Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:49, курсовая работа
Цель курсовой работы: показать уровень дифференциации доходов населения России на современном этапе и степень его влияния на социальную прослойку общества. Дать оценку и критический анализ тем ситуациям и проблемам, которые волнуют заинтересованное в них население.
Для решения данных целей выделены следующие задачи:
1) Раскрыть понятие доходов;
2) Проанализировать экономические причины неравенства распределения доходов;
3) Рассмотреть экономические условия дифференциации доходов России на современном этапе;
4) Показать уровень влияния и социальные последствия дифференциации доходов в обществе.
Введение 3
1 Социально экономическая сущность дифференциации доходов. 5
1.1 Виды доходов. 5
1.2 Причины дифференциации доходов. 11
1.3 Решение проблемы социальной справедливости в XX веке. 18
2 Особенности дифференциации доходов России на современном этапе. 22
2.1 Экономические условия дифференциации доходов в России в конце 90 г. ХХ века и в настоящее время. 22
2.2 Создание программы борьбы с бедностью. 25
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Вместе с тем для основной части населения таких огромных различий в доходах не существует. Все это большинство живет в лучшем случае на доходы, на превышающие даже в 2 раза этот нищенский, определяемый правительством, прожиточный минимум. Решающее, социально неприемлемое и экономически не оправданное, различие между уровнем жизни основной массы работников наемного труда и членов их семей, с одной стороны, и уровнем жизни той части населения, доходы которой составляют предпринимательская прибыль, доходы от собственности, жалование государственной бюрократии высшего ранга и доходы теневой экономики, с другой, было целенаправленно создано в ходе экономических «реформ» ее либеральными творцами. За период этих реформ удельный вес оплаты труда в общем объеме доходов населения снизился, а доля социальных трансфертов осталась прежней. В то же время, удельный вес доходов от предпринимательской деятельности в общей массе доходов населения возрос, возросли так же и доходы от собственности. Естественно это решающим образом сказалось на усилении дифференциации доходов между этими социально различными группами населения и определило общие ее масштабы, доведя различия между крайними 10%-ными группами населения до 15 раз, а по данным Международного банка – даже до 20 раз.
Вся система нормальной, экономически обоснованной и социально приемлемой дифференциации доходов, степень ее социальной справедливости зависят от многих объективных и субъективных факторов, действующих в разных направлениях. Это, прежде всего, демографические факторы, оказывающие значительное влияние на уровень среднедушевых доходов. Например, при одинаковой величине общего семейного дохода, семья, имеющая лишь одного иждивенца, будет располагать среднедушевым семейным доходом, на 30% превышающим доход семьи с двумя иждивенцами и на 65% доход семьи с тремя иждивенцами. Правда, сила воздействия этого фактора не6сколько ослабевает при снижении рождаемости населения и продолжительности жизни старшего поколения, а также некоторого повышения уровня пенсионного обеспечения.
Затем следуют факторы личных и профессиональных качеств человека, его способностей, умственных и физических, уровня общего и профессионального образования и др.
Значительную роль в усилении социально не справедливой дифференциации доходов вносит порочная налоговая система. Система налогообложения доходов физических лиц построена в России, в отличие от других развитых стран, по принципу так называемой плоской шкалы, при которой ставка налогообложения доходов физических лиц не зависит от величины самого дохода. Как для высокодоходных групп населения, так и для низкодоходных групп ставка налога одна и та же – 13%. Здесь действует уравнительность, но она не выравнивает доходы населения, а, наоборот, увеличивает различия в доходах и, следовательно, в уровне жизни. Снижение реального потребления после уплаты налога для более обеспеченных слоев населения фактически, в абсолютных размерах, – одно, а для малообеспеченного населения доходы, которые едва достигают прожиточного минимума, – совсем другое. Для него вычет каждого рубля – большая бытовая и социальная проблема. О значительности налогового бремени, которое в основном ложится на наемных работников, т.е. на основную и мене обеспеченную часть населения, свидетельствует то, что 70% всех налоговых поступлений прямо или косвенно обусловлены и зависят от фонда оплаты труда.
Абсолютное большинство стран мира давно уже расстались с такой уравнительностью в налоговой системе, которая не снижает, а увеличивает дифференциацию в реальных доходах. Подчеркивая абсолютную социальную несправедливость налоговой политики в России в отношении налога на доходы физических лиц, следует дополнительно заметить, что наши супербогачи, число которых систематически возрастает, платят, как и бедняки, 13% со своих декларируемых доходов, но никто эти декларации по настоящему проверить не может. Именно в руки этих плутократов попадают доходы от извлечения и продажи, особенно на экспорт, природных ресурсов нашей страны. Ежегодный размер чистых доходов от природно-ресурсного потенциала оценивается, по расчетам акад. Д.С. Львова, в 60–80 млрд. долл. Природная рента, которую недополучает государство, оценивается в 40–45 млрд. долл. Это в значительной и даже решающей степени определяет условия для огромного экономически не обоснованного и социально несправедливого разрыва между доходами сверхбогачей и всего населения.
