Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:54, контрольная работа
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулирования экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма, трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности, активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет (1) (1 Из последних публикаций можно отметить работы: Илларионов А., Пивоварова Н.
В переходный период
особое значение приобретает институциональная
функция, в том числе ее эталонообразующая
и модерационная компоненты. Это
объясняется, с одной стороны, необходимостью
формирования и укоренения новых
институтов, создания примеров (эталонов)
функционирования субъектов в новой
среде, а с другой - потребностью
в обеспечении преемственности
развития, поддержании жизнедеятельности
граждан и социально важных экономических
субъектов. Одновременно для формирования
лидирующей группы агентов реформ нужно
осуществлять кастинговую функцию.
Роль бенчмаркинговой функции к
концу переходного периода
Государство и государственный
сектор экономики
Предложенная концепция
обеспечивает основу для решения .ряда
важных вопросов, в том числе определения
круга задач управления государственной
собственностью в целом и госсектором
в частности. Для более конкретного
обсуждения задач экономической
политики государства в отношении
упомянутых объектов необходимо уточнить
состав государственного сектора экономики
и ее общую секторальную структуру.
Если руководствоваться Бюджетным
кодексом РФ, то российскую экономику
следует представлять в виде совокупности
трех секторов: государственного, муниципального
и частного. В состав госсектора
включаются все юридические лица,
управление которыми осуществляется государством
через федеральные органы власти
и органы власти субъектов Федерации;
муниципального - юридические лица,
находящиеся в подчинении органов
местного самоуправления. К частному
сектору относятся юридические
лица, не входящие в состав государственного
и муниципального секторов, а также
физические лица, ведущие хозяйственную
деятельность без образования юридического
лица.
Таким образом, в
состав госсектора входят: государственные
унитарные предприятия (ГУПы); государственные
учреждения; акционерные общества,
в уставном капитале которых более
50% голосующих акций находится в
федеральной собственности и/
"Трехсекторная"
модель национальной экономики,
В принципе классификация
предприятий должна осуществляться
по двум признакам: распределения собственности
и распределения властных полномочий
(см. табл. 2).
Таким образом, мы предлагаем
рассматривать следующую
Масштабы государственного
сектора в ряде стран весьма значительны.
Так, 40% занятых в США работают
в госсекторе (26) (26 Эффективность
государственного управления. М,: АО "Консалтбанкир"
, 2000.). В странах ЕС на государственные
хозяйственные объекты
Общие тенденции
развития государственного сектора
в 1990-е годы можно охарактеризовать
следующим образом. Данный период был
"временем приватизации" не только
в России, но и в большинстве
европейских стран. В странах
Центральной Европы наблюдалось
сильное желание уменьшить
Глобальные тенденции
развития .госсектора в мире характеризуются
пространственно-временной
В России требуются
не столько расширение или сужение
размеров госсектора, сколько его
качественное изменение, превращение
в передовую с точки зрения
эффективности часть экономики.
Реализация эталонообразующей функции
государства должна привести к созданию
в рамках госсектора (как наиболее
регулируемой части экономики) "эталонных"
, образцовых предприятий, а также
фрагментов эталонных взаимоотношений
предприятий с социальным, сетевым
и средовым окружением. Желательное
состояние: "сильное государство,
влиