Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных теоретических аспектов денежно-кредитной политики, принципов ее функционирования как в целом, так и в рамках нашего государства.
При написании курсовой работы для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия, связанные с функционированием денежно-кредитной системы;
- определить методы регулирования денежно-кредитной политики и их особенности;
- проанализировать действие передаточного механизма денежно-кредитной политики;
- охарактеризовать эффективность денежно-кредитной политики, её особенности и динамику развития в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Денежно-кредитная политика: основные понятия 6
1.1 Банковская система в денежно-кредитной политике 6
1.2 Цели денежно-кредитной политики 8
2 Инструменты денежно-кредитной политики 10
2.1 Изменение процентных ставок 10
2.2 Изменение норм обязательных резервов 13
2.3 Операции на открытом рынке 16
3 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. 19
3.1 Политика «дорогих» и «дешевых» денег. 19
4 Эффективность денежно-кредитной политики. 24
4.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
В условиях современного
развития экономики нет однозначного
мнения о том, какие рычаги воздействия
на денежно-кредитную сферу
В зависимости от состояния экономики страны государство проводит политику «дорогих» или «дешевых» денег. Выбор той или иной из них определяется конечными целями, которых необходимо достичь.
Допустим, экономика переживает период безработицы и экономического спада. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику «дешевых» денег (экспансионистскую денежно-кредитную политику), которая заключается в следующих мерах:
Так как избыточные
резервы являются основой увеличения
денежного предложения
Теперь предположим, что повышение расходов вызвало инфляционные процессы в экономике. В такой ситуации правительство вынуждено прибегнуть к политике «дорогих денег» (политике кредитной рестрикции). Суть ее заключается в том, чтобы сократить предложение денег. Это можно сделать, уменьшив резервы коммерческих банков [10, с. 338] следующими методами:
При недостаточных резервах коммерческие банки воздерживаются от выдачи новых ссуд для того, чтобы восполнить недостаток. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Таким образом, вид и передаточный механизм денежно-кредитной политики зависит от конкретных целей, которые требуется достичь для балансировки экономической ситуации в стране. В целом эффективность денежно-кредитной политики зависит от того, насколько точны знания экономистов о кратко- и долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос и предложение денег, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как номинальный ВНП, уровень цен, объем производства, уровень занятости, обменный курс и др.
Использование
известных монетарных методов
и инструментов еще более
усложняется в странах с
Денежно-кредитная
политика является важной частью макроэкономической
политики в целом. Для начала рассмотрим
сильные стороны денежно-
Однако существует и ряд проблем при осуществлении денежно-кредитной политики.
Таким образом,
чтобы денежно-кредитная
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь – составная часть единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Беларуси являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом. Основные направления денежно-кредитной политики нашего государства содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.
В настоящее время разработано огромное количество законодательных актов, стратегий и планов, координирующих направления денежно-кредитной политики Беларуси и развития экономики в целом. Основной из них на данный момент является Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136. В указанном периоде главная цель социально-экономического развития страны – курс на повышение уровня и качества жизни людей на основе повышения конкурентоспособности экономики. Главными задачами денежно-кредитной политики, согласно данной Программе, являются: снижение уровня инфляции обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам [20, с. 44].
Реализовать указанные задачи планируется с помощью:
Указанные условия и задачи требуют совершенствования принципов и механизмов осуществления денежно-кредитной политики, и прежде всего, выбора режима проведения монетарной политики, адекватного экономическим условиям, взаимодействия Национального банка и Правительства, развития и использования инструментов монетарного регулирования.
Также конкретные
задачи и направления денежно-
Использование инструментов денежно-кредитной политики связано с поставленными на 2012 год целями и осуществляется посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на денежном рынке. В целях снижения инфляции и девальвации, обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля, дальнейшего стимулирования привлечения вкладов физических и юридических лиц в банки ставка рефинансирования в мае 2012 г. была повышена до 34 процентов годовых. Однако в ноябре вследствие замедления инфляции и стабилизации ситуации на депозитном рынке и в целях повышения доступности кредитов Национальный банк снизил ставку рефинансирования до уровня 30 процента годовых. С более подробной динамикой средних процентных ставок финансового рынка Республики Беларусь можно ознакомиться в прил. А.
Для регулирования денежного предложения и ликвидности банков использовался и механизм обязательного резервирования, а именно был снижен норматив резервных требований: от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях – с 4,5 до 1,5 процентов; от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях – с 8 до 7 процентов; от привлеченных средств в иностранной валюте – с 8 до 7 процентов.
Объем широкой денежной массы в Беларуси на 1 ноября 2012 года составил эквивалент 151 трлн. бел. руб., увеличившись за январь-октябрь на 36%. В 2012 году Национальный банк Республики Беларусь планировал ограничить рост широкой денежной массы в пределах 22-24%. В октябре широкая денежная масса выросла на 0,2% после роста на 1,1% в сентябре, на 6,6% в августе, на 4,3% в июле и на 5,5% в июне.
По данным Национального банка Республики Беларусь, объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) составил на 1 ноября 2012 года 9 трлн. 727,3 млрд. бел руб., увеличившись за январь-октябрь на 44,9% (в октябре снижение на 6,8% после роста на 1,4% в сентябре и на 5,3% в августе). Его доля в структуре денежной массы на 1 ноября составила 6,4% против 6,9% на 1 октября и 6% на 1 января 2012 года.
Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в РБ