Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 10:09, курсовая работа
В работе описаны преимущества использования процесса диверсификации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы по проблеме диверсификации………………….5
1.1. Понятие диверсификации, её цели и задачи……………………………5
1.2. Стратегия диверсификации и её эффективность……………………….8
1.3. Методика осуществления диверсификации производства на предприятии………………………………………………………………………...12
Глава 2. Диверсификация – путь устойчивого развития предприятия…………15
2.1. Анализ проведения диверсификации в кризисных условиях (финансовая деятельность)………………………………………………………...16
2.2. Анализ диверсификации предприятия Пермского края (Мотовилихинские заводы)………………………………………………………..19
2.3. Диверсификация как эффективное направление деятельности предприятий (на примере масложировой промышленности)………………….. 21
Глава 3. Необходимость развития диверсификации в России…………………..23
3.1. Выгоды и издержки диверсификации…………………………………...23
3.2.Возможные пути развития диверсификации в России………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………………………....31
2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Пермский институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
Кафедра общей экономической теории
по дисциплине «Экономика отрасли» на тему
Диверсификация
Подпись
Пермь 2009
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы по проблеме диверсификации………………….5
1.1. Понятие диверсификации, её цели и задачи……………………………5
1.2. Стратегия диверсификации и её эффективность……………………….8
1.3. Методика осуществления диверсификации производства на предприятии…………………………………………………
Глава 2. Диверсификация – путь устойчивого развития предприятия…………15
2.1. Анализ проведения диверсификации в кризисных условиях (финансовая деятельность)……………………………………………
2.2. Анализ диверсификации предприятия Пермского края (Мотовилихинские заводы)………………………………………………………..
2.3. Диверсификация как эффективное направление деятельности предприятий (на примере масложировой промышленности)………………….. 21
Глава 3. Необходимость развития диверсификации в России…………………..23
3.1. Выгоды и издержки диверсификации…………………………………...
3.2.Возможные пути развития диверсификации в России………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий вынуждены постоянно находить новые инструменты управления и рычаги повышения конкурентоспособности. В данной связи особого внимания заслуживает один из ключевых подходов к обеспечению конкурентоспособности предприятий, а именно диверсификация производства. Стратегия диверсификации используется для того, чтобы фирма не стала чрезмерно зависимой от одного вида бизнеса или от одной товарной группы, что может угрожать существованию предприятия в случае изменившейся рыночной конъюнктуры.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена несколькими обстоятельствами:
Во-первых, современные рыночные отношения находятся в постоянной динамике, поэтому предприятиям крайне сложно поддерживать привлекательность занятой отрасли.
Во-вторых, грамотно спланированный и организованный процесс диверсификации способствует повышению продуктивности работы компании и каждого его подразделения.
Основная цель работы заключается в характеристике роли и эффективности диверсификации производства, и разработке рекомендаций по ее использованию в целях повышения конкурентоспособности и устойчивости бизнеса за счет освоения новых видов продукции.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1.определить понятие диверсификации производства;
2.выяснить её цели и задачи;
3.выявить методику осуществления диверсификации;
4.проанализировать процесс диверсификации производства в предприятиях разных видов экономической деятельности;
5.выявить возможные пути развития диверсификации в России;
6.выяснить, всегда ли выгоден процесс диверсификации.
Работа написана на основе изучения учебников и учебных пособий авторов: Переверзева М.П., Сергеева В.Н., Федосеева В.Н. и др; научных статей современных экономистов: Ваксмана А, Романовой А., Литвака Е. и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Объем работы 32с. В теоретической главе курсовой работы рассматриваются понятие диверсификации, её цели, задачи и стратегия. Во второй главе дан анализ проведения диверсификации на предприятиях различных видов экономической деятельности. В третьей главе определены выгоды и издержки диверсификации и возможные пути её развития в России.
Глава 1. Теоретические основы по проблеме диверсификации
1.1.Понятие диверсификации, её цели и задачи
Диверсификация – общая деловая практика, направленная на расширение номенклатуры товаров и услуг и географической территории, для того чтобы рассредоточить риск и снизить зависимость от цикличности бизнеса
[4, с.129].Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение современных видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг[5, с.262].
Суть диверсификации производства как экономического явления – выпуск субъектом хозяйствования наряду со старыми видами продукции новых товаров. Причём их производство должно основываться на разных производственно-
Одновременный выпуск различных модификаций одной и той же продукции не является диверсификацией производства как таковой, так как в этом случае расширяется не номенклатура продукции, а её ассортимент. В связи с этим в оборот вводятся такие, понятия как диверсификация продукции и концентрическая диверсификация.
Под диверсификацией продукции понимается производство большого числа модификаций одного и того же вида товара, расширяющее интересы потребителей.
Таким образом, на основе данных выше понятий можно сказать, что под диверсификацией производства принято понимать организационно-экономический процесс, направленный на расширение номенклатуры продукции, производимой субъектами хозяйствования, их проникновения в другие отрасли экономики.
Концентрическая диверсификация – это пополнение ассортимента изделиями производимого ранее вида с улучшенными параметрами для сохранения рынка сбыта. В то же время диверсификацией можно считать и ведение различных видов финансово-хозяйственной деятельности. Например, производство какой-либо продукции сочетается с оказанием услуг населению деятельностью на рынке недвижимостью, ценных бумаг и т.п.[10, с. 356]
В данной связи необходимо сделать одно уточнение. К диверсификации нельзя относить те случаи, когда один вид финансово-хозяйственной деятельности является как бы логическим продолжением другого. Например, к диверсификации нельзя отнести случай, когда в рамках одного субъекта осуществляется снабженческая, производственная и сбытовая деятельность в интересах выпуска этим субъектом какой-либо продукции, даже тогда, когда эти виды деятельности осуществляют дочерние предприятия, являющиеся юридическими лицами. Подобная организация дела в экономической литературе получила название вертикальной интеграции.
Основным содержанием диверсификации производства как организационно-экономического процесса представляется деятельность субъектов хозяйствования, направленная на развитие предприятий, объединений, отраслей экономики за счёт расширения номенклатуры производимых товаров на базе новых производственно-
Диверсификация производства, как и любой другой планомерный экономический процесс, имеет свою систему целей и задач. В ней можно выделить организационно-экономические, финансово-экономические, социально-экономические и производственно-
Наиболее важные организационно-экономические цели диверсификации производства следующие. Первая из них связана с формированием хозяйственной среды экономики рыночного типа. Осуществляя диверсификацию производства, предприятия выходят на новые для них товарные рынки. При этом они решают задачи выбора подходящего для диверсификации вида продукции, обеспечения оборудованием, сырьём и материалами нового производственного процесса, проблему продвижения и сбыта новой продукции. Решение данных задач приводит к развитию рыночной инфраструктуры и формированию хозяйственной среды рыночной экономики.
Вторая цель – демонополизация рынка в процессе диверсификации производства. Она идёт по двум направлениям. Первое из них – это выход на новые рынки продукции новых фирм, что приводит к усилению конкуренции и перераспределению долей рынка между его субъектами. Второе – разукрупнение промышленных предприятий и объединений, дифференциация производственной деятельности по продуктовому признаку, что ограничивает возможности монополизации рынка данного товара[5, с. 264].
Основные финансово-экономические цели диверсификации следует рассматривать с точки зрения задач на различных уровнях экономики страны.
1.Уменьшение размеров внутренней государственной задолженности за счёт сокращения расходов госбюджета на нужды социальной помощи безработным в связи с сокращением безработицы при проведении диверсификации производства.
2.Снижение уровня инфляции за счёт привлечения свободных капиталов в связи с расширением сферы производства новых товаров.
3.Вовлечение в воспроизводственный процесс внутри страны свободного капитала и накоплений, оптимизации налоговой системы в интересах стимулирования развития производства путём его диверсификации.
4.Увеличение прибыли предприятий.
5.Повышение запаса финансовой устойчивости диверсифицируемого предприятия, которое происходит, с одной стороны, вследствие увеличения массы выручки, а с другой – снижения порога рентабельности предприятия
[5, с. 265].
Среди социально-экономических целей диверсификации производства необходимо отметить три.
1.Усиление социальной защищённости работников, достигаемое за счёт выполнения комплекса мер по переквалификации персонала фирмы. В условиях рынка наличие работы является одной из главнейших гарантий социальной защищённости.
2.Повышение занятости рабочей силы за счёт создания дополнительных рабочих мест на предприятиях при развёртывании на них нового производства или замене части производственных мощностей.
3.Повышение уровня жизни и улучшение условий жизни населения, достигаемое за счёт перераспределения государственных расходов на социальные нужды. Затраты на них являются своего рода капиталовложениями в развитие и совершенствование производительных сил, что создаёт предпосылки к дальнейшему росту национального богатства общества.
Производственно-технические цели диверсификации состоят в преодолении затратного характера общественного производства в целом и промышленного сектора в частности; адаптации оборудования и технологии к производству новой продукции; в освоении новых технологий, оборудования, сырья и материалов; в формировании условий для создания и обеспечения эффективной работы гибких производств[6, с. 54].
1.2.Стратегия диверсификации и её эффективность
Диверсификация производства и механизм её осуществления имеет свою историю и предпосылки возникновения и развития. Важное значение для управления диверсификации её производства имеет выбор стратегии диверсификации и принципов её проведения.
Выделяют три группы причин перехода к стратегии диверсификации.
1)Первая группа причин связана непосредственно с политикой менеджерского персонала, весьма часто стимулирующего переход к диверсификационной стратегии в собственных интересах. Так, при расширении предприятия менеджеры получают возможность усилить свою власть и одновременно увеличить собственные доходы.
2)Вторая группа причин определяется внешними условиями хозяйственной деятельности предприятия. Диверсификация может оказаться своевременной и выгодной в связи с благоприятной общей ситуацией или подходящими правовыми нормами. Она может быть рекомендована и в качестве средства улучшения перспектив вновь создаваемого предприятия, которые в момент его образования оцениваются как неблагоприятные.
3)Третью группу составляют объективные причины, от которых зависит повышение прибыли и снижение хозяйственных рисков. Сокращение рисков как аргумент в пользу диверсификации следует понимать таким образом: пока между доходами двух или нескольких предприятий нет тесной положительной корреляционной связи, их совокупный риск будет оставаться ниже взвешенной связи, их совокупный риск будет оставаться ниже взвешенной суммы рисков, присущих каждому из них по отдельности[8, с. 148].
Однако довод, опирающийся на чисто финансовые соображения, подвергается критике, так как успех предприятия не может быть обеспечен без общефирменных усилий на оперативном уровне. Среди факторов, ведущих к повышению прибыли в результате диверсификации, указываются следующие: расширение хозяйственной власти; экономия на масштабах производств; общее увеличение размеров компаний; возможные конкурентные преимущества; интегральный эффект как следствие объединения усилий в области снабжения, производства, распределения, маркетинга, управления, научных исследований и разработок, финансирования.