Денежно-кредитная политика и ее особенности в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных теоретических аспектов денежно-кредитной политики, принципов ее функционирования как в целом, так и в рамках нашего государства.
При написании курсовой работы для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия, связанные с функционированием денежно-кредитной системы;
- определить методы регулирования денежно-кредитной политики и их особенности;
- проанализировать действие передаточного механизма денежно-кредитной политики;
- охарактеризовать эффективность денежно-кредитной политики, её особенности и динамику развития в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Денежно-кредитная политика: основные понятия 6
1.1 Банковская система в денежно-кредитной политике 6
1.2 Цели денежно-кредитной политики 8
2 Инструменты денежно-кредитной политики 10
2.1 Изменение процентных ставок 10
2.2 Изменение норм обязательных резервов 13
2.3 Операции на открытом рынке 16
3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. 19
3.1 Политика «дорогих» и «дешевых» денег. 19
4 Эффективность денежно-кредитной политики. 24
4.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая ДКП.doc

— 420.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке ценных бумаг широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднены в странах, где фондовый рынок находится на стадии формирования. Данный инструмент впервые стал активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

Этот инструмент предполагает куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации либо казначейские векселя.

Когда центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные деньги и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Появившиеся избыточные резервы коммерческий банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. Масштабы расширения будут зависеть от того, в какой пропорции прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Данный процесс  представлен на рисунке 4:

Рисунок 4 - Изменение объема денежного предложения под воздействием операций центрального банка с ценными бумагами

    При скупке ценных бумаг у коммерческих банков увеличиваются избыточные резервы, поэтому предложение денег возрастает (до положения линии Sm2). При продаже центральным банком своего резерва ценных бумаг имеет место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков сокращаются и изъятые из обращения деньги поступают в центральный банк. Денежное предложение сокращается (переходит в положение линии Sm1) [9, с. 379].

     Операции на открытом рынке можно разделить на два типа: динамические, направленные на изменение объема резервов и денежной базы для стимулирования экономического роста, и защитные операции, которые непосредственно не изменяют денежно-кредитные отношения, а только компенсируют неблагоприятные изменения в структуре банковских резервов. [7, с.360]. Иногда операции на открытом рынке сводятся непосредственно к покупке или продаже ценных бумаг. Национальный банк может купить у коммерческих ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операции РЕПО), когда центральный банк покупает ценные бумаги и при этом оговаривает, что продавцы выкупят их обратно через некоторое время. Причем процентные платежи, начисляемые по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам. РЕПО является временной операцией покупки и считается наиболее эффективным способом проведения тех  операций, которые предполагается в скором времени обратить. Данный вид операций позволяет осуществлять кратковременные, незначительные изменения денежной базы.

     Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками на себя. При этом эффект будет по существу таким же, как и в случае с коммерческими банками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате центральному. Затем центральный банк оплачивает чеки путем увеличения резервов коммерческих банков. Однако покупка ценных бумаг центральным банком у коммерческих банков и населения немного отличается: покупка ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает их резервы на всю сумму покупки, а покупка ценных бумаг у населения увеличивает как резервы, так и бессрочные вклады. Но конечный итог одинаков: резервы коммерческих банков увеличиваются. При продаже ценных бумаг центральным банком как коммерческим банкам, так и населению наблюдается обратный эффект, который в конечном итоге приводит к сокращению резервов коммерческих банков [10, с. 329].

     Операции на открытом рынке с ценными бумагами правительства имеют долгую историю, относятся к старейшему методу денежно-кредитного регулирования. Данный метод имеет высокую оперативность. Используя его, можно рассчитывать на быстрое достижение необходимого результата.

     Операции на открытом рынке имеют ряд следующих преимуществ перед другими инструментами денежно-кредитной политики:

    • Центральный банк может полностью контролировать объем купли-продажи государственных ценных бумаг. Такой контроль невозможен, например, при кредитовании банков по учетной ставке процента, когда Центральный банк лишь повышает, либо снижает привлекательность рефинансирования для банков;
    • Операции на открытом рынке гибки и довольно точны, их можно совершать в любых объемах;
    • Операции на открытом рынке легко обратимы: ошибку, допущенную при проведении операции, центральный банк может немедленно исправить, проведя обратную сделку;
    • Операции на открытом рынке осуществляются быстро;
    • Проводя их, центральный банк не зависит от коммерческих банков.

    Тем не менее эффективность данного метода значительно снижается, если коммерческие банки имеют в наличии незначительный объем ценных бумаг или не проявляют особого интереса к подобным операциям (низкая доходность, недоверие правительству и т. д.).

     Все эти инструменты воздействия на денежно-кредитную сферу не могут применяться по отдельности, т.к. в этом случае денежно-кредитная политика будет неэффективной. Как правило, государство применяет данные методы в сочетании, что позволяет добиться значимых результатов в регулировании экономической ситуации в стране.

     С помощью перечисленных инструментов денежно-кредитной политики государство способно влиять на параметры промежуточных целей, и в конечном итоге – на реальный сектор экономики. Данный процесс получил название передаточного механизма денежно-кредитной политики, особенности которого будут рассмотрены в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики.

3.1 Политика «дорогих» и «дешевых» денег.

