Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на экономику страны. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Национальный Банк Республики Казахстан, Центральный Банк РФ (Банк России), Банк Англии, Банк Японии. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.
Введение
Глава 1. Денежно-кредитная политика и её сущность.
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и её типы.
1.2 Цели денежно-кредитной политики.
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики.
Глава 2. Денежно-кредитная политика в Республике Казахстан
2.1 Банковская система Республики Казахстан.
2.2 Национальный Банк Республики Казахстан.
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2006-2008 годы.
Глава 3. Дальнейшее развитие денежно-кредитной политики в Республике Казахстан
3.1 Предварительные итоги проведения денежно-кредитной политики в 2006 года
3.2 Основные принципы улучшения денежно-кредитной политики.
Заключение
Список использованной литературы.
Инструменты денежно-кредитной политики
Инструменты ДКП — совокупность мер, с помощью которых осуществляется корректировка промежуточных целей (минимальные резервы, операции на открытом рынке, ставки по операциям центрального банка и другие).
Центральный Банк располагает инструментами денежного контроля, с помощью которых он воздействует на резервы коммерческих банков:
1. лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;
2. изменение нормы обязательных резервов; (определять норму минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег)
3. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); (менять стоимость кредитов коммерческим банкам; при её снижении объем кредитов а, следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот).
4. операции на открытом рынке, (проводить операции на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая — сокращает её)
Существует различие между инструментами прямого (лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента) и косвенного (изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); операции на открытом рынке.) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением прямых инструментов косвенными.
Рассмотрим инструменты прямого и косвенного регулирования.
Методы прямого контроля (административные). Они заключаются в мерах административного контроля за деятельностью банков, направленных на регулирование их способности предоставлять кредиты или инвестировать в ценные бумаги, на ограничение процентных ставок.
Рыночные (косвенные) методы. Они влияют на объекты регулирования (денежную массу, процентные ставки, валютный курс) при помощи рыночных механизмов, воздействуют первоначально на баланс самого центрального банка или процентные ставки по его операциям; используются преимущественно в финансовых системах, проходящих стадию либерализации, или в развитых.
Реакция рынка на прямые административные методы более ощутима. Использование косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития рыночных отношений, однако эффект их применения замедлен и неоднозначен.
Инструментами денежно-кредитной политики являются те переменные, находящиеся в сфере прямого воздействия органов денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть быстро скорректирована и с которыми тесно связаны целевые ориентиры денежно-кредитной политики.
Каждому из методов денежно-кредитного регулирования присущ свой набор инструментов.
Инструменты прямого регулирования
1. Регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам
коммерческих банков. Жесткое административное регулирование процентных ставок характерно прежде всего для развивающихся государств, хотя в отдельные годы оно использовалось и развитыми странами.
В последнее время в практике центральных банков зарубежных стран наблюдается отход от лимитирования верхнего уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банков. Это связано с тем, что выгоды от такого регулирования отмечаются лишь непродолжительное время, а отрицательные последствия значительны. Невысокие ставки по депозитам коммерческих банков были причиной размещения свободных финансовых ресурсов не на банковских депозитах, а в других формах — например, недвижимости, покупки иностранной валюты, товаров, драгоценных металлов, что не позволяло использовать их для финансирования производственных инвестиций.
Лимитирование уровня процентных ставок по кредитам создало одинаковые условия кредитования, что существенно ослабило конкуренцию между банками. Кроме того, повышенный спрос на многие товары национального производства и иностранную валюту ускорял рост цен и, ослабляя позиции национальной денежной единицы, нарушал макроэкономическую стабильность.
2. Ограничение объема кредитов, предоставляемых кредитными организациями.
В целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии центральные банки зарубежных стран прибегают к установлению так называемых «кредитных потолков», то есть предельной суммы кредитования или ограничений прироста кредитования, и осуществляют контроль за соблюдением установленных нормативов.
Как правило, кредитные потолки устанавливаются персонально для каждого кредитного института и по каждому виду кредитов. Например, «потолок» может быть установлен по ссудам, предоставляемым физическим лицам, но не по ссудам фирмам, или он может налагаться только на ссуды для спекулятивного использования.
3. Портфельные ограничения, обязывающие коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государственные ценные бумаги.
4. Валютные ограничения, означающие административное регулирование
валютного курса.
Валютные ограничения - это совокупность мероприятий и нормативных
правил, направленных на поддержание курса национальной
валюты. Они используются при хроническом и крупном дефиците
платежного баланса.
Формы валютных ограничений:
требование продажи части валютной выручки от экспорта товаров и услуг центральному банку по официальному курсу;
лицензирование продажи иностранной валюты импортерам;
запрет на ввоз или вывоз валютных ценностей без специальных разрешений;
ограничение прав физических лиц на владение и распоряжение иностранной валютой;
ограничение операций коммерческих банков по купле-продаже валюты на внутреннем валютном рынке.
Жесткость валютных ограничений зависит от конкретной валютной ситуации в стране. Развитые страны в последнее время отходят от практики валютных ограничений, в то время как развивающиеся их активно используют.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что административные меры денежно-кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях отсутствия высокоразвитых финансовых рынков, однако не привели к желаемому результату -снижению инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков ослабило действенность средств административного регулирования. В связи с этим центральные банки стали постепенно отказываться от них и в 80-е годы перешли на использование преимущественно рыночных (экономических) методов.
Инструменты косвенного регулирования
1. Политика обязательных резервов. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
2. Рефинансирование коммерческих банков. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.
3. Операции на открытом рынке. Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.
По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. “Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам”.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Казахстан