Денежные реформы в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:49, реферат

Описание

Знаменательным в истории становления финансовой системы России стал 1802г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государственными доходами и расходами.
Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Либеральные реформы
Александра II………………………………………………………....................4-9
2. Реформаторская деятельность М. X. Рейтерна - Н. X. Бунге -
И.А. Вышнеградского - С.Ю. Витте………………………………………….9-13
2.1 Реформы М.Х. Рейтерна……………………………………………….13-15
2.2 Реформы Н.Х. Бунге…………………………………………………...15-19
2.3 Реформы И.А. Вышнеградского………………………………………19-21
2.4 Реформы С.Ю. Витте………………………………………..................21-26
Заключение…………………………………………………………………...27-29
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.docx

— 61.40 Кб (Скачать документ)

       Но  в целом финансовая политика правительства  оставалась сословно-направленной. Податное население по-прежнему несло основную тяжесть налогов и различных сборов. Для крестьян с 1124г. сохранялась подушная подать, для мещан, т.е. городского сословия, она с 1863г. была заменена налогом на недвижимое имущество. Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне должны были еще и выплачивать выкупные платежи.

       Четверть  государственных доходов составляли в 1860 - 1870-х гг. подушная подать, оброчные и выкупные платежи. Более половины доходов составляли суммы от косвенных  налогов.

       Половина  расходов госбюджета направлялась на содержание армии и аппарата управления, около 35% - на погашение процентов  по государственным долгам, субсидии промышленникам и помещикам. Только одну десятую часть составляли расходы  на образование, медицину, социальное призрение. 

бюджет2. Реформаторская деятельность М. X. Рейтерна - Н. X. Бунге - И.А. Вышнеградского - С.Ю. Витте 

       Отмена  крепостного права и проведение промышленной революции поставили  на повестку дня задачу дальнейшего  реформирования финансовой системы, преобразование всей системы кредитно-денежных отношений  в России.

       Успешная  деятельность Министерства финансов создала  условия для организации Государственного банка России.

       Определенную  роль в его создании сыграл Государственный  контролер В.В. Татаринов, изучавший  финансовое дело в европейских странах  в 1850-е гг. Много лет его деятельность направлял М. X. Рейтерн, занявший в 1862г. пост министра финансов.

       Реформирование  банковского дела началось указами  Александра II от 2 декабря 1859г. и от 31 мая, 10 июня 1960г. В соответствии с этими документами были ликвидированы все государственные кредитные учреждения, прекращен прием вкладов в Заемный и Государственный Коммерческий банки.6

       31 мая 1860г. был утвержден устав Государственного банка Российской империи. Уставный капитал был определен в 15 млн. руб. из фондов ликвидированных Заемного и Коммерческих банков, а также Сохранной казны и приказов общественного призрения. Миллион рублей был отчислен из казны в резервный капитал Государственного банка. Министерству финансов предписывалось открыть сеть банковских контор в городах, игравшую важную роль во внутренней торговле и промышленности. Вклады направлялись на срочные, бессрочные и текущие счета. По бессрочным вкладам выплачивалось 3%, по срочным, которые принимались до 5 лет, начислялись 4% и до 10 лет - 4,5%. Платежи для физических лиц, а также для юридических - торговых домов и обществ - производились банком бесплатно, а переводы денег в другие города осуществлялись по льготному тарифу.

       Постепенно  определился круг основных операций Госбанка:

       ♦ краткосрочное кредитование предприятий  и организаций основных отраслей экономики;

       ♦ учет векселей;

       ♦ выдача ссуд под залог недвижимости, государственных бумаг, акций и  облигаций частных обществ;

       ♦ покупка и продажа золота и  серебра, русских и иностранных  векселей и чеков;

       ♦ прием денежных вкладов от населения, т.е. выполнение функций сберкасс;

       ♦ осуществление денежной эмиссии.7

       Однако  Государственный банк в первые годы своей деятельности не играл активной роли в торгово-промышленной жизни  страны. Под влиянием либеральных  реформ популярными в обществе стали  идеи предпринимательства, экономическим  злом считалось вмешательство государства  в деятельность частного сектора. В 1864г. появился Санкт-Петербургский частный Коммерческий банк и Петербургское общество взаимного кредита. После этого начался "бум" в организации частных коммерческих банков, а правительство не вменило в обязанность Государственного банка сосредоточить в своих руках все кредитное дело России. Госбанк в 1860-1870-е гг. занимался по поручению властных структур укреплением государственного сектора в экономике и осуществлял иные функции, предусмотренные Уставом банка, в том числе эмиссии денег и проч.

       Огромную  работу по поручению правительства  в целях поддержания помещичьего  хозяйства Государственный банк провел по выкупной операции крестьян с 1861г. по 1881г. Объективно эта деятельность Государственного банка содействовала становлению рыночной экономики в России.

       Расширялись постепенно коммерческие операции Государственного банка. Если в 1861г. новые вклады срочные и бессрочные составили 62,3 млн.руб., то в 1875г. - уже 255,7 млн.руб.

       Главными клиентами Госбанка к 1874г. по вкладным операциям стали промышленники и биржевики, т.е. торгово-промышленная буржуазия все чаще имела дело не только с частными коммерческими банками.

       Постоянно росли операции с ценными бумагами, Государственный банк принимал участие  в выпуске кредитных билетов, размене их на более мелкую монету и т.д. В 1868г. было куплено золотой монеты и слитков на сумму 67,4 млн. руб. Согласно мнению профессора В.Д. Мехрякова, это было первым мероприятием на пути к денежной реформе, завершить которую выпало на долю С.Ю. Витте.