Процесс последовательного  воздействия на определенные параметры  денежно-кредитной сферы с целью  влияния на реальный сектор экономики  называется передаточным механизмом денежно-кредитной  политики. Быстрота и точность работы передаточного механизма в наибольшей мере определяют степень эффективности денежно-кредитной политики.

Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и  денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать — ставку процента или объем денежной массы. Следовательно, при решении фундаментальных вопросов механизма денежно-кредитной политики в экономической теории обозначились два основных подхода. Первый подход был обоснован Дж. Кейнсом и его последователями, а второй – сторонниками монетаризма.

Следует отметить, что представители кейнсианской концепции считают передаточный механизм достаточно сложным и многоэтапным. Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

  1. Изменение величины предложения денег под воздействием политики центрального банка;
  2. Изменения в предложении денег, которые вызывают понижение или повышение ставки процента;
  3. Изменение ставки процента, которое приводит к изменению величины инвестиций в экономику;
  4. Изменения плановых инвестиций, которые,  в свою очередь,  повышают или понижают уровень номинального национального дохода.

Как видно, главным  параметром денежно-кредитного регулирования  в кейнсианской модели является процентная ставка, которая оказывает непосредственное влияние на уровень инвестиций.

Чтобы лучше  понять суть данной концепции, можно  проиллюстрировать действие передаточного  механизма с помощью рисунка 5:

 


 

 

 

Рисунок 5 - Передаточный механизм денежно-кредитной  политики

 

 

 

Предположим, что  центральный банк увеличил объем  реальной денежной массы (с до ) с помощью операций на открытом рынке. Вследствие этого у экономических субъектов появится некоторая сумма «лишних денег», которую они захотят вложить в ценные бумаги и другие активы. Повышение спроса на ценные бумаги приведет к росту их рыночной стоимости, который, в свою очередь, обусловит снижение процентной ставки  (до r2). Как известно, снижение процентной ставки влияет на уровень инвестиций в обратном направлении, поэтому объем инвестиций повысится с I1 до I2. Повышение инвестиционных расходов ведет к росту совокупного спроса, а следовательно, будет наблюдаться и рост объема выпуска. Аналогично можно доказать, что уменьшение центральным банком предложения денег приведет к росту процентной ставки, результатом которого станет снижение инвестиционной активности, а значит, и совокупного спроса. [1, с.171]

В  рамках  существующего  передаточного  механизма   при   определении направлений  денежно-кредитной политики  необходимо  учитывать некоторые обстоятельства, которые  оказывают  существенное  влияние  на конечные результаты. Следует отметить, что реакция денежного рынка зависит от чувствительности спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD на рисунке 6. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки (пологая кривая LD), то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки [5, с. 780]. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки.    

Рисунок 6 - Зависимость реакции денежного рынка от эластичности спроса на деньги

Таким образом, следует сделать вывод о том, что кейнсианский передаточный механизм в качестве главного объекта регулирования выбирает процентную ставку, поскольку ее изменение способно эффективно регулировать уровень инвестиций, который определяет уровень дохода и занятости.

Согласно  монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики короче и состоит из трех звеньев:

  1. Центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег;
  2. Изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;
  3. Изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода [18, с. 196].

  В данной теории предпочтение отдается изменению денежной массы, которое непосредственно влияет на уровень национального дохода. Для объяснения зависимости совокупного дохода от денежной массы выступает денежное уравнение обмена И. Фишера:

,

где М − количество денег в обращении; V − скорость обращения денег; Р − средняя цена товаров и услуг; Q − количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Сторонники  монетаристской теории  полагают, что  вполне корректно сделать допущение  о постоянстве скорости обращения  денег, особенно в краткосрочном  периоде. Учитывая эту особенность, можно утверждать, что в такой  записи это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения. Иными словами, изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП.

Необходимо  отметить, что передаточный механизм в рамках данной концепции имеет некоторые недостатки [9, с. 378]. Во-первых, в ситуации, когда экономика работает в условиях полной занятости (задействованы все факторы производства данной страны), выпуск дополнительных денег приведет лишь к повышению уровня цен, т.к. физически нет возможности произвести дополнительный объем продукции. Во-вторых, аналогичная ситуация может сложиться и в условиях нереформированной экономики (например, Беларуси), когда эмиссия денег производится лишь для финансирования убыточных государственных предприятий. Поскольку такие действия не направлены на стимулирование экономического роста, неизбежен очередной скачок инфляции.

Подводя итог, можно  отметить, что на практике государство  обязано следить за приростом  денежной массы, чтобы не спровоцировать инфляцию. Как правило, в качестве нормы достаточным признается ежегодный прирост денежной массы на уровне 3 - 5%. Такой денежный параметр способен активизировать деловую активность при минимальной инфляции. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь прирост денежной массы вызвал прирост национального дохода на ту же величину.

В целом, от качества работы звеньев передаточного механизма  зависит эффективность его воздействия. Нарушения на каком-либо этапе работы передаточного механизма могут  привести к нежелательным последствиям или не дать результата вообще. Например, в странах с переходной экономикой изменение процентной ставки не может повлиять на объем инвестиций, т.к. он в большей мере определяется другими факторами: экономической ситуацией в стране, ожиданиями инвесторов и т.д. Кроме того, даже в случае успешного срабатывания всех звеньев передаточного механизма, его полная реализация требует значительного времени, обычно не менее 1-2 лет. За этот период могут проявиться «встречные» механизмы, которые ослабят эффективность денежно-кредитной политики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в РБ