Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на экономику страны. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Национальный Банк Республики Казахстан, Центральный Банк РФ (Банк России), Банк Англии, Банк Японии. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.
Введение
Глава 1. Денежно-кредитная политика и её сущность.
1.1 Понятие денежно-кредитной политики и её типы.
1.2 Цели денежно-кредитной политики.
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики.
Глава 2. Денежно-кредитная политика в Республике Казахстан
2.1 Банковская система Республики Казахстан.
2.2 Национальный Банк Республики Казахстан.
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2006-2008 годы.
Глава 3. Дальнейшее развитие денежно-кредитной политики в Республике Казахстан
3.1 Предварительные итоги проведения денежно-кредитной политики в 2006 года
3.2 Основные принципы улучшения денежно-кредитной политики.
Заключение
Список использованной литературы.
Основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан при реализации сценария умеренных цен на нефть[1] станет удержание инфляции в коридоре 5,7-7,3% и при реализации сценария высоких цен на нефть[2]– в коридоре 6,9-8,5%.
Из двух сценариев Национальный Банк Республики Казахстан наиболее реалистичным считает сценарий умеренных цен на нефть.
Исходя из этогоНациональный Банк Республики Казахстан наметил реализацию ряда мер, в том числе по ужесточению денежно-кредитной политики. Это связано с тем, что вне зависимости от сценария предполагается сохранение инфляционного давления в условиях значительного притока иностранного капитала, избытка ликвидности на внутреннем финансовом рынке, роста расходов государственного бюджета.
В случае реализации сценария высоких цен на нефть меры денежно-кредитной политики могут быть ужесточены в большей степени.
В области денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан в 2006-2008 годы продолжит работы по повышению эффективности использования денежно-кредитных операций и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка.
Национальный Банк Республики Казахстан будет регулировать ставки по своим операциям, включая официальную ставку рефинансирования, в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Наиболее важные вопросы будут рассматриваться на заседании Совета по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан, в работе которого принимают участие депутаты Парламента Республики Казахстан, представители государственных органов, академических кругов, а также финансового сектора.
Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся депозиты банков второго уровня в Национальном Банке Республики Казахстан и выпуск краткосрочных нот. Национальный Банк Республики Казахстан не будет ограничивать объем привлечения депозитов, однако будет определять ставки по ним. Выпуск краткосрочных нот будет осуществляться с целью формирования «кривой доходности» по краткосрочным инструментам и в целях развития других инструментов финансового рынка.
Будет продолжена работа по повышению воздействия Национального Банка Республики Казахстан на рыночные ставки вознаграждения путем установления коридора ставок (нижняя ставка - ставка по привлечению депозитов, верхняя ставка – ставка по предоставлению займов).
В рамках совершенствования системы управления рисками будет рассмотрена возможность привязки к официальной ставке рефинансирования предельных ставок вознаграждения по вновь привлекаемым вкладам (депозитам) физических лиц, возврат которых гарантируется Казахстанским фондом гарантирования (страхования) вкладов физических лиц.
Будет совершенствоваться модель трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан, позволяющая оценивать влияние инструментов денежно-кредитной политики на основные макроэкономические показатели, в частности на инфляцию.
Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности Национальный Банк Республики Казахстан намерен производить дальнейшее совершенствование механизма расчета минимальных резервных требований путем расширения обязательств банков, по которым они должны соблюдать нормативы.
Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности, предложение денег будет обеспечивать достаточно высокие темпы экономического роста.
Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора, осуществляя вмешательство в формирование валютного курса лишь с целью ослабления последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса. Колебания курса будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег на валютном рынке. Будет осуществляться мониторинг потоков иностранной валюты.
Будут продолжены работы по мониторингу предприятий реального сектора экономики в целях оценки тенденций и направлений развития сектора нефинансовых корпораций, сложившейся экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий, уровня платежеспособности и потребности в привлечении капитала, спроса на кредитные ресурсы, инвестиционной политики предприятий.
Меры по сдерживанию инфляции потребуют усиления совместных действий Национального Банка Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
В области валютного регулирования и валютного контроля будет продолжена политика, направленная на дальнейшую либерализацию валютного режима в Казахстане, выработку новых подходов к регулированию рисков, связанных с движением капитала. Будет совершенствоваться информационная база по внешнеэкономическим операциям, что позволит с 2007 года обеспечить эффективный переход от разрешительного порядка проведения валютных операций к системе последующего мониторинга и селективного контроля.
В области платежных систем будут предприняты дальнейшие меры по повышению эффективности и безопасности платежных систем, создание эффективной системы управления рисками и надзора за платежными системами. Данная система будет включать в себя системы контроля и надзора за операторами услуг, провайдерами технического и программного обеспечения, а также пользователями платежных систем. Большое внимание будет уделено оснащению платежных систем высокими информационными технологиями и передовой техникой.
В целях обеспечения бесперебойного и непрерывного функционирования и повышения уровня безопасности платежных систем будет проведена работа по созданию нового резервного центра.
В области наличного денежного обращения в 2006 году Национальным Банком Республики Казахстан будут введены в обращение банкноты нового дизайна, что обусловлено развитием полиграфических и компьютерных технологий. Банкноты будут содержать новые защитные и машиночитаемые элементы.
В рамках содействия обеспечению стабильности финансовой системы Национальный Банк Республики Казахстан будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Денежно-кредитная политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка. Дальнейшее развитие финансового рынка в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на 2003-2006 годы на будет проводиться в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам.
Национальным Банком Республики Казахстан совместно с Агентством Республики Казахстана по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и другими заинтересованными государственными органами будет проведена работа по подготовке Отчета о финансовой стабильности, раскрывающего факторы уязвимости экономики.
Будет продолжено активное сотрудничество с международными финансовыми организациями (Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития и другие).
В рамках интеграционных объединений Национальный Банк Республики Казахстан продолжит работы по организации общей платежной системы, по созданию интегрированного валютного рынка стран-членов ЕврАзЭС, а также по участию в работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС).
Глава 3. Дальнейшее развитие денежно-кредитной политики в Республике Казахстан
Предварительные итоги проведения денежно-кредитной политики в 2006 года
В 2006 году продолжилась тенденция усиления инфляционного давления. По официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2006 году инфляция достигла 8,4% (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года), в то время как в 2005 году она составляла 7,5%. Продовольственные товары стали дороже на 7,3%, непродовольственные товары – на 7,1%, платные услуги – на 11,6%. Наибольший рост цен был зафиксирован на фрукты и овощи – на 25,2%, на бензин – на 21,5%, на транспортные услуги – на 19,3%, на сахар – на 16,4%.
Основные факторы, которые определяют инфляционные тенденции в экономике страны, носят долгосрочный и фундаментальный характер, так как их действие сохраняется уже на протяжении нескольких лет.
Среди основных факторов, оказывающих давление на инфляционные процессы в экономике страны, следует выделить:
1) высокие темпы роста совокупного спроса;
2) приток иностранной валюты;
3) высокий рост заработной платы;
4) ускоряющийся рост издержек производства;
5) низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг.
В целях снижения негативного воздействия данных факторов на инфляционные процессы Национальный Банк в 2006 году продолжил проведение «жесткой денежно-кредитной политики». Она включала в себя следующие группы мер, способствующие снижению инфляционного давления:
o меры по повышению ставок по операциям Национального Банка (проведение политики «дорогих денег»);
o меры, направленные на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня;
o меры по политике обменного курса.
Итак, денежно-кредитная политика Национального Банка, которая в 2006 году была направлена на снижение инфляционного давления, привела к перелому тенденции в динамике инфляции. Во втором полугодии темп годовой инфляции замедлился: если с декабря 2005 года по май 2006 года инфляция повысилась с 7,5% до 9,0%, то к декабрю 2006 года она снизилась до 8,4%.
Базовая инфляция, которая отражает общую тенденцию в динамике инфляционных процессов и воздействие на инфляцию мер макроэкономической политики, в том числе денежно-кредитной, налогово-бюджетной и антимонопольной, в годовом выражении во втором полугодии 2006 года также снижается: с 8,6% в июне до 7,3% в декабре.
Тем не менее, несмотря на принятые меры по достижению ценовой стабильности, инфляция в среднем за 2006 год составила 8,6%, незначительно превысив целевой ориентир по сценарию высоких цен (6,9-8,5%).
Основные принципы улучшения денежно-кредитной политики.
В области денежно-кредитной политики Национальному Банку необходимо осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение низкого уровня среднегодовой инфляции.
Необходимо продолжить работы по повышению эффективности использования денежно-кредитных операций и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка, согласованию ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики. Мероприятия по повышению регулирующей роли краткосрочных ставок на рыночные ставки вознаграждения должны производиться путем сужения коридора ставок (нижняя ставка - ставка по привлечению депозитов, верхняя ставка – ставка по предоставлению займов).
Регулирование ставок по операциям Национального Банка, включая официальную ставку рефинансирования, должно производится в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.
Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков должны остаться краткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке.
В случае необходимости должна быть рассмотрена возможность увеличения сроков обращения и увеличения объема выпуска нот для формирования краткосрочной кривой доходности, что потребует значительных затрат Национального Банка. Национальный Банк должен изучать данную возможность и принимать соответствующие решения в зависимости от ситуации на финансовом рынке. В рамках этой работы Национальный Банк считает необходимым усилить координацию работы с Министерством финансов по решению вопросов формирования кривой доходности. Негативное воздействие этой проблемы на Национальный Банк проявляется на ограниченности возможности проведения операций открытого рынка и на ослаблении воздействия инструментов денежно-кредитной политики на основные макропоказатели.
В случае сохранения остроты проблемы избыточной ликвидности банковской системы Национальный Банк должен продолжить ужесточение денежно-кредитной политики. Для обеспечения устойчивости банковской системы должен совершенствоваться механизм по предоставлению банковских займов, операций репо и переучетных операций, в частности должна проводится работа по расширению перечня залоговых инструментов. Кроме того, в целях усиления эффективности использования инструментов по предоставлению ликвидности (таких как займы рефинансирования и переучет векселей), необходимо рассмотреть возможность унификации их сроков обращения.
Наряду с проведением ограничительной денежно-кредитной политики для снижения инфляции необходимо ужесточение бюджетной политики, особенно в части бюджета развития, ограничения роста совокупного спроса, а также стимулирование предложения товаров и услуг со стороны отечественных производителей. С целью уменьшения давления на инфляционные процессы ужесточение бюджетной политики должно осуществляться в направлении ограничения роста расходов бюджета, в том числе инвестиционных, ограничения использования государством нефтяных доходов в виде гарантированного трансферта, а также отказа от политики сокращения налогового бремени.
Необходимо продолжить работы по мониторингу предприятий реального сектора экономики, направленные на формирование оценок тенденций и направлений развития сектора нефинансовых корпораций, сложившейся экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий, а также на расширение практического применения результатов мониторинга в деятельности Национального Банка при определении процентной, валютной политики, установлении нормативов минимальных резервных требований ипри формировании отчетов о финансовой стабильности.
Национальный Банк должен придерживаться режима плавающего обменного курса тенге, то есть динамика номинального курса тенге к иностранной валюте на внутреннем валютном рынке должна определяться в зависимости от спроса и предложения данной иностранной валюты. Национальный Банк не должен устанавливать ориентиры или коридоры колебания курса тенге. Национальный Банк намерен сократить свое участие на внутреннем валютном рынке.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Казахстан