Денежно-кредитная политика в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на экономику страны. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Национальный Банк Республики Казахстан, Центральный Банк РФ (Банк России), Банк Англии, Банк Японии. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Содержание

Введение



Глава 1. Денежно-кредитная политика и её сущность.

1.1 Понятие денежно-кредитной политики и её типы.

1.2 Цели денежно-кредитной политики.

1.3 Инструменты денежно-кредитной политики.



Глава 2. Денежно-кредитная политика в Республике Казахстан

2.1 Банковская система Республики Казахстан.

2.2 Национальный Банк Республики Казахстан.

2.3 Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2006-2008 годы.



Глава 3. Дальнейшее развитие денежно-кредитной политики в Республике Казахстан

3.1 Предварительные итоги проведения денежно-кредитной политики в 2006 года

3.2 Основные принципы улучшения денежно-кредитной политики.



Заключение

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

ДКП в РК.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

Глава 2. Денежно-кредитная политика в Республике Казахстан

 

Банковская система Республики Казахстан

 

Ключевое звено кредитной системы, контролирующее основную массу кредитных и финансовых операций, представляет банковская система. Банковская система Казахстана, пройдя в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности в Казахской ССР от 07 декабря 1990 г. стадию реформирования, перешла от чисто государственной модели к смешанной. В республике была сформирована так называемая двухуровневая банковская система, где верхний уровень был представлен Государственным банком Казахской ССР, а нижний - остальными банками, в состав которых вошли как существовавшие на тот момент государственные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешэкономбанк), так и вновь создаваемые негосударственные банки (акционерные, кооперативные, в форме хозяйственных товариществ и т.д.). Все банки нижнего уровня, включая государственные, были уравнены в своем статусе и объединены общей категорией "коммерческие". В дальнейшем госбанки преобразовались в акционерные (кооперативные, частные), приобрели новых участников, т.е. фактически утратили статус государственных. В этой части банковская реформа оказалась не совсем удачной, что побудило Правительство создавать новые государственные специализированные банки: Экспортно-импортный банк (1994 г.) для обслуживания внешнеэкономической деятельности государства, Государственный реабилитационный банк (1995 г.) для свертывания деятельности предприятия до жизнеспособного уровня и восстановления его платежеспособности, Республиканский бюджетный банк (1996 г.) для обслуживания бюджетных организаций, исполнения функций расчетно-кассовых центров, сбора общегосударственных налогов - фактического исполнения функций Казначейства.
              После распада СССР и обретения Казахстаном в 1991 г. статуса суверенного государства возникла необходимость дальнейшего реформирования банковской системы республики, создания ее правовой основы, принятия новых законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Данным обстоятельством было продиктовано принятие 13 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О Национальном банке Республики Казахстан" и 14 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О банках в Республике Казахстан". Принятие указанных нормативных актов закрепило двухуровневую банковскую систему и определило порядок взаимоотношений Национального банка Республики Казахстан с банками второго уровня. Кроме того, это способствовало созданию в Казахстане большого количества (около двухсот) банков второго уровня, что отвечало на первоначальном этапе экономических реформ требованиям развития рыночных отношений и формирования благоприятной конкурентной макроэкономической среды. В дальнейшем, в связи с усилением в государстве роли центральных органов исполнительной власти в лице Президента и Правительства, требований по выводу страны из глубокого экономического кризиса и приобретением важного атрибута суверенности - введением 15 ноября 1993г. национальной валюты - казахстанского тенге, а также введением в действие с 01 марта 1995 г. Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), возникла необходимость и было принято новое банковское законодательство. 30 марта 1995 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан", а 31 августа 1995 г. - Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".
              Основной целью принятия Указа "О Национальном Банке Республики Казахстан" явилось более полное отражение роли Национального банка в осуществлении денежно-кредитной политики и адаптация закона к международным стандартам. Отсутствие законодательно установленного механизма подотчетности Нацбанка перед Президентом Казахстана и Высшими представительными органами республики порождало проблемы в правоприменительной практике, в связи с чем в Указе "О Национальном банке Республики Казахстан" четко и подробно изложен порядок взаимодействия Национального банка с Президентом и Парламентом. В частности, определена подотчетность Нацбанка только Президенту Республики Казахстан, с согласия и по поручению которого может осуществляться проверка деятельности Национального банка.
              Указ "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" имеет существенные отличия от старого Закона РК "О банках в Республике Казахстан": определены виды банков второго уровня - государственные, депозитные, инвестиционные, банки с иностранным участием, межгосударственные банки; все банки, кроме государственных, создаются только в форме акционерных обществ; разрешено создание ассоциаций (союзов) банков; впервые дано понятие небанковского финансового учреждения, которое не является "банком", но на основании лицензии Национального банка правомочно проводить отдельные виды банковских операций; более подробно и четко изложен порядок создания, реорганизации и ликвидации банков; введено новое понятие - "консервация банков", которое представляет собой проведение по решению Национального банка принудительных мероприятий и процедур в отношении банка в целях оздоровления его финансового положения и улучшения качества работы; предусмотрены новые виды банковских операций - клиринговые, ломбардные, выпуск платежных карточек и другие; установлены определенные требования к работникам, занимающим руководящие должности в банке; введен запрет на предоставление льготных условий лицам, связанным с банком особыми отношениями.
 

Национальный Банк Республики Казахстан

 

Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.

Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка определяются Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан».

Национальный Банк осуществляет регулирование и надзор по отдельным вопросам банковской деятельности в пределах своей компетенции и способствует созданию общих условий для функционирования банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Регулирующие и надзорные функции Национального Банка в отношении банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан, защиту интересов кредиторов банков, их вкладчиков и клиентов.

            Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Национальный Банк при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли.

Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности.

Национальный Банк координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.

Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.

Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

        разработка и проведение денежно-кредитной политики государства

        обеспечение функционирования платежных систем

        осуществление валютного регулирования и валютного контроля

        содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Национальный Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

        проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;

        осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;

        осуществление функции банка банков;

        осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;

        организация функционирования платежных систем;

        осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;

        управление золотовалютными активами Национального Банка;

        осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка и др.

В целях проведения государственной денежно-кредитной политики Национальный Банк:

        устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий;

        устанавливает уровни ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики;

        устанавливает нормативы минимальных резервных требований и осуществляет контроль за их выполнением;

        в исключительных случаях при невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами денежно-кредитного регулирования Национальный Банк вправе ввести прямые количественные ограничения на уровень и объемы отдельных видов операций путем установления лимитов кредитования, замораживания ставок вознаграждения по ним, максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок и прямого регулирования конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей;

        регулирует общий объем заимствования банков в Национальном Банке в соответствии с принятыми ориентирами денежно-кредитной политики, а также определяет порядок, условия привлечения и погашения, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов;

        осуществляет прием депозитов, а также определяет порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты привлечения депозитов в Национальном Банке;

        осуществляет интервенции на валютном рынке, а также оценку и анализ источников спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

        осуществляет выпуск собственных ценных бумаг - краткосрочных нот Национального Банка, являющихся государственными ценными бумагами, а также определяет порядок, условия выпуска, размещения, обращения и погашения краткосрочных нот;

        покупает и продает государственные и другие ценные бумаги в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики;

        производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей, а также устанавливает порядок переучета коммерческих векселей и условия, предъявляемые для приема коммерческих векселей к переучету Национальным Банком.

С 2002 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительной макроэкономической стабильности, которая позволяет осуществлять прогнозы и разработку стратегических направлений на более длительный период с учетом ситуации в экономике и на финансовых рынках. Целевые показатели устанавливаются с использованием индекса потребительских цен. Наряду с ним для внутреннего анализа с 2004 года используется индекс «базовая инфляция», который элиминирует шоковое воздействие на уровень цен немонетарных факторов и показывает основные тенденции инфляционных процессов. С 2004 года выпускается ежеквартальный инфляционный отчет – Обзор инфляции.

В марте 2006 года приняты Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2006-2008 годы. Национальный Банк определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение стабильности цен. Соответственно, будет продолжена работа по переходу к принципам инфляционного таргетирования. Это предполагает построение прогнозов основных параметров денежно-кредитной политики, исходя из целевых ориентиров по инфляции.

Прогнозы основных макроэкономических показателей представлены на три года (2006-2008 годы) с детализацией мер, намеченных к реализации в 2006 году, что подчеркивает среднесрочную направленность данного документа. Показатели на последующие годы будут уточняться в конце текущего года.

       В структуру Национального Банка Казахстана входят:

       центральный аппарат, состоящий из 11 департаментов (один департамент в г. Астане), 10 самостоятельных управлений и 1 самостоятельного отдела

       16 территориальных филиалов и два филиала в городе Алматы: Центр кассовых операций и хранения ценностей и Центр обеспечения деятельности Национального Банка

      Национальный Банк является учредителем акционерных обществ:

        «Казахстанский фонд гарантирования депозитов»

        «Фонд гарантирования страховых выплат»

        «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов» 

        «Казахстанский Актуарный центр»

Национальный Банк также является одним из учредителей акционерного
общества «Национальный процессинговый центр».
Национальный Банк  является одним из акционеров акционерного общества "Накопительный пенсионный фонд "ГНПФ".

 

Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2006-2008 годы

 

Национальный Банк Республики Казахстан определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение стабильности цен.

Соответственно, будет продолжена работа по переходу к принципам инфляционного таргетирования. Это предполагает построение прогнозов основных параметров денежно-кредитной политики, исходя из целевых ориентиров по инфляции.

Прогнозы основных макроэкономических показателей представлены на три года (2006-2008 годы) с детализацией мер, намеченных к реализации в  2006 году, что подчеркивает среднесрочную направленность данного документа. Показатели на последующие годы будут уточняться в конце текущего года.

При разработке денежно-кредитной политики на 2006-2008 годы Национальным Банком Республики Казахстан были рассмотрены два сценарных варианта. Критерием разделения на сценарные варианты является уровень мировых цен на нефть (сценарий умеренных цен и сценарий высоких цен). Сценарий низких мировых цен на нефть Национальным Банком Республики Казахстан не рассматривается, поскольку резкое снижение цен на рынке в краткосрочной перспективе маловероятно.

В рассматриваемых сценарных вариантах предполагается сохранение высоких темпов экономического роста, макроэкономической стабильности и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Опыт последних лет демонстрирует значительное влияние объемов внешних заимствований на денежно-кредитную политику. Этот фактор будет оставаться одним из значимых при проведении денежно-кредитной политики. Это связано с тем, что объемы внешних заимствований банков и предприятий будут значительными вне зависимости от процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках.

При расчетах не учитывались изменения механизма функционирования Национального фонда Республики Казахстан, которые произойдут во втором полугодии 2006 года.

При подготовке прогнозов использовались результаты разработанной Национальным Банком Республики Казахстан модели трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Казахстан