1.3 Решение проблемы социальной справедливости в XX веке.
Проблемы переходного периода правомерно занимают одно из центральных мест в политической экономии социализма, ибо без понимания того, как возникает политическое общество, невозможно познание и новой социальной системы в целом, основных вех ее развития и исторической перспективы.
Успехи социалистического строительства в СССР, как и в других странах социалистического содружества, были бы немыслимы без теории, освещающей путь практике.
Основываясь на учение основоположников марксизма о коммунизме как общественно – экономической формации и ряде их гениальных предвидений о характере перехода к ней, В. И. Ленин разработал теорию переходного периода от капитализма к социализму, имеющую всемирно – историческое значение.
Ленинская теория переходного периода, постоянно обогащаемая коллективным опытом братских социалистических стран, как теория всеобъемлющая, охватывает весь комплекс вопросов, относящихся к революционным преобразованиям во всех сферах общественной жизни общества: производственной, социально – политической, духовной.
В послеоктябрьский период В. И. Ленин в ряде своих работ и выступлений всесторонне обосновал необходимость переходного периода как особой стадии в становлении коммунистического общества. При этом он впервые в марксистской литературе определил её как переходную стадию общества от капитализма к социализму, как целую историческую эпоху, для которой характерна многоукладность экономики, соединяющая в себе черты и свойства умирающего капитализма и рождающегося коммунизма.
При социализме, вследствие недостаточной зрелости производственных сил и производственных отношений, распределение по труду является объективной необходимостью. В социалистическом обществе возникает новое социалистическое отношение к труду. В условиях господства общественной собственности на средства производства труд является трудом не на эксплуататора, а трудом на себя и социалистическое общество. При социализме труд выступает как важнейшее общественное дело, дело чести и гражданского долга. Однако он представляет для трудящихся, прежде всего и главным образом средство, обеспечивающее удовлетворение разнообразных жизненных потребностей. При социализме имеет место существенное различие между умственным и физическим трудом, между трудом промышленным и сельскохозяйственным, имеются еще профессии тяжелого физического труда или труда в тяжелых условиях.
В силу этого при социализме должно быть обеспечено не только моральное, но и, прежде всего и главным образом материальное привлечение людей к труду, к общественно полезной деятельности. На обобщения первых практических шагов Советской власти в деле организации труда и заработной платы В. И. Ленин делал вывод, что строить всякую крупную отрасль народного хозяйства нужно, опираясь на личную материальную заинтересованность. Он призвал строить социализм на основе обеспечения наиболее полного сочетания общественных факторов и факторов личной материальной заинтересованности.
В. И. Ленин требовал строжайшего контроля над мерой труда и мерой вознаграждения. Социалистическое общество должно осуществлять распределение фонда личного потребления только по труду, а не как-либо иначе. Это требование, без которого невозможно само социалистическое производство. Распределение по труду является экономическим законом социалистического общества. Этот закон существует и отражает определенную объективную необходимость в экономике социалистического общества, наиболее общие и существенные стороны процесса распределения предметов потребления при социализме.
Закон распределения по труду означает необходимость:
– распределения фонда индивидуального потребления в соответствии с количеством отданного обществу труда, что обеспечивает создание личной материальной заинтересованности трудящихся в наиболее полном, целесообразном использовании своего рабочего времени, укреплении социалистической дисциплины труда и повышении его интенсивности;
– более высокой оплаты квалифицированного труда по сравнению с неквалифицированным при одинаковых затратах рабочего времени, что создает материальную заинтересованность трудящихся в повышении своей квалификации и культурно-технического уровня;
– более высокого материального поощрения физически тяжелого труда, а также труда в тяжелых условиях производства, что обеспечивает материальную компенсацию повышенных в этих условиях затрат труда;
– более высокой оплаты труда, который имеет, при прочих равных условиях, более важное значение для развития народного хозяйства, что создает материальные стимулы в привлечении и закреплении квалифицированных кадров в тех отраслях производства и районах страны, развитие которых имеет в данное время особо важное значение.
Необходимо отметить, что требование закона распределения по труду – равная оплата равного труда – предполагает не только равную денежную оплату, но и равную реальную оплату одинакового труда.
Требованиям закона распределения по труду в корне противоречат какие-либо различия в оплате труда в зависимости от пола, возраста или национальности.
Противоположна требованиям закона распределения по труду также и уравниловка в распределении материальных благ.
Уравнительное распределение продуктов несовместимо с социализмом, который обеспечивает постоянный и быстрый рост всего общественного производства и неуклонный подъем на этой основе материального и культурного уровня жизни всех членов общества. Марксисты понимают под равенством равенство не индивидуальное (равенство в потреблении), а общественное, то есть равное право каждого трудящегося на средства производства, находящиеся в общественной собственности. Построение социализма означает достижение такого общественного равенства: равного отношения всех членов общества к средствам производства, равного освобождения всех трудящихся от эксплуатации, равной отмены для всех частной собственности на средства производства, равного права и равных обязанностей трудиться в меру своих сил и получать предметы потребления в соответствии со своим трудом..
Социалистическое общество обеспечивает простор для действия экономического закона распределения по труду, организуя распределения материальных благ в соответствии с его требованиями, прослеживается непосредственная зависимость материального положения каждого трудящегося от результатов его труда. Оплата труда каждого работника ставится в зависимость от качества его труда.
Закон распределения по труду находится в тесной связи и взаимодействии с другими экономическими законами социализма, и, прежде всего с основным экономическим законом социализма. Закон распределения по труду требует распределения фонда личного потребления по труду, но не отвечает на вопрос – для достижения какой цели это необходимо делать. На этот вопрос отвечает основной экономический закон социализма. Распределение по труду необходимо осуществлять в целях обеспечения непрерывного развития и совершенствования производства, что требуется для неуклонного роста материального благосостояния трудящихся. В свою очередь, исходя их цели социалистического производства, сформулированной в основном экономическом законе, и наличных ресурсов, социалистическое общество определяет размеры того фонда, который распределяется в соответствии с требованием закона распределения по труду. При этом, конечно, размеры фонда индивидуального потребления должны быть достаточны для удовлетворения потребностей тружеников социалистического общества.
В государственных предприятиях последовательно социалистического типа, где обобществление средств производства достигло высшего уровня, основные элементы организации заработной платы – тарифные ставки и сетки, тарифно-квалификационные справочники, должностные оклады, районные коэффициенты и другие – определяет государство. Оно также планирует фонд и средний уровень заработной платы. Все это создает определенное единство в организации заработной платы, обеспечивает централизованное регулирование заработной платы по отраслям производства, районам страны и категориям трудящихся. Различные формы и системы заработной платы являются способам усиления материальной заинтересованности работника в результатах своего труда. Основой построения заработной платы с учетом количества труда, затраченного работником в общественном производстве, является нормирование труда. Нормирование труда одновременно обеспечивает как дифференциацию заработной платы в зависимости от количества труда, так и правильную организацию труда на предприятиях и является основой планирования социалистического производства.[3]
2.1 Экономические условия дифференциации доходов в России в конце 90 г. ХХ века и в настоящее время.
Экономическая реформа, развертывающаяся в России, имеет глубокие корни и выступает составным звеном радикального обновления сложившейся в нашей стране социально-экономической системы. она знаменует собой переход к качественно новой модели хозяйствования, опирающейся как на глобальные мировые тенденции, так и на специфические особенности российского общества – его истории и культуры, геополитического положения страны, сложившейся системы ценностей.
Преобразования такого масштаба не рождаются «по заказу», не являются результатом озарения или злого умысла. Они служат своеобразной ответной реакцией социального организма на исторический вызов. Этот вызов был связан с глобальными изменениями в самом характере и тенденциях развития мировой экономики, человеческой цивилизации в целом, начало которых относится еще к 50-60 годам XX столетия.
Современное социально-экономическое развитие России происходит в условиях процесса формирования системной взаимосвязанности, взаимозависимости и взаимообусловленности, целостности в масштабах планеты. Национальные системы, находящиеся под воздействием как глобального, так и общенационального развития, чтобы отвечать вызовам времени, должны формировать экономику развития.
Экономика развития – это экономика, целью которой является производство здорового, образованного, духовно развитого, имеющего достойное материальное обеспечение человека. Основа для постоянного качественного и безопасного экономического роста как условие социально-экономического развития создается в сферах образования, науки, здравоохранения и культуры, нормальное функционирование которых необходимо обеспечить социальному государству как важнейшему институту гражданского общества. Современное государство превращается в государства развития, в большей мере реализует общенациональные интересы.
Информация о работе Дифференциация доходов России и проблема социальной справедливости