Долгосрочная программа развития Казахстана до 2030 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:01, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является определение показателей развития государства в соответствии с долгосрочной программой развития Казахстана до 2030 года. Для достижения цели работы были определены следующие ее задачи:
определение основных характеристик экономического развития Республики Казахстан
рассмотрение целевых установок Стратегия 2030
изучение зарубежных методов составления стратегий
обзор макроэкономических показателей Республики Казахстан
прогнозирование состояния государства в будущем.

Содержание

Введение ......................................................................................................... 3
Теоретические основы стратегии экономического
развития РК ...................................................................................................... 6
Основные характеристики экономического развития РК .................... 6
Стратегия 2030 – перспективный план развития РК
Целевые установки ........................................................................................13
Зарубежные методы составления стратегий ...................................... 15
Стратегия экономического развития РК .............................................19
Обзор макроэкономических показателей РК ..................................... 19
Основные положения Стратегии Казахстан 2030 ........................... 21
Развитие и будущее РК по Стратегии 2030 ....................................... 29
Образ будущего Казахстана к 2030 году ......................................... 29
Заключение ..................................................................................................... 32
Список литературы ............................

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Гульжан.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

«Казахстан - 2030» - экономические возможности и  стратегия развития  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение .........................................................................................................  3

  1. Теоретические основы стратегии экономического

развития  РК ...................................................................................................... 6

    • Основные характеристики экономического развития РК .................... 6
    • Стратегия 2030 – перспективный план развития РК

Целевые установки ........................................................................................13

    • Зарубежные методы составления стратегий ...................................... 15
  1. Стратегия экономического развития РК .............................................19
    • Обзор макроэкономических показателей РК ..................................... 19
    • Основные положения Стратегии  Казахстан 2030 ...........................  21
  1. Развитие и будущее РК по Стратегии 2030 ....................................... 29
    • Образ будущего Казахстана к 2030 году ......................................... 29

Заключение  .....................................................................................................  32

Список  литературы ...................................................................................... 35 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Стратегия «Казахстан - 2030» стала «визитной  карточкой» нового Казахстана. Принятая в 1997 году, в период, когда Казахстан завершал самый трудный этап переходных реформ, Стратегия «Казахстан - 2030» должна была обозначить новые ориентиры и горизонты развития страны.

     На  основе этого программного документа  была построена работа Правительства, которое в свою очередь должно было пойти по пути принятия и реализации масштабных экономических и социальных программ. В этой связи, были приняты Стратегия Индустриально-инновационного развития страны, Государственная агропродовольственная программа, Программы развития сельских территорий, здравоохранения и образования, реформи рования системы социальной защиты населения, «Культурное наследие», жилищного строительства и т.д. Стратегия «Казахстан-2030» - пример эффективного долгосрочного планирования. Подготовка стратегии «Казахстан - 2030» велась на протяжении нескольких лет и в целом оказала существенную и своевременную поддержку развитию системы долгосроч ного планирования и разработке приоритетных аспектов стратегической политики в Казахстане. Это была сложная работа, в ходе которой изучался соответствующий международный опыт государственного, стратегического, секторального планирования и моделирования.

     В целом, назначение Стратегии состоит  во множестве функций. Среди них  главная – обеспечение основных принципов и положений Конституции  Республики Казахстан, заложенных, прежде всего, в ее первой статье, где говорится о том, что РК утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

     Реализация  данных принципов осуществляется посредством  решения всей полноты задач государственного строительства – от макроэкономичес ких до повседневных, каждая из которых одинаково важна для простых граждан страны:

  • следование приоритетам развития государства до 2030 года;
  • гармонизация процессов реформирования в различных областях и системах жизнедеятельности общества;
  • выбор наиболее оптимальных путей решения актуальных задач, построение более точных и конкретных планов реформ и наиболее эффективное распределение ресурсов;
  • определение механизмов для формулирования и реализации выбранного курса;
  • инструмент общественной идеологии; не «политическая библия» для общества или пропагандистский документ, но реально сплачивающая программа для народа и государства современного Казахстана;
  • мобилизация и консолидация общества;
  • выявление внешних и внутренних, благоприятных и неблагоприятных факторов, способных повлиять на развитие и рост благосостояния страны;
  • инструмент мобилизации экспертных, технических и финансовых ресурсов для разработки наиболее приоритетных вопросов государственной политики и мн.др.

