Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:49, реферат
Знаменательным в истории становления финансовой системы России стал 1802г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государственными доходами и расходами.
Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Либеральные реформы
Александра II………………………………………………………....................4-9
2. Реформаторская деятельность М. X. Рейтерна - Н. X. Бунге -
И.А. Вышнеградского - С.Ю. Витте………………………………………….9-13
2.1 Реформы М.Х. Рейтерна……………………………………………….13-15
2.2 Реформы Н.Х. Бунге…………………………………………………...15-19
2.3 Реформы И.А. Вышнеградского………………………………………19-21
2.4 Реформы С.Ю. Витте………………………………………..................21-26
Заключение…………………………………………………………………...27-29
Список использованной литературы………………
Н.X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов.12 мая 1881г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885г. вырос налог на табак.
Итогом явился рост золотого запаса страны.
Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.
В 1880-е гг. Н.X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-1885гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.
Через 20 лет после 1861г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т.д.
Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883г. состояние "временно обязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".
Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы, как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".
Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.
Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн. руб.
В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860-1870гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890гг.
В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.
Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н.X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.
Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части.
По инициативе Н.X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.
Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885г., ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т.е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75-2,25%.
Значительная
часть ссуд пошла сразу на покрытие
долга, который числился на имениях
по залогам в акционерных
2.3
Реформы И.А. Вышнеградского
Иван Алексеевич Вышнеградский (1831-1895 гг.) сменил Н.X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., проработав до этого год управляющим Министерства финансов. Ученый и государственный деятель, профессор практической механики, он основал научную школу по конструированию машин и теории автоматического регулирования производственными процессами. Деятельность его в этом направлении способствовала завершению промышленной революции и осуществлению индустриализации в России в конце XIX в. Признаны его заслуги и в модернизации крупных военных предприятий России.
Самым положительным в деятельности И.А. Вышнеградского на посту министра финансов было: дальнейшее воплощение в жизнь идей Н. X. Бунге по подготовке денежной реформы и в достижении бездефицитного бюджета; планомерное накопление золотого запаса; продолжение политики протекционизма: если при Н.X. Бунге были введены 10% пошлины на иностранные товары - металл и машины, то при И.А. Вышнеградском выросли пошлины на чугун, сталь, а также хлопок; осуществление, как и в прежние годы, перехода частных железных дорог под контроль государства; продолжение деятельности Крестьянского и Дворянского поземельного банков; изыскание новых налогов, чем в стране активно занимались уже к тому времени 200 лет.12
Как ведущий специалист страны в области конструирования машин, министр финансов более других высокопоставленных чиновников того времени разбирался в особенностях индустриализации в стране, понимал необходимость развития отраслевого машиностроения. Для решения этих задач и распределялись денежные потоки из государственной казны. Пристально следил он и за дальнейшим развитием промышленной инфраструктуры, в том числе транспортной сети. Заметной была роль министерства финансов в прокладке с 1876 по 1890гг. более 10 тыс. верст новых железнодорожных путей.
Тяжелая промышленность страны в конце 80 - начале 90гг. XIX в. обслуживала не только железнодорожное строительство, но и различные отрасли промышленного производства. В это время усилились вложения в российскую экономику иностранного капитала, который играл немаловажную роль и в развитии кредитной системы России.
Целенаправленное инвестирование иностранных банков в российскую промышленность началось с 1886г.
После
отмены крепостного права за границей
стали размещаться не только государственные,
но и гарантированные
Основным рынком реализации российских ценных бумаг - государственных и частных (под правительственную гарантию) - становится в 1870 г. Германия. После некоторого охлаждения отношений с Германией во второй половине 1880г. произошел отлив российских ценных бумаг из этой страны, чем и воспользовались французские банки, скупив ценные российские бумаги у германских банков. Такова была предыстория усиления роли французского капитала в России.
Общая сумма иностранного капитала в акционерных обществах страны составила в 1890 г.214,7 млн. руб. Вслед за М.X. Рейтерном и Н.X. Бунге регулировал этот процесс в интересах российской экономики И.А. Вышнеградский. Банки России не утеряли независимости и не попали в подчинение иностранным банкам. Дело в том, что финансовая зависимость появляется не на основе капитальных вложений в ту или иную отрасль экономики, как это происходило в России, а в случаях массового финансирования оборотов. Эти явления в Российской экономике не наблюдались вплоть до 1917г.13
Главным направлением деятельности И.А. Вышнеградского оставалась подготовка денежной реформы. В 1890г. были проведены большие закупки золота за границей. Под золотое обеспечение в 1891-1892гг. было выпущено кредитных билетов на сумму 150млн. руб.
Осуществлению
задуманной еще Н. X. Бунге денежной реформы,
помешало стихийное бедствие: в 1891 г. из-за
сильной засухи было собрано очень мало
хлеба, ряд губерний империи поразил голод.
В 1892г. И.А. Вышнеградский оставил пост
министра финансов.
2.4
Реформы С.Ю. Витте
Завершить денежную реформу предстояло Сергею Юльевичу Витте (1849-1915 гг.), одному из крупнейших реформаторов дореволюционной России. Пробыв на посту министра финансов с 1892 по 1903 г., он в 1905-1906 гг. возглавил Совет Министров.
Возглавив
Министерство финансов в 1892 г., он в
течение одиннадцати
Министерство
финансов выполняло в те годы важнейшие
функции: министерства экономики; управления
торговлей и промышленностью; управления
железнодорожным
Министерство
имело прочные связи с
Объективно вся деятельность С.Ю. Витте была направлена на становление рыночной экономики в стране.
С.Ю. Витте являлся создателем определенной экономической системы. Сутью ее было обоснование государственного вмешательства в экономику.
Составляющими
экономической системы С.Ю. Витте
были: протекционизм по отношению
к отечественным
С.Ю. Витте предполагал, что с помощью таких механизмов, российская промышленность через 10 лет достигнет западноевропейского уровня, а ее товары будут успешно конкурировать на рынках Востока с товарами развитых стран.
Но история не отпустила России десять лет - впереди была Первая мировая война и последовавшая за ней революция, поэтому трудно судить об окончательных позитивных результатах этой политики в создании рыночной экономики. Основы экономических воззрений С.Ю. Витте были изложены в опубликованных до прихода в Министерство финансов работах: "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" (Киев, 1883 г) и "Национальная экономия и Фридрих Лист" (1889 г). Интереснейшими его работами являются "Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве" и поданная в 1902 г. Николаю II "Записка по крестьянскому делу", в которой предвосхищаются идеи Столыпинской аграрной реформы.
С.Ю.
Витте много писал о
Структуру госрасходов он определял следующим образом:
1) огромные расходы на армию и флот;
2) финансирование полиции и юстиции;
3) на народное просвещение, народное здравоохранение и общественное призрение, т.е. на социальные нужды;
4) на содействие сельскому хозяйству;
5) развитие промышленности;
6) активизацию торговли;
7) развитие путей и средств сообщения;
8) на оплату процентов и погашение государственных долгов.15
Практическая деятельность С.Ю. Витте была направлена на поддержку крупной и средней промышленно-торговой буржуазии, предпринимателей. Россия в его лице была готова распрощаться с первоочередной заботой о благополучии дворянства как основы государства.
Вершиной реформаторской деятельности С.Ю. Витте было завершение денежной реформы в 1895-1897гг., подготовка которой проводилась еще Рейтерном - Бунге - Вышнеградским. В итоге был накоплен опыт стабилизации российского рубля, имеющий значение и в настоящее временя. Накануне перехода к завершающему этапу реформы был проведен: