Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание

Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулирования экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма, трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности, активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет (1) (1 Из последних публикаций можно отметить работы: Илларионов А., Пивоварова Н.

Работа состоит из  1 файл

ЕЩЕ РАЗ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ.docx

— 38.43 Кб (Скачать документ)

ЕЩЕ РАЗ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ*.  

(* Работа выполнена  при поддержке РГНФ, проект 03-02-00058а.  Она была также поддержана  фирмой ИНЭК.) 

Вопрос о целях, границах и возможностях государства  в области регулирования экономики - один из центральных и в экономической  теории, и в реальной хозяйственной  практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма, трактующие желательную  и возможную степень участия  государства в такой деятельности, активно обсуждаются в научной  литературе в течение многих лет (1) (1 Из последних публикаций можно  отметить работы: Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический  рост. - Вопросы экономики, 2002, N 9; Ясип Е. Бремя государства и экономическая  политика (либеральная альтернатива). - Вопросы экономики, 2002, N 11; Супян  В. Роль государства в экономике: американский опыт. - Проблемы теории и  практики управления, 2002, N 4; Львов Д. Экономика развития. М.: Экзамен, 2001; May В. Посткоммунистическая Россия в  постиндустриальном мире: проблемы догоняющего  развития. - Вопросы экономики, 2002, N 7; Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация  в период реформ (доклад Минпромнауки и МАЦ). - Вопросы экономики, 2002, N 6; Нигматулин P. Об оптимальной доле государственных  расходов в ВВП и темпах экономического роста. - Вопросы экономики, 2003, N 3.). Различные  социально-экономические теории - марксизм, кейнсианство, монетаризм - используются в качестве базы для обоснования  характера и степени государственного влияния в экономике. 

Должно ли государство  по возможности "уйти из экономики" или это может привести к "уходу  экономики из государства" (2) (2 Очевидно, в первой части фразы термин "государство" используется для обозначения политической организации, упорядочивающей жизнедеятельность  страны, а во второй - для обозначения  самой страны.)? В последнее время  тема "минималистского" государства, имеющего минимум прав (в том числе  прав собственности) и соответственно минимум обязанностей, зазвучала  уже в операциональном ключе  в служебных поручениях министрам  РФ со стороны бывшего премьер-министра. Она прослеживается и в выступлениях президента РФ В. Путина. Ряд экономистов  связывают уменьшение роли государства  с развитием процессов глобализации, с одной стороны, регионализации - с другой и транснационализации  производства - с третьей (3) (3 Макаров  В. Государство в российской модели общества. М.: ЦЭМИ РАН, 1998.). Вместе с  тем немало авторов отстаивают и  иную точку зрения, указывая на возрастание  роли государства в развитых странах (4) (4 "С 1970 по 2000 г. доля совокупных государственных  расходов в среднем для стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития увеличилась  с 29 до 36,5%" (см.: Горохов А. Реконструкция  или демонтаж? Москва, ноябрь 2003).). В  настоящее время можно, по-видимому, говорить о своеобразном балансе  сил в ходе "противостояния" государственности и глобализации (5) (5 Горохов А. Реконструкция или  демонтаж?). 

В данной работе, основанной на предложенной Г. Клейнером системной  модели взаимодействия макромасштабных  факторов социально-экономического развития страны (6) (6 См.: Клейцер Г. Экономическая  политика и управление государственной  собственностью. Россия: тенденции  и перспективы развития. Третья международная  конференция. Секция "Экономическая  наука и экономическая политика в современной России". Сб. докладов. М.: ЦЭМИ РАН, 2003.), предлагается один из возможных методологических подходов к исследованию этой проблемы. Он базируется на следующих принципах. 

1. Отношения между  социально-экономическими подсистемами (или агентами) носят взаимный  характер. Это касается как чисто  иерархических структур типа "центр  - регион" , "принципал - агент" , так и неиерархических систем  типа "спрос - предложение" , "финансовый  сектор - реальный сектор" и т.п.  Сколько-нибудь устойчивых односторонних  отношений в экономике практически  нет ни на каком уровне управления (7) (7 Обоснование этой точки зрения  см. в: Клейпер Г. Экономика  России и кризис взаимных ожиданий. - Общественные науки и современность, 1999, N 1; Клейпер Г. Механизмы принятия  стратегических решений и стратегическое  планирование на предприятиях. - Вопросы экономики, 1998, N 9.). 

