффициент просроченной дебиторской задолженности,
R (Receivable) – Дебиторская задолженность,
OR (Overdue receivable) - Просроченная дебиторская задолженность.
Вычисленный коэффициент говорит о том, что 73 % всей дебиторской задолженности ЗАО «» является просроченной. Этот высокий показатель сигнализирует о проблеме низкого качества дебиторской задолженности, что в свою очередь приводит к проблеме низкой ликвидности дебиторской задолженности. Как следствие этого, возникают проблемы с финансированием деятельности.
5) По
причине сказанного выше
Таблица 9.
Прогнозирование
безнадежной дебиторской
Классифика-ция дебито-ров по сро-кам задол-женности |
Сумма дебитор-ской задол-женности, Лт. |
Вероят-ность безнадеж-ных |
Сумма безнадежных долгов, Лт. (2) * (4) |
Реальная величина задолжен- ности, Лт. (2) - (5) |
0 – 30 дн. |
5767 |
0,025 |
144 |
5623 |
30 – 60 |
12768 |
0,05 |
638 |
12130 |
60 – 90 |
1426 |
0,075 |
107 |
1319 |
90 – 120 |
468 |
0,1 |
47 |
421 |
120 – 150 |
362 |
0,15 |
54 |
308 |
150 – 180 |
277 |
0,30 |
83 |
194 |
180 – 360 |
128 |
0,50 |
64 |
64 |
360 – 720 |
64 |
0,75 |
48 |
16 |
Св. 2 лет |
21 |
0,95 |
20 |
1 |
Итого: |
21281 |
0 |
1205 |
20076 |
На рисунке
7 графически отображена структура
дебиторской задолженности ЗАО
«» по срокам ее возникновения, которая
выполнена по данным приложения № 11.
Диаграмма демонстрирует
Рис. 7.
Графический анализ «возраста» дебиторской задолженности ЗАО «»
Зафиксируем полученные результаты:
Выводы
На фоне
полученных многочисленных негативных
результатов анализа
Опираясь на выводы из проведенного анализа, исследуем кредитную политику фирмы, которая определила такое состояние дебиторской задолженности.
2. 3. Анализ кредитной политики ЗАО «»
На первом этапе анализа определяются принципы кредитной политики ЗАО «». Реализация продукции в кредит осуществляется в форме товарного (коммерческого) кредита. Тип кредитной политики, применяемый в данное время фирмой, конкретно по мнению автора, невыражен.
С одной стороны - это агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики, потому что: (1) высокий уровень кредитного риска; (2) доля оборотных активов в общих активах на протяжении 4 лет составляла 90 %.
С другой
стороны - это консервативный (или
жесткий) тип кредитной политики,
потому что: (1) установлен минимальный
срок предоставления кредита - 30 дней;
(2) отсутствует система скидок при
осуществлении досрочных
При этом, лишь 27 % (5 767 / 21 281) дебиторов заплатили на 30 день, т. е. вовремя. Это значит, что большая половина денежных средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность ЗАО «», находится на медленно оплачиваемых счетах, часть из которых может превратиться в безнадежные долги. Это служит сигналом к изучению фирмой просчетов своей кредитной политики.
На втором этапе анализа определяется политика предоставления коммерческих кредитов в ЗАО «».
На третьем этапе анализа определяется годовая процентная ставка по сумме кредиторской задолженности. Она вычисляется по следующей формуле:
D * 360 360
CV = ------------- = ------------------ = 12 % годовых, (2. 4.)
P 30 дней
CV (Credits Value) - Годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;
D (Discount) - Скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении срочного расчета за приобретенный товар, в %;
P (Period) – Установленный срок предоставления кредита, в днях.
Как видно из результата вычислений, в настоящий момент в ЗАО «» стоимость кредита составляет 12 % годовых (360 / 30).
На четвертом этапе нализа выяснено, что современные формы рефинансирования дебиторской задолженности отсутствуют в фирме.
Зафиксируем полученные результаты:
Выводы
Перечисленные
выше результаты анализа кредитной
политики ЗАО «» позволяют понять,
что в организации отсутствует
продуманная стратегия
Вместе
с тем, в результате отсутствия в
фирме каких-либо стандартов кредитоспособности
(т. е. кредит предоставляется всем претендентам
без исключения) и политики инкассации,
сумма по счетам с высокой степенью
риска в 2002 году составила 37 % от всей
суммы дебиторской
В такой ситуации, видимо, было бы целесообразно несколько смягчить стандартные условия оплаты, применяемые для контроля за погашением дебиторской задолженности и одновременно, выработать менее лояльную политику инкассации. В совокупности такие меры являются признаками умеренного типа кредитной политики.
Неэффективное управление дебиторской задолженностью общества «», на взгляд автора, может являться одной из причин несостоятельности рассматриваемого общества.
2. 4. Основные направления
дебиторской задолженностью общества «»
Ранее выполненный
анализ позволяет утверждать, что
основные направления совершенствования
управления дебиторской задолженностью,
призванные поддержать жизнеспособность
общества «» в обозримом будущем,
на наш взгляд, могут быть следующие:
проведение мер финансового оздоровления,
разработка адекватной кредитной политики,
применение анализа и контроля дебиторской
задолженности, а также обеспечение
активного использования
А. Проведение мер финансового оздоровления
Собственникам и менеджерам фирмы следует незамедлительно принять меры по предотвращению угрозы банкротства. Для этого целесообразно составить бизнес-план финансового оздоровления, куда включить меры предусматривающие:
Б. Разработка кредитной политики ЗАО «»
Учитывая угрозу банкротства, умеренная кредитная политика является оптимальной, т. к. для текущей ситуации фирмы не приемлемы высокий риск (агрессивная) и снижение притока денег (консервативный). Используя матрицу кредитной политики фирмы, выбираем компромисное решение, суть которого наглядно представлена ниже:
Рис. 8.
Выполняя предложенное условие необходимо одновременное изменение нескольких характеристик текущей кредитной политики:
1) увеличение периода предоставления кредита до 45 дней;
2) введение системы скидок: 3 % («3 / 10, n / 45»);
3) повышение стоимости кредита с 12 % до 24 % в год, что должно стимулировать клиентов воспользоваться скидкой. Сравнительный анализ условий кредита, установленного в настоящее время в ЗАО «», и предложенных условий кредита приведен на рисунке 9. И в том и другом случае, при неизменной величине скидки, стоимость коммерческого кредита уменьшается по мере увеличения срока кредита. Расчет приводится в приложении № 12.
Рис. 9.
Зависимость
между годовым процентом
4) установление стандартов кредитоспособности. Решение о кредите должно основываться на предпочтении надежности платежа. При анализе кредитоспособности рекомендуется использование метода «3 С»: желание (character) (т. е. степень стремления выполнить свои долговые обязательства), способность (capacity) (т. е. способность генерировать денежные средства, необходимые для выполнения принятых на себя долговых обязательств) и капитал (capital) (т. е. размер чистого собственного капитала и коэффициент соотношения чистого собственного и заемного капитала).