     Проведенная работа позволяет сегодня развивать  и внедрять сектораль ные стратегии развития на основе среднесрочных приоритетов и планов Пра вительства. Дополнительным инструментом реализации долгосрочной страте гии служат ежегодные послания Президента страны народу Казахстана.

     Ныне  даже самые ярые скептики не могут  не признать тех позитивных перемен, которые произошли в нашей  стране, выдвинув ее в число лидеров  на постсоветском пространстве.

     Умение  определять динамику развития государства  с точки зрения макроэкономических показателей является важным аспектом деятельности квалифицированного сотрудника практиычески любой сферы деятельности, в частности, экономиста. А динамику развития государства можно просле дить, основываясь на его состоянии до и после определения приоритетов своего развития. В нашем государстве подобные приоритеты развития изложены в таком программном документе, как Стратегия развития Казахстана до 2030 года. Этим объясняется актуальность темы курсовой работы. При написании работы были использованы сравнительно  правовой, исследовательский, логический методы и метод экономического анализа.

     Целью написания курсовой работы является определение показателей развития государства в соответствии с  долгосрочной программой развития Казахстана до 2030 года. Для достижения цели работы были определены следующие ее задачи:

    • определение основных характеристик экономического развития Республики Казахстан
      • рассмотрение целевых установок Стратегия 2030 
      • изучение зарубежных методов составления стратегий 
      • обзор макроэкономических показателей Республики Казахстан
      • прогнозирование состояния государства в будущем.

     Работа  состоит из введения, трех глав, раскрывающих тему курсовой работы, заключения, списка использованной литературы и приложений.  

1.    Теоретические основы  стратегии экономического  развития 

Республики  Казахстан  

1.1. Основные характеристики  экономического развития  Республики Казахстан  

     В рамках реализации долгосрочной программы  развития Казахстана до 2030 года определены основные приоритеты регулирования государственной политики в конкретных ее отраслях. 

     Так, в соответствии с ней определены и  характеристики экономического развития Республики Казахстан, в соответствии с которыми:

  • Предпринимательская деятельность и экономика страны в значитель ной степени зависят от государственной политики. Своими действиями госу дарство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
  • Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.
  • Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

     Экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого. На наше государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание  правовой основы.  Известно, что  без правовой основы эконо мика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспе чивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъек тами предпринимательской деятельности.

2.      Обеспечение надлежащего правопорядка  в стране и ее национальной  безопасности. Государство должно  права и безопасность каждого гражда нина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если госу дарство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки.

3.      Стабилизация экономики. Под стабилизацией  понимается устойчивое развитие  экономики, т.е. когда достигаются  и поддерживаются на оптималь ном уровне основные макроэкономические показатели: объем ВНП и нацио нальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы. Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны.

4.      Обеспечение социальной защиты  и социальных гарантий. Государство  обязано проводить активную социальную политику, суть которой заклюю чается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5.      Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели – это хозяева; рынок - их агент; а предприятие – их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

6. Разработка, принятие и организация выполнения  хозяйственного законо дательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций госу дарство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги         и ресурсы.

     Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.   Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять  на предпринимательскую деятельность  и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику. Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятии соответствующих мер по их устранению.   Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности; социальная напряженность в обществе; негативные явления в экономике; ухудшение окружающей среды и т.д.

   Под предпосылками понимается  еще не явное проявление негативных  условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности. В этом случае роль государства заключается в своевременном выявлении и устранении этих предпосылок. Под позитивными предпосыл ками понимается появление всякого рода положительных явлений и тенден ций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заклюю чается  в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.  Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические, так и административные методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической политики.

      Экономические рычаги, которые использует государство для регулиро вания экономики, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государст венная предпринимательская деятельность и др.

       Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.

Информация о работе Долгосрочная программа развития Казахстана до 2030 года