2. Основными макросистемами, деятельность и взаимодействие  которых определяют функционирование  страны, являются государство (понимаемое  в узком смысле, то есть как  политическая организация, осуществляющая  управление страной), общество (также  понимаемое в узком смысле  как структурированная совокупность  индивидов, проживающих на территории  данной страны, и различных политических  и иных организаций) и экономика  (понимаемая как совокупность  производительных сил и производственных  отношений). Каждая из этих подсистем  действует в масштабе всей  страны, однако их можно рассматривать  как относительно самостоятельные. 

3. Все макросистемы  характеризуются специфическими  функциями и миссиями, реализуемыми  во взаимодействии друг с другом. При этом государство выступает  фактором, интегрирующим во времени  и в пространстве разнородные  элементы процесса развития страны. 

Развивая эти принципы на основе модели взаимодействия страновых  факторов, в каком-то смысле аналогичной  модели межотраслевых взаимодействий "затраты - выпуск" В. Леонтьева, мы приходим к новой систематизации и классификации функций государства  вообще и в экономике в частности. В работе показано, что успешное функционирование и развитие страны зависят от взаимодействия и баланса  сил государства, общества и экономики; если одна из этих составляющих доминирует над другими, возникает деформированный  и неэффективный тип общественного  устройства. 

Государство - общество - экономика: структурная симметрия 

Обычно, когда говорят  о роли государства в экономике, имеют в виду взаимодействие государства  и рынка как двух взаимозаменяемых способов координации отношений  между экономическими агентами и  их группами: "провалы рынка" могут  быть компенсированы "успехами государства" и, наоборот, "неэффективность государства" (например, как собственника) может  быть преодолена с помощью "эффективных  рыночных механизмов". 

При такой постановке в качестве главных регулирующих сил в экономике страны рассматриваются  две - государство и рынок. Однако подобное представление, по нашему мнению, неполно, поскольку не учитывает  влияния еще одной важной силы - общества. Результаты развития институциональной  экономической теории, эволюционной экономики, исследования роли знаний как  фактора производства показывают, что  общество (и в микромасштабе - коллектив, социальная группа, и в макромасштабе - население страны, его слой, федеральная  общественная организация, партия) оказывает  непосредственное (то есть вне рыночных или государственных каналов) и  значительное влияние на экономику  на всех ее уровнях. Поэтому рассмотрение любого существенного вопроса, касающегося социально-экономического развития страны, должно опираться на учет действий и реакции трех основных акторов: государства, общества и экономики (бизнеса) (см. рис. 1). 

Возможность подобной структуризации предметной области (в  качестве которой рассматривается  страна в целом) неочевидна. Дело в  том, что и государство, и экономика, и общество в конечном счете проявляют  себя через деятельность одних и  тех же индивидов (агентов).Однако в  каждом конкретном случае действия последних  могут быть, как правило, классифицированы и отнесены к процессам функционирования одной или нескольких из указанных  структур (общества, государства, экономики). 

Какие формы принимает  жизнедеятельность упомянутых страновых  подсистем? Государство обеспечивает достижение своих целей и использует собственные возможности посредством  федеральных, региональных и муниципальных  органов власти, должностных лиц (чиновников), представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Экономика реализуется в микроэкономическом плане в деятельности хозяйствующих  субъектов, в мезоэкономическом - в  развитии и взаимодействии комплексов, отраслей, регионов, в макроэкономическом - в динамике объемов ВВП, производства, уровней цен, занятости и т.п. Роль общества проявляется в создании и функционировании общественных организаций: партий, объединений, союзов, а также  средств массовой информации (8) (8 См. также: Петросян Д. Гуманистическая  экономика и управление: новая  парадигма хозяйствования и экономическая  политика России. М.: Промстей, 2001, с. 145-149.) Действия физических лиц по формированию позиции общества или государства  по различным вопросам жизни страны или региона также могут быть отнесены к деятельности общества. 

Развитие страны во многом определяется соотношением указанных сил (9) (9 При желании  российский государственный флаг ("триколор") можно трактовать как символ взаимодействия трех указанных сил: красный цвет символизирует государство, белый - общество, синий - экономику.). Каждая из трех подсистем обладает внутренними  источниками собственного развития, но социально-экономическое развитие страны в целом может быть успешным только тогда, когда между ними наблюдается  определенный баланс. Если одна из подсистем  явно доминирует над другими, возникает  деформированный и неэффективный  тип общественного устройства. 

