Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:31, курсовая работа
На сегодняшний день главный вопрос, волнующий руководство организаций и предприятий является поиск перспективного и наиболее выгодного пути развития международного бизнеса. Одним из наиболее эффективных способов его развития, как доказала мировая практика является международный франчайзинг. Большая устойчивость к экономическим потрясениям, возрастающая конкуренция и необходимость в эффективной технологии привлечения клиентов подталкивают малые и средние предприятия к покупке известных брендов.
Введение.
На
сегодняшний день главный вопрос,
волнующий руководство
Основная
цель написания данной курсовой работы
– изучить сущность международного
франчайзинга и механизм его развития
в России. В рамках достижения поставленной
цели определены следующие задачи:
Предметом исследования
являются франчайзинговый договор. Обьектом
– субьект предпринимательской деятельности,
функционирующий на основе франчайзингового
договора.
1.Сущность, содержание и нормативно-правовая база договора международного франчайзинга.
1.1.Сущность и основные понятия договора международного франчайзинга.
Франчайзинг имеет почти 200-летнюю историю, начиная с 1800-х годов, хотя похожие отношения существовали и в средние века, так называемая система «связанных домов», которую использовали британскими пивоварами. Фабрика «Singer» - с 1860 г., компания «Coca-Cola»- с 1886 г, компания «GM» - с 1911 г. и другие известные фирмы работали по системе очень близкой к франчайзингу. В данное время франчайзинг широко распространен в зарубежной практике и в мире признан как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса , франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства, а договор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования, более чем в 80 странах мира.
Франчайзинг
характеризуется комитетом
Для франчайзинга характерны следующие основные черты и признаки:
1.2 Содержание и основные элементы договора международного франчайзинга.
Франчайзинговый договор представляет собой исключительно важный документ, как и любой официальный договор. В отличие от многих контрактов, которые служат для уточнения взаимоотношений в течении
Франчайзинговый договор обычно включает определение "интеллектуальной собственности" франчайзера. Под интеллектуальной собственностью франчайзера понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Взаимоотношения между франчайзером, франчайзи и потребителем должны быть детально изложены в договоре, защищая права всех сторон, а так же в договоре должен быть изложен механизм, благодаря которому франчайзер может контролировать стандарты среди франчайзи. Для защиты интересов каждого отдельного франчайзи необходим жесткий контроль всей системы. Франчайзинговый договор основывается на трех этапах развития взаимоотношений между франчайзером и франчайзи.
Первый этап взаимоотношений - это период, когда франчайзинговый договор между франчайзером и франчайзи подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.
Второй этап представляет собой период, в течение которого работает франчайзинговое предприятие. Если франчайзи и франчайзеру удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.
Третий этап. Здесь происходит окончание взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, этому могут быть множество причин: одна из сторон нарушила положения договора, разорение франчайзи и т.п.
Преамбула.
Преамбула содержит основные положения системы франчайзинга, в ней указаны требования и определены экономические цели договора. Обычно здесь обозначена сфера деятельности франчайзера и его партнера, описаны элементы фирменного стиля предприятия и задачи, которые договорные стороны ставят перед собой. Иногда особо подчеркивается тот факт, что франчайзи была предоставлена возможность изучить принципы работы франчайзинг-системы и предоставить договор на рассмотрение адвокату.
Предмет контракта.
В этой части контракта оговаривается содержание и объем предоставляемой франшизы, местоположение отделения и географические границы контрактной территории, а также рамки применения полученных прав. Этот раздел включает в себя также описание торгового патента, зарегистрированного на имя франчайзера. Копия патента прилагается к договору. Здесь также подтверждается исключительное право франчайзера на выбор системных ориентиров (названия фирмы, товарного знака, мебели и оборудования). Франчайзи обязан признать это право. Кроме того, согласно постановлениям ЕС, подробно объясняется ноу-хау системы франчайзинга. Изменения и усовершенствования, производимые франчайзером во время срока действия договора, также становятся частью ноу-хау системы.
Правовой статус сторон договора.
Юридически франчайзер и франчайзи являются независимыми бизнесменами. Франчайзи действует от своего имени и на свой страх и риск. Право франчайзера давать указания ограниченно. С правовой точки зрения, они пользуются коммерческой свободой подобно всем независимым предпринимателям.
Обязательства сторон.
Каждая из сторон договора берет на себя полную ответственность за выполнение обязательств, возложенных на нее договором. Как правило, франчайзеры включают в этот раздел пункт об ограничении ответственности. То, какие обязательства будут нести стороны, зависит и от правового статуса предприятия франчайзи.
Обязательства франчайзера.
Данная часть контракта подробно описывает обязанности франчайзера по подготовке и обучению франчайзи, останавливается на деталях сервис -пакета и условиях предоставления помощи головного офиса. В этом отношении инструкция-руководство, разрабатываемое франчайзером, должно содержать исчерпывающую информацию по управлению предприятием. Правовые обязательства, зафиксированные контрактом, должны соответствовать заявлениям франчайзера, сделанным в рекламных материалах.
Обязательства франчайзи.
В
этом параграфе пункт за пунктом
перечисляются обязанности
Торговые помещения.
Здесь, как правило, сформулированы требования к местоположению, оснащению и оформлению помещений филиала. Оговаривается право франчайзера на проведение контроля и осмотра или же гарантируется соблюдение юридических норм по открытию и ведению бизнеса.
Платежи.
Франчайзи обязан по договору платить различные взносы в обмен на ноу-хау, предоставляемые франчайзером, поддержку, оказываемую в создании и управлении бизнесом. Обычно контрактом предусмотрено внесение единовременного вступительного взноса и регулярных сборов. В особых случаях взнос за франшизу заменяется или дополняется процентом от полученной прибыли. Очень часто франчайзи обязан вносить дополнительный рекламный сбор, благодаря которому становится возможной реализация маркетинговой стратегии всей системы.
Срок действия контракта.
Большинство франчайзинг-контрактов подписывается на срок от 5 до 10 лет, хотя и контракты, заключенные на период от 10 до 20 лет не являются редкостью. Продолжительность сотрудничества зависит от таких факторов, как сфера предпринимательской деятельности, ассортимент товаров и услуг, выбор партнера и философия бизнеса франчайзера. Длительность контракта должна быть рассчитана таким образом, чтобы у франчайзи была возможность возместить за предоставленное время первоначальные инвестиции. В противном случае в контракте необходимо предусмотреть условия продления партнерства.
Окончание контракта.
Действие договора о франшизе может закончиться в запланированное время по истечению указанного срока или досрочно, путем уведомления о выходе из соглашения или о расторжении контракта. В случае заявления о намерениях необходимо проводить различие между регулярным и исключительным уведомлением о расторжении. Тяжелая болезнь или смерть франчайзи ведет, как правило, к досрочному прекращению контракта, если, конечно, контрактом не предусмотрена возможность передачи бизнеса третьей стороне.
Последствия окончания контракта.
Чрезвычайно
важно обсудить права и обязанности
сторон после завершения сотрудничества.
Договор должен предусматривать
возврат нереализованной