Долгосрочная программа развития Казахстана до 2030 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:01, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является определение показателей развития государства в соответствии с долгосрочной программой развития Казахстана до 2030 года. Для достижения цели работы были определены следующие ее задачи:
определение основных характеристик экономического развития Республики Казахстан
рассмотрение целевых установок Стратегия 2030
изучение зарубежных методов составления стратегий
обзор макроэкономических показателей Республики Казахстан
прогнозирование состояния государства в будущем.

Содержание

Введение ......................................................................................................... 3
Теоретические основы стратегии экономического
развития РК ...................................................................................................... 6
Основные характеристики экономического развития РК .................... 6
Стратегия 2030 – перспективный план развития РК
Целевые установки ........................................................................................13
Зарубежные методы составления стратегий ...................................... 15
Стратегия экономического развития РК .............................................19
Обзор макроэкономических показателей РК ..................................... 19
Основные положения Стратегии Казахстан 2030 ........................... 21
Развитие и будущее РК по Стратегии 2030 ....................................... 29
Образ будущего Казахстана к 2030 году ......................................... 29
Заключение ..................................................................................................... 32
Список литературы ............................

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Гульжан.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

       Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно – техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно- денежную  и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

       Фискальная политика государства – регулирование экономики посредст вом системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления. Фис кальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответст вующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса.  Под финансово – кредитной политикой понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денеж ной массой и кредитами.   Государство может существенно влиять на эконо мический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

       Научно- техническая политика. Ускорение НТП является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Под единой научно-технической политикой государства понимается система  целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство. Единая государственная научно – техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства.

   Для осуществления единой научно  – технической политики государство  использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно – техническом сотрудничестве и др.

   Амортизационная политика. Она является составной частью общей научно – технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.   При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

1)      переоценка основных фондов, особенно  в условиях инфляции, должна осуществляться  своевременно;

2)      нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;

3)      амортизационные отчисления на  предприятиях должны использоваться  только исходя из функционального  назначения;

4)      нормы амортизации должны быть  дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их  морального и физического износа;

5)      предприятия должны иметь возможность  применять ускоренную амортизацию.

Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.

        Инвестиционная политика. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем. В общем плане государство может влиять на инвестиционную  активность при помощи самых различных рычагов: финансово – кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; НПТ и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

      Планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов. С планирование тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

Ценообразование. Это один из рычагов воздействия  государства на экономику и предпринимательскую  деятельность. Используя ценовую  политику, государство тем самым  воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточ ного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

    1. Стратегия 2030 – перспективный план развития РК.

Целевые установки 

     В соответствии  с Программой развития государства до 2030 года Стратегия «Казахстан-2030» был определен ряд задач, в совокупности являющихся своеобразными целевыми установками для реализации вышеуказанной программы. Так, для того, чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, Глава государства определил следующие задачи в качестве главных и первостепенных для решения.

     Первая  задача - не просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять ее ростом, выработать и реализовать целостную стратегию для обеспечения устойчивого характера конкурентоспо собности экономики, а также предусмотреть жесткий контроль ее исполнения. Эта стратегия должна исходить из конкретных конкурентных преимуществ отдельных секторов и производств нашей экономики и учитывать тенденции мирового развития и конъюнктуры внешних рынков.  Нам надо уже не просто использовать «накопленный» экономический рост, а научиться реально управлять этим ростом, трансформируя его в экономическое развитие на качественно новом уровне. Обеспечение принципиально нового подхода к индустриализации Казахстана, которая отвечала бы требованиям и условиям международных рынков. Поручено сократить сферы естественных монополий за счет реструкту ризации крупнейших монополистов и развития конкурентных отношений. В секторах экономики, где сохранятся естественные монополии, нам предстоит серьезная работа по тарифному и техническому регулированию с помощью отраслевых регуляторов. Поставлена также задача по выходу на новый уровень устойчивости и конкурентоспособности финансовой системы                     в условиях либерализации, а для этого создать эффективно работающий фондовый рынок. Его развитие невозможно без привлечения населения                   к активному инвестированию своих сбережений в ценные бумаги. Правительству было поручено провести широкомасштабную работу   по соот ветствующему обучению населения азам инвестиционной грамотности:

  • улучшения качества медицинских услуг и развития высокотехно логичной системы здравоохранения;
  • совершенствования накопительной пенсионной системы и создания рабочих мест.

     Проработка вопроса и ускоренное строительство жилья в столице нашей страны для работников бюджетной сферы через систему жилстройсбе режений, что было определено для обеспечения квалифицированными кад рами создаваемых в столице мощных медицинских и образовательных кластеров. Модернизация политической системы в соответствии с логикой нового этапа нашего развития. В 2007 году была начата реализация дальнейших системных демократических реформ. Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ, обобщив рекомендации политических партий, общественных объединений, экспертов, мнения граждан страны, подготовила конкретные предложения по дальнейшим политическим преобразованиям в государстве, которые не явля ются копированием чужого опыта или абстрактных теорий, а учитывают потребности нашего общества, казахстанские реалии. В Казахстане сформи рована новая модель политических реформ, свой «казахстанский путь» поли тического транзита. Его особенности и характерные черты - сохранение президентской формы правления, поэтапность реформ, сбалансированность принимаемых решений, общенациональный диалог и консолидация основных политических сил. 

1.3. Зарубежные методы  составления стратегии

     Все зарубежные подходы и методы к разработке стратегии сводятся                               к теоретическому анализу в сочетании с интуицией разработчиков, которыми в первую очередь должны быть субъекты, детализирующие и реализующие стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий — процедура необходимая.

  Из сказанного следует, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений разработки.

     Лидером разработки процедур формирования стратегий  считается Гарвардская школа бизнеса. К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хэмел и К. Прахалад разработали главные подходы к формированию стратегий.

1. К. Эндрюс «SWOT-анализ» Экономическая стратегия 1970-е гг.

2. М. Портер  «Пять сил конкуренции, типовые стратегии»  Стратегия бизнеса 1980-е гг.

3. Г. Хэмел К. Прахалад  «Стержневые компетенции»  Стратегия лидерства  1990-е гг.

     К. Эндрюс предложил стратегию, основанную на соответствии между существующими  рыночными возможностями и способностями  организации при заданном уровне рисков (экономическую стратегию). Подходы                          к разработке стратегии бизнеса, основанные на конкурентной позиции организации, да и сами конкурентные стратегии, разработал М. Портер,                  а концепция стержневых компетенций принадлежит К. Прахаладу и                       Г. Хэмелу.

     Ставший сегодня уже азбучной истиной  для менеджеров SWOT-анализ внешних  и внутренних параметров организации  позволяет:

определить  возможности и угрозы;

построить матрицу SWOT-анализа;

выбрать товары и рынки, на которых товары будут продаваться;

построить экономическую стратегию, определив  доступные ресурсы, необходимые  для ее реализации.

     Анализ  модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные  и слабые позиции организации  на рынке и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса.

     По  Портеру, необходимо:

определить  выгодную позицию на рынке, которая  обеспечит наилучшую защиту от пяти сил конкуренции;

составить прогноз вероятного потенциала прибыльности отрасли;

разработать мероприятия (как стратегические ходы), направленные на то, чтобы занять наиболее выгодную позицию на рынке.

     Стержневые  компетенции как способность  организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:

определение уникальных свойств организации  и ее конечного продукта;

оценка  коллективных умений (совокупной системной  компетенции) работников организации;

фокусирование внимания организации на стержневых компетенциях, которые составляют основу стратегии;

обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций  организации;

Информация о работе Долгосрочная программа развития Казахстана до 2030 года