Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:54, контрольная работа
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулирования экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма, трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности, активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет (1) (1 Из последних публикаций можно отметить работы: Илларионов А., Пивоварова Н.
ЕЩЕ РАЗ О РОЛИ
ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО
СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ*.
(* Работа выполнена
при поддержке РГНФ, проект 03-02-00058а.
Она была также поддержана
фирмой ИНЭК.)
Вопрос о целях,
границах и возможностях государства
в области регулирования
Должно ли государство
по возможности "уйти из экономики"
или это может привести к "уходу
экономики из государства" (2) (2 Очевидно,
в первой части фразы термин "государство"
используется для обозначения политической
организации, упорядочивающей
В данной работе, основанной
на предложенной Г. Клейнером системной
модели взаимодействия макромасштабных
факторов социально-экономического развития
страны (6) (6 См.: Клейцер Г. Экономическая
политика и управление государственной
собственностью. Россия: тенденции
и перспективы развития. Третья международная
конференция. Секция "Экономическая
наука и экономическая политика
в современной России". Сб. докладов.
М.: ЦЭМИ РАН, 2003.), предлагается один из
возможных методологических подходов
к исследованию этой проблемы. Он базируется
на следующих принципах.
1. Отношения между
социально-экономическими
2. Основными макросистемами,
деятельность и взаимодействие
которых определяют
3. Все макросистемы
характеризуются
Развивая эти принципы
на основе модели взаимодействия страновых
факторов, в каком-то смысле аналогичной
модели межотраслевых взаимодействий
"затраты - выпуск" В. Леонтьева, мы
приходим к новой систематизации
и классификации функций
Государство - общество
- экономика: структурная симметрия
Обычно, когда говорят
о роли государства в экономике,
имеют в виду взаимодействие государства
и рынка как двух взаимозаменяемых
способов координации отношений
между экономическими агентами и
их группами: "провалы рынка" могут
быть компенсированы "успехами государства"
и, наоборот, "неэффективность государства"
(например, как собственника) может
быть преодолена с помощью "эффективных
рыночных механизмов".
При такой постановке
в качестве главных регулирующих
сил в экономике страны рассматриваются
две - государство и рынок. Однако
подобное представление, по нашему мнению,
неполно, поскольку не учитывает
влияния еще одной важной силы
- общества. Результаты развития институциональной
экономической теории, эволюционной
экономики, исследования роли знаний как
фактора производства показывают, что
общество (и в микромасштабе - коллектив,
социальная группа, и в макромасштабе
- население страны, его слой, федеральная
общественная организация, партия) оказывает
непосредственное (то есть вне рыночных
или государственных каналов) и
значительное влияние на экономику
на всех ее уровнях. Поэтому рассмотрение
любого существенного вопроса, касающегося
социально-экономического развития страны,
должно опираться на учет действий и реакции
трех основных акторов: государства, общества
и экономики (бизнеса) (см. рис. 1).
Возможность подобной
структуризации предметной области (в
качестве которой рассматривается
страна в целом) неочевидна. Дело в
том, что и государство, и экономика,
и общество в конечном счете проявляют
себя через деятельность одних и
тех же индивидов (агентов).Однако в
каждом конкретном случае действия последних
могут быть, как правило, классифицированы
и отнесены к процессам функционирования
одной или нескольких из указанных
структур (общества, государства, экономики).
Какие формы принимает
жизнедеятельность упомянутых страновых
подсистем? Государство обеспечивает
достижение своих целей и использует
собственные возможности
Развитие страны
во многом определяется соотношением
указанных сил (9) (9 При желании
российский государственный флаг ("триколор")
можно трактовать как символ взаимодействия
трех указанных сил: красный цвет
символизирует государство, белый -
общество, синий - экономику.). Каждая из
трех подсистем обладает внутренними
источниками собственного развития,
но социально-экономическое
Так, если всецело
доминирует государство, подавляя инициативные
силы общества и контролируя производительные
силы экономики, возникает тоталитаризм.
Если доминирует общество, государство
демонстрирует слабость, а экономическая
активность низка, в стране воцаряется
анархия, образно говоря, "новгородское
вече". Если в обществе господствуют
экономические интересы агентов, социальные
структуры общества слабы или
разрознены, а государство не пользуется
авторитетом, возникает экономика
физических лиц (10) (10 Клейнер Г. Современная
российская экономика как "экономика
физических лиц". - Вопросы экономики,
1996, N 4.), или дезорганизация (11) (11 Blanchard
О., Kreter М. Disorganization. - Quarterly Journal of Economics, 1997,
vol. 12, No 4.), в таком обществе каждый
конкурирует с каждым, а руководители
предприятий и организаций
Возможные варианты
сочетания "силы" отдельных составляющих
в конфигурации "государство -. общество
- экономика" представлены в таблице
1. Отдавая себе отчета том, что характеристики
"слабый" или "сильный" , отражающие
степень доминирования
Три указанные сферы
хотя и являются самостоятельными,
по имеют значительные пересечения.
Так, предприятия, в чьей собственности
значима доля государства, следует
относить как к "государству" ,
так и к "экономике". К области
пересечения сфер их ведения нужно,
по нашему мнению, относить и предприятия,
которые принадлежат
К области пересечения
общественной и экономической сфер
принадлежат: во-первых, коммерческие
структуры, находящиеся в собственности
общественных организаций; во-вторых,
фондовый рынок (особенно в тех странах,
где принята англо-американская
модель распределения акций
Область пересечения
сфер государства и общества охватывает
ряд аспектов функционирования партий,
выборной власти, избирательной системы,
а также социальные аспекты деятельности
органов исполнительной и судебной
ветвей власти.
Надо иметь в
виду, что границы сфер, принадлежащих
одновременно двум различным элементам
рассматриваемой конфигурации, 'размыты
и их определение носит в
Взаимное влияние
государства, экономики и общества
реализуется в целом следующим
образом: государство регулирует и
стимулирует экономику и
Одна из сфер оказывает
влияние на другие через разнообразные
коммуникационные каналы, каналы движения
материально-финансовых и информационных
ресурсов, а также воздействуя
на функционирование объектов, находящихся
на пересечении указанных сфер.
Таким образом, можно
зафиксировать 6 субъектов данной конфигурации:
три первичных - [формулы] - соответственно
государство, экономика, общество, и
три производных - [формулы] - непарные
пересечения основных субъектов ([формула]
- сфера общего ведения i-го и j-го субъектов).
Это означает, что
у каждого i-го основного фигуранта
(i = 1 - государство, i = 2- экономика, i = 3- общество)
есть три основных способа воздействия
на каждого j-го участника из числа
остальных и сферу общего ведения
[формула]:
- непосредственное
влияние [формула] i-го субъекта
на j-й (например, воздействие государства
на экономику с помощью
- прямое влияние
[формула] i-го субъекта на сферу
общего ведения с j-м (
Информация о работе Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике