Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:49, реферат
Знаменательным в истории становления финансовой системы России стал 1802г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государственными доходами и расходами.
Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Либеральные реформы
Александра II………………………………………………………....................4-9
2. Реформаторская деятельность М. X. Рейтерна - Н. X. Бунге -
И.А. Вышнеградского - С.Ю. Витте………………………………………….9-13
2.1 Реформы М.Х. Рейтерна……………………………………………….13-15
2.2 Реформы Н.Х. Бунге…………………………………………………...15-19
2.3 Реформы И.А. Вышнеградского………………………………………19-21
2.4 Реформы С.Ю. Витте………………………………………..................21-26
Заключение…………………………………………………………………...27-29
Список использованной литературы………………
Федеральное
государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
Санкт-Петербургский
институт машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ)
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИКИ»
Тема: Денежные реформы
в XIX веке.
Выполнила студентка:
Игнатова С.В.
Факультет: ИУП и ИП
Курс: 1
Специальность: 080100.62
Шифр: 1170030010
Проверил преподаватель:
Иванов А.М.
Дата представления работы
« » ____________2012
г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012
Введение…………………………………………………………
Александра II……………………………………………
2. Реформаторская деятельность М. X. Рейтерна - Н. X. Бунге -
И.А. Вышнеградского - С.Ю. Витте………………………………………….9-13
2.1
Реформы М.Х. Рейтерна……………………………………………….13-
2.2
Реформы Н.Х. Бунге…………………………………………………...15-
2.3
Реформы И.А. Вышнеградского………………………………………
2.4
Реформы С.Ю. Витте………………………………………..........
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………..………….3
Введение
Знаменательным
в истории становления
Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.
Втягивание России в наполеоновские войны вызвало напряжение всех ее ресурсов. В 1809г. расходы госбюджета вдвое превышали доходы. С привлечением известного реформатора М.М. Сперанского был разработан "план финансов" - о финансовых преобразованиях в стране. Сперанский предполагал осуществить ряд непопулярных среди основной массы населения мер: увеличить вдвое-втрое госналоги, поднять цены на пуд соли с 40 коп. до 1 рубля - за счет роста акциза. В итоге подушная подать выросла до 3 руб. в год, а доход помещиков с земель был обложен подоходным прогрессивным налогом. Низшей была ставка в 1% при 500 руб. дохода, а высшая - 10% с годовых доходов от имения в 18 тыс. руб. Выросли и питейные сборы, повышены были гильдийские налоги с купцов.1
Купечество в стране к тому времени делилось на три гильдии: купцы первой гильдии занимались внешней торговлей; второй гильдии - крупнооптовой торговлей на внутреннем рынке; третьей - розничной торговлей на внутреннем рынке. Наибольшие налоги платили, естественно, купцы первых двух гильдий.
Возрос и гербовый сбор при оформлении официальных бумаг и документов. Эти меры должны были удвоить доходную часть бюджета. Увидев положительные результаты реформирования, Государственный Совет России в августе в 1810 г. утвердил и "основные правила расходования государственных средств", предложенные М. Сперанским. Основным правилом, не утратившим актуальности и поныне, было: расходы должны соответствовать доходам. Расходы должны подразделяться:
♦ по ведомствам;
♦
по степени нужды в них: необходимые,
без которых не может существовать
внутренняя и внешняя безопасность,
и полезные - с целью гражданского
усовершенствования; избыточные - которые
ведут к некоторой роскоши
и великолепию государства (речь,
видимо, шла о представительских
расходах в дипломатии, украшении
дворцов и государственных
♦ к третьей части расходов относились расходы "по пространству", т.е. по административным территориям: общегосударственные, губернские, окружные и волостные;
♦ расходы были "по предметному значению", т.е. чрезвычайные и обыкновенные;
♦ последний вид расходов
назывался - "по степени постоянства",
т.е. стабильные и меняющиеся издержки.2
Как известно, госналоги издавна во всем мире составляли важнейшую часть доходов казны. В России первое крупное теоретическое исследование в области налогообложения появилось в 1818г. Н. Тургенев, известный мыслитель и общественный деятель, написал "Опыт теории налогов". Позже, в 1845г., была опубликована книга И. Горелова "Теория финансов" - об общей теории налогообложения, монопольных доходах и государственном кредите. Работы о государственном кредитовании были очень нужны. В стране активно дискутировался вопрос о возможности создания частных банков и их роли в экономике.
Министр финансов Е.Ф. Канкрин выступал против создания частных банков, по его словам, "спекулирующим на легковерии публики". Стремился он ограничить деятельность и Государственного Коммерческого банка, что выразилось в сокращение выдачи ссуд для купцов. Государственный совет принял решение 28 мая 1836г. об ограничении выдачи ссуд купцам первой гильдии - до 60 тыс. руб.; второй гильдии - до 30 тыс., третьей - до 7 тыс. руб. Министерство финансов хотело использовать вклады Коммерческого банка, поместив их во вкладные билеты Заемного банка, а Заемный банк затем выдавал бы ссуды дворянству, т.е. госструктуры продолжали на государственном уровне оказывать помощь дворянству империи за счет ограничения ссуд предпринимателям.3
Министерством финансов определялась и налоговая политика. Налоги оставались главным источником доходов, основным прямым налогом до 1880-х гг. была подушная подать, введенная еще Петром I. Количество плательщиков определялось ревизскими переписями, в 1858г. была проведена десятая перепись населения. Кроме основной ставки прямого налога, вводились надбавки целевого назначения: а) на строительство больших (рокадных) государственных дорог; б) на строительство водных сообщений (видимо, каналов, а также очистку речных фарватеров и т.д.).
Существовали в первой половине XIX в. и специальные государственные сборы. В 1834г. был введен сбор с проезда по шоссе Санкт-Петербург-Москва, а к 1863г. он распространился на все 23 крупные шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходов и т.д. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарений. Существовали паспортные сборы с полисов по страхованию от пожара. Были и местные сборы.
Налог на недвижимость установили в 0,5% ее оценки, произведенной в 1821 г. С 1831г. дополнительно регламентировались торговые сборы "с разного звания торгующих людей в пользу Санкт-Петербургской и Московской столиц". С апреля 1836г. действовали налоги и сборы с магазинов, лавок, постоялых дворов, с фабрик и заводов по числу рабочих на них (это не вело к увеличению численности наемных работников на промышленных предприятиях).4
Доходы Российского государства росли, но были подорваны вновь в период Крымской войны. В 1860г. дефицит бюджета достиг огромной цифры - 15 млн. 677 тыс. 150 руб. Пришлось его покрывать за счет роста налогов, займов и эмиссии денег.
Дефицит стал нарастать с уходом в 1844 г. с поста министра финансов Е.Ф. Канкрина. А до Крымской войны оставалось еще почти 10 лет... Факт этот подчеркивает, что Е.Ф. Канкрин был одним из крупнейших специалистов России в области финансовых дел.
Исключительно важную роль в завершении процесса формирования национальной денежной системы сыграла и денежная реформа Е.Ф. Канкрина 1839-1843гг.
1. По указу Николая I от 20 июня 1840г. главной платежной монетой в Российской Империи провозглашалась серебряная монета российской чеканки. Отныне деньги чеканились лишь из отечественного сырья по государственным стандартам.
2.
Российское государство
3. В ходе реформы, в 1843г., ассигнации изъяли из обращения, заменили их кредитными бумагами, которые свободно обменивались на серебряные деньги.
4. С января 1840г. учреждались депозитные кассы, которые предназначались для хранения вкладов серебряной монеты. Взамен серебра вкладчики получали депозитные билеты, которые отныне использовались для всех платежей в России наравне с серебряной монетой и обменивались на серебро.5
Именно депозитные билеты подготовили почву для замены ассигнаций новыми бумажными деньгами - кредитными билетами, которые выпускались достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 100 рублей.
В обменных операциях курс на серебро устанавливался так: 1 серебряный рубль приравнивался к 3 руб. 50 коп. ассигнациями, т.е. 350 рублей в бумажных деньгах = 100 рублей серебром. Медная монета шла по новому курсу, таким образом: за 3 медных можно было получить 1 копейку серебряную.
В серебряных деньгах 1840г. пересчитывались все государственные доходы и расходы.
Переход
к серебряному монометаллизму позволял
накапливать государственный
Обмен ассигнаций на государственные кредитные билеты продолжался с 1843 по 1851г. 600 млн. ассигнационных рублей было обменено на 170 млн. кредитных. Но в период Крымской войны ценность кредитных билетов резко снизилась.
Объективно денежная реформа 1839-1843гг. помогла развитию товарно-денежных отношений:
а) установился твердый курс серебряного рубля;
б) монометаллизм при изготовлении основной денежной единицы из серебра облегчал и ускорял торговые сделки, так как не нужно было проводить сложные пересчеты золота в серебро и обратно;
в) этой цели служил и отказ от двойного денежного счета - на ассигнационные рубли и серебряные рубли, тем более что курс ассигнаций подвергался постоянному колебанию.
Итогом реформы было сохранение в течение десяти лет до Восточной (Крымской) кампании устойчивой денежной системы. Большой заслугой в этом деле явилась деятельность Министерства финансов во главе с Е.Ф. Канкриным.
Следующим этапом на пути стабилизации финансовой системы в России стали либеральные реформы Александра II, в том числе финансовая.
Сущность ее сводилась к трем основным элементам. Первый из них - упорядочение государственных финансов. Дело в том, что до реформы контроль за расходованием средств практически отсутствовал, что приводило к казнокрадству и бесхозяйственности. Ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств, введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы навели твердый порядок в расходовании средств. Важное значение имело установление гласности бюджета. С 1862г. статьи государственных расходов стали публиковаться в печати. Все средства государства теперь концентрировались на счетах Государственного казначейства в Государственном банке. В 1864г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета также стали публиковаться в печати. Второй составной частью реформы была отмена монополии государства на организацию кредитно-денежных учреждений. Это привело к созданию широкой сети коммерческих банков, что отвечало потребностям национального хозяйства в пореформенный период. Третьим направлением реформы было изменение налоговой системы. Одним из главных источников доходов государства стал "питейный сбор", составлявший до 40% доходной части бюджета.