       Вместо  того чтобы развивать коммерческие операции, Госбанку приходилось затрачивать  средства на покрытие долгов старых казенных кредитных учреждений, восприемником  которых являлся Госбанк. С 1860 по 1890-е гг. Государственный банк занимался  преимущественно операциями, связанными с ликвидацией внутреннего долга; регулированием выкупных сделок бывших помещичьих крестьян; подготовкой крупномасштабной денежной реформы конца XIX в.

       Накопленный в эти годы опыт работы помог Государственному банку России в 1890-е - 1914-й гг. занять достойное место в системе  рыночной экономики страны. Государственный  банк продолжал играть для акционерных  банков роль резерва, откуда они по мере необходимости заимствовали денежные средства.

       Положение Госбанка было противоречивым с точки  зрения юридического статуса и фактической  деятельности. Де-юре он не являлся  Центральным банком страны, так как  находился в прямом подчинении министра финансов; де-факто был монополистом в деле эмиссии кредитных билетов  и выполнял ряд иных функций, напоминая  Центробанки европейских стран  и, стремясь, стать "банком банков".8

       Таким образом, заняв определенное место  в системе рыночной инфраструктуры страны, Государственный банк в подлинном смысле не стал к 1917г. главным банком России, что объяснялось недостаточной зрелостью всей национальной кредитно-банковской системы. 

2.1 Реформы М.Х. Рейтерна 

       Заметную  роль в реформировании в целом  финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Христофорович Рейтерн (1820-1890гг.), назначенный в 1862г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г. Ему принадлежит известное выражение: "Банки не создают капиталов. Они могут только служить посредниками между лицами, сберегающими капитал, и теми, которые желают занять сбережения других".

       Важнейшей стороной его деятельности была реформа  сберегательного дела в России (1862г). Еще 12 ноября (30 октября) 1841г. Николаем I был подписан указ об учреждении в России сберегательных касс. Первые из них начали действовать при Московской и Санкт-Петербургской сохранных кассах. М.X. Рейтерн в соответствии с указом императора превратил сберегательные кассы в важнейший элемент государственного кредита. Был издан новый устав сберегательных касс, а в 1865г. образованы и начали функционировать ссудо-сберегательные товарищества. Они находились в ведении Государственного банка, что укрепило его статус.9

       Исходя  из примерного устава каждый вступающий в товарищество должен был иметь не менее одного пая в размере около 50 руб. Кредит пайщику предоставлялся в объеме не свыше полуторного размера его паев. Можно заключить, что пайщиками могли стать лишь наиболее обеспеченные крестьяне и кустари-ремесленники, занимавшиеся предпринимательством. За 10 лет, с 1865 по 1875г., было образовано в стране 729 товариществ с числом 183тыс. человек, паевой капитал этих объединений составлял почти 5 млн. руб., вклады населения достигли 3,1млн.; займы 3,4млн.; ссуды 11,2 млн. руб.

       Ссудо-сберегательные товарищества при М.X. Рейтерне не превратились в важный элемент рыночной инфраструктуры России. Объединив представителей средних слоев страны, они содействовали использованию их капиталов, знаний и энергии для развития предпринимательства.

       М.X. Рейтерн предпринял ряд мер для упорядочивания бюджета Российской империи, стабилизации курса рубля и увеличения разменного фонда. Им проводилась политика государственного поощрения деятельности в 1860-.1870-е гг. обширной сети коммерческих банков, в том числе Первого Акционерного Коммерческого банка в Петербурге, их функционирование стало фактором развития внутреннего кредита и становления рыночной экономики свободной конкуренции.

       Задолго до образования в 1880-х гг. Дворянского  и Крестьянского поземельных  государственных банков (как филиалов Государственного банка России) коммерческие банки накопили опыт работы с ипотеками. В 1860 - начале 1880-х гг. появилось 11 акционерных земельных банков Объем выданных ими ипотечных земельных ссуд за 10 лет с 1867 по 1877г., вырос более чем в 4 раза - с 99,6 до 415 млн. руб.

       При содействии М.X. Рейтерна правительство поощряло учреждение частных банков, с этой целью освободило их от всех налогов, кроме гильдейских повинностей.

       Стихийный рост банков привел к жесткой конкуренции  за клиентов и вкладчиков с обществами взаимного кредита. Правительственным законом 1872г, ужесточались условия их учреждения, в том числе определили, что внесенный акционерный капитал должен составлять не менее 500 тыс.руб.

       После учреждения 49-го банка (1873г) численность их долго не возрастала. Крах некоторых из них совпал с застоем в промышленности и торговле, к тому же недостаточный был еще опыт их работы. 

2.2 Реформы Н.Х. Бунге 

       Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был  и Николай Христианович Бунге (1823-1895гг.) - министр финансов Российской империи с 1881 по 1886г., председатель Комитета министров в 1887-1895гг.

       В 1850г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита.10

       В сокровищницу мировой экономической  мысли вошли теоретические постулаты  Н. X. Бунге о механизмах регулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". Став в 1880г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

       Начать  деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881г. был сведен с дефицитом в 50млн.рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд. рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

       С 1881 г. Н.X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883г.) в докладах и записках Александру III:

       а) обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

       б) укрепить кредитные отношения под  руководством правительства, удешевив кредит;

       в) направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;

       г) преобразовать систему налогов;

       д) добиться превышения доходов над  расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления".11

       Достижение  бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные  погашения государственных займов.

Информация о работе Денежные реформы в XIX веке