Так, если всецело  доминирует государство, подавляя инициативные силы общества и контролируя производительные силы экономики, возникает тоталитаризм. Если доминирует общество, государство  демонстрирует слабость, а экономическая  активность низка, в стране воцаряется анархия, образно говоря, "новгородское вече". Если в обществе господствуют экономические интересы агентов, социальные структуры общества слабы или  разрознены, а государство не пользуется авторитетом, возникает экономика  физических лиц (10) (10 Клейнер Г. Современная  российская экономика как "экономика  физических лиц". - Вопросы экономики, 1996, N 4.), или дезорганизация (11) (11 Blanchard О., Kreter М. Disorganization. - Quarterly Journal of Economics, 1997, vol. 12, No 4.), в таком обществе каждый конкурирует с каждым, а руководители предприятий и организаций действуют  в своих собственных интересах, а не в интересах руководимых  ими организаций. 

Возможные варианты сочетания "силы" отдельных составляющих в конфигурации "государство -. общество - экономика" представлены в таблице 1. Отдавая себе отчета том, что характеристики "слабый" или "сильный" , отражающие степень доминирования соответствующих  элементов конфигурации при принятии общестрановых решений, для конкретных стран являются дискуссионными, мы тем не менее приводим на основе субъективных оценок примеры для возможных сочетаний. 

Три указанные сферы  хотя и являются самостоятельными, по имеют значительные пересечения. Так, предприятия, в чьей собственности  значима доля государства, следует  относить как к "государству" , так и к "экономике". К области  пересечения сфер их ведения нужно, по нашему мнению, относить и предприятия, которые принадлежат государству, производят продукцию по государственным  заказам, перечисляют прибыль в  государственный бюджет и финансируются  государством (казенные предприятия), поскольку они присутствуют на рынке  труда, технологий, оборудования, методов  организации и управления производством  и т.п. и в этом качестве соперничают  с чисто коммерческими частными предприятиями. 

К области пересечения  общественной и экономической сфер принадлежат: во-первых, коммерческие структуры, находящиеся в собственности  общественных организаций; во-вторых, фондовый рынок (особенно в тех странах, где принята англо-американская модель распределения акций предприятий); в-третьих, так называемые народные предприятия (акционерные общества работников - АОР). Упомянем и социальные аспекты деятельности предприятий  любого типа, поскольку общественные течения, взгляды, установки, приоритеты оказывают сильное влияние на социальный климат внутри них и, как  следствие, на целенаправленность и  производительность труда. 

Область пересечения  сфер государства и общества охватывает ряд аспектов функционирования партий, выборной власти, избирательной системы, а также социальные аспекты деятельности органов исполнительной и судебной ветвей власти. 

Надо иметь в  виду, что границы сфер, принадлежащих  одновременно двум различным элементам  рассматриваемой конфигурации, 'размыты  и их определение носит в значительной мере условный характер. 

Взаимное влияние  государства, экономики и общества реализуется в целом следующим  образом: государство регулирует и  стимулирует экономику и способствует организации общества; экономика  определяет возможности и мощь государства  и формирует экономические интересы общества; общество "воспитывает" государство, указывает бизнесу  цели и ограничения развития. 

Одна из сфер оказывает  влияние на другие через разнообразные  коммуникационные каналы, каналы движения материально-финансовых и информационных ресурсов, а также воздействуя  на функционирование объектов, находящихся  на пересечении указанных сфер. 

Таким образом, можно  зафиксировать 6 субъектов данной конфигурации: три первичных - [формулы] - соответственно государство, экономика, общество, и  три производных - [формулы] - непарные пересечения основных субъектов ([формула] - сфера общего ведения i-го и j-го субъектов). 

Это означает, что  у каждого i-го основного фигуранта (i = 1 - государство, i = 2- экономика, i = 3- общество) есть три основных способа воздействия  на каждого j-го участника из числа  остальных и сферу общего ведения [формула]: 

- непосредственное  влияние [формула] i-го субъекта  на j-й (например, воздействие государства  на экономику с помощью налогового  регулирования); 

- прямое влияние  [формула] i-го субъекта на сферу  общего ведения с j-м (например, управление государством принадлежащей  ему собственностью); 

Информация о работе Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике