Долгосрочная программа развития Казахстана до 2030 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:01, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является определение показателей развития государства в соответствии с долгосрочной программой развития Казахстана до 2030 года. Для достижения цели работы были определены следующие ее задачи:
определение основных характеристик экономического развития Республики Казахстан
рассмотрение целевых установок Стратегия 2030
изучение зарубежных методов составления стратегий
обзор макроэкономических показателей Республики Казахстан
прогнозирование состояния государства в будущем.

Содержание

Введение ......................................................................................................... 3
Теоретические основы стратегии экономического
развития РК ...................................................................................................... 6
Основные характеристики экономического развития РК .................... 6
Стратегия 2030 – перспективный план развития РК
Целевые установки ........................................................................................13
Зарубежные методы составления стратегий ...................................... 15
Стратегия экономического развития РК .............................................19
Обзор макроэкономических показателей РК ..................................... 19
Основные положения Стратегии Казахстан 2030 ........................... 21
Развитие и будущее РК по Стратегии 2030 ....................................... 29
Образ будущего Казахстана к 2030 году ......................................... 29
Заключение ..................................................................................................... 32
Список литературы ............................

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Гульжан.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

     - Модернизировать основные направления  железных дорог, обеспечивающих международные транспортные и торговые связи, а также транзитные потоки грузов по маршруту Трансазиатской магистрали.

     - Завершить развитие станции "Дружба" и усиление участка "Дружба" - Актогай с доведением пропускной  способности до 10 млн. тонн грузов в год.

     -Приступить  к организации мультимодульных  терминалов в грузообразующих  районах, тем самым начать применение  контейнерных и пакетных перевозок,  обеспечивающих технологическое  единство различных видов транспорта.

     - Осуществить решительную реструктуризацию всех транспортно-коммуникационных монополий, очистив их от непрофильных предприятий.

     Автомобильные дороги и автотранспорт

     - Развивать автомобильные дороги  на направлениях, обеспечивающих  международные перевозки, с созданием  скоростных участков. Начать работу по строительству частных автомагистралей, приватизации и сдаче в концессию существующих. Обеспечить их сервисное обслуживание на уровне современных международных требований.

     - В приоритетном порядке развивать  сеть автодорог в сельской местности и в долгосрочной перспективе добиться перевода их на твердое покрытие. Улучшить пропускную способность автомагистралей и мостовых конструкций.

     Воздушный транспорт

     - Навести порядок в авиации  и пополнить самолетный парк  за счет лизинга и закупки определенного количества самолетов высокого класса.

     - Начать реконструкцию аэропортов, уровень обслуживания и обеспечения  сервиса довести до международных  стандартов.

     - Реорганизовать системы управления  воздушным движением в целях  развития транзитных авиалиний через Казахстан.

     Водный  транспорт

     - Реконструировать порт "Актау"  и привлечь иностранные инвестиции  для пополнения флота судами  типа "река-море".

     - Оживить и включить в работу  речные пароходства, особенно  суда с низкой себестоимостью  грузовых и пассажирских перевозок.

     Связь и сети телекоммуникаций

     На  сегодняшний день перед Республикой  Казахстан стоит задача создания в первую очередь собственной  независимой и эффективной системы  телекоммуникационных услуг, конкурентоспособной  в будущем с аналогичными инфраструктурами развитых стран мира.

     Сегодняшнее состояние телекоммуникаций Казахстана, несмотря на достаточную плотность  линий по сравнению с другими  странами, становится серьезной экономической  проблемой.   

       ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРИОРИТЕТ 7: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, ОГРАНИЧЕННОЕ ДО ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ 

     Семь  основных принципов стратегии, на основе которой будут окончательно сформированы Правительство и местная власть, заключаются в следующем:

     1. Компактное и профессиональное  Правительство, сконцентриро ванное на выполнении лишь нескольких наиболее важных функций.

     2. Работа по программам действий  на основе стратегий. 

     3. Четко налаженная межведомственная  координация. 

     4. Повышение полномочий и ответственности  министров, их подотчетность и  стратегический контроль за их деятельностью.

     5. Децентрализация внутри министерств,  от центра к регионам и от  государства в частный сектор.

     6. Решительная и беспощадная борьба  с коррупцией.

     7. Улучшение системы найма, подготовки  и продвижения кадров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Образ будущего Казахстана к 2030 году. 
 

     В соответстии с положениями Стратегии  развития нашего государства до 2030 года в 2030 году Казахстан вырастет и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним. Они будут ответственными и энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, обладающими прекрасным здоровьем. Они будут готовы работать в условиях современной рыночной экономики, сохраняя при этом традиции своих предков. Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире. Наши дети станут высококвалифициро ванными рабочими и фермерами, инженерами, банкирами и деятелями искусства, владельцами магазинов, учителями и врачами, владельцами заводов и фабрик, биржевыми маклерами и спортсменами. Они будут добывать нефть, газ, производить электроэнергию, продукты питания, снабжая ими мировую экономику. Многие станут производителями высоко технологических товаров народного потребления и многих других видов продукции, пользующихся высоким спросом на мировом рынке благодаря своей низкой цене и отличному качеству. Некоторые представители нашего молодого поколения поступят на государственную службу. Они будут рабо тать в условиях новой эпохи, являясь высокооплачиваемыми, хорошо обучен ными специалистами, ставящими интересы Казахстана и казахстанского народа выше своих собственных.

     Граждане 2030 года будут уверены, что государство  защитит их права и будет отстаивать их интересы. При этом они будут знать, что государство позаботится о тех немногих, которым в силу неблагоприятных обстоятельств не удалось найти свое место в жизни и пришлось обратиться к государству за социальной помощью. Казахстан 2030 года должен стать чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация больше не будут проникать в наши дома и сады. Наши дети и дети наших детей будут жить полноценной жизнью в здоровых условиях.

     В 2030 году наши потомки будут жить в стране, которая не будет более находиться на заднем плане мировых событий. Их Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами - Китаем, Россией и Мусульманским миром. В стране будут жить представители многих национальностей, уверенных в равных возможностях для всех наций, но считающих себя прежде всего гражданами Казахстана. Вышеназыванные цели планируется достигнуть за счет реализации семи долгосрочных приоритетов:

     1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.

     2. Внутриполитическая  стабильность и  консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.

     3. Экономический рост, базирующийся на  открытой рыночной  экономике с высоким  уровнем иностранных  инвестиций и внутренних сбережений. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.

     4. Здоровье, образование  и благополучие  граждан казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.

     5. Энергетические ресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.

     6. Инфраструктур в  особенности транспорт  и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.

     7. Профессиональное государство. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей. Для каждого из этих долгосрочных приоритетов мы должны разработать и последовательно реализовывать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех-, а затем пятилетних планах. Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

 

     Справедливо утверждение о том, что оценка долгосрочных стратегий развития –  дело потомков, которые, как предполагается, будут пожинать плоды реализации таких программ. Тем не менее, если выдвинутая в той или иной стране стратегия развития отвечает запросам данного конкретного общества, то ее результаты сказываются довольно скоро, способствуя прогрессу общества. Путь, который указывается стратегией, а также механизмы реализации реформ, предлагаемые ею, подобны скоростной магистрали, с которой нет опасных съездов и которая пусть не самой короткой, но самой быстрой дорогой приводит общество к процветанию.

     Стратегия «Казахстан-2030» стала для Казахстана чем-то большим, нежели очередным планом развития. Видимо, это было обусловлено своевременностью и концептуальной адекватностью, которые гармонично соединились в данном документе. Действие Стратегии выразилось, прежде всего, в изменении характера работы госорганов, которые вынуждены были перестраиваться в соответствии с новыми требованиями и усилившимся с них спросом. Деятельность государства стала более прозрачной, что существенно активизировало взаимодействие с международными организациями. По каждому из приоритетов Стратегии – национальная безопасность, внутриполитическая стабильность и консолидация общества, экономический рост, здоровье, образование и благополучие граждан, энергетические ресурсы, инфраструктура, профессиональное государство Казахстан сегодня успешно продвигается, о чем говорят как статистические данные, разнообразные публикации, наконец, отчеты самих госорганов. Часть стратегии, направленная на создание соответствующих структур централизованного управления, в основном завершена. За годы независи мости коренным образом была изменена вся система государственного управления и государственного строительства. Созданы новые институты государственного управления, сформированы новые либеральные отношения между гражданами и государством. Вместе с тем, государство сохранило за собой сильную социальную политику. Страна добилась серьезных экономи ческих успехов, что признано мировым сообществом и ООН. По оценкам Всемирного банка, Казахстан является лидером среди всех стран СНГ в проведении реформ. Поэтому еще в марте 2002 года Министерство торговли США присвоило ему статус «страны с рыночной экономикой». Казахстан – единственная страна СНГ, которая уже в 2003 году восстановила уровень промышленного производства до кризисного 1991 года. Республику отличают высокие темпы экономического роста в течение всех последних десяти лет. По публикации британской влиятельной газеты «The Daily Telegraph» в начале марта 2005 г., проведенный компанией «Oxford Analytica» (Великобритания) экономический анализ показал, что Казахстан является одной из самых интенсивно развивающихся стран в числе государств с переходной экономикой; и, согласно прогнозам данной компании, он сохранит лидирующую позицию. Казахстан занимает лидирую щее положение по объему привлекаемых инвестиций на душу населения среди стран СНГ. Ежегодный нетто-приток прямых инвестиций составляет в среднем 8-10% от ВВП. В итоге, в последние годы Казахстан занимает первое место в мире по темпам прироста кредитования реального сектора экономики. Сегодня страна переживает инвестиционный бум, подобного которому она не знала даже в эпоху советской индустриализации. Между тем, достижение высоких темпов роста экономики является не самоцелью, а средством обеспечения роста социального уровня жизни страны. Производственный объем на душу населения в РК в 2006 г. составил более 5 тысяч долларов, к 2012 году, согласно долгосрочным планам руководства, показатель должен вырасти до 9 тысяч долларов, что будет являться одним из самых высоких на всем постсоветском пространстве. У страны сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ: ограниченное число налогов здесь уже всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве республики. Сегодня доля государст венной собственности в экономике Казахстана уже сократилась до 20%, демонтирована командно-административная система экономики, создана нормативно-правовая база рыночной инфраструктуры.

     Глава рейтингового агентства Moody's Джон Резерфорд  еще в июне 2004 года констатировал: «Прогресс в Казахстане действительно впечатляющий. Казахстан создал очень динамичную экономику со многими прогрессивными атрибутами... Прогресс в экономике и гражданском обществе здесь выдающийся». Стратегия «Казахстан-2030» стала для Казахстана чем-то большим, нежели очередным планом развития. Судя по результатам, можно говорить, что это было обусловлено ее своевремен ностью и адекватностью концепции, которая была заложена в данном документе. Действие стратегии выразилось прежде всего в изменении характера работы госорганов, которые вынуждены были перестраиваться в соответствии с новыми требованиями. Деятельность государства стала более прозрачной, в том числе для партнеров Казахстана, что существенно активизировало его взаимодействие с международными организациями. Следует отметить, что «Стратегия-2030» стала первым опытом для стран СНГ. До Нурсултана Назарбаева ни один из постсоветских лидеров не прибегнул к созданию долгосрочной стратегии для выстраивания модерниза ционной модели государства. Возможно, политики опасались ассоциаций с плановой экономикой советской эпохи. Возможно, просто не были уверены в собственных силах и способностях претворить в жизнь хотя бы часть своих программных обещаний. Однако казахстанская «Стратегия-2030» остается все же уникальной - и по диапазону охватываемых сфер, и по временным рамкам - программой государственного реформирования.

     Список  использованной литературы:

 

1.     Аубакиров Я.Н. Экономические  проблемы стратегии Казахстана.- Алматы, 1997.

2.     Валовой Д.В. Рыночная экономика.  Возникновение, эволюция и сущность. - М.: ИНФРА - М, 2005.

3.     Введение в рыночную экономику  / Под ред. А. Я. Лившица, И.  Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 2003.

4.     Гамарник Г.Н.  Управление экономикой  Казахстана: методология, подходы,  пути реализации.- Алматы. – 2002.

5.     Жанкина Д.К.  Иностранные инвестиции  в РК: плюсы и минусы.-   //Казахстан  на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы  роста. Ч.4.-Алматы.-2001.- с.84.

6.     Казахстан 1991-2006 годы. Информационно-аналитический  сборник под ред. А.А. Смаилова, Астана, 2007 г.

7.     Казахстан на пути к новой  модели развития: тенденции, потенциал  и императивы роста. Ч.1. – Алматы.-2001.   

8.     Камаев В. Д. Учебник по основам  экономической теории (экономика). –  М.: «ВЛАДОС», 2001. –384с.

Информация о работе Долгосрочная программа развития Казахстана до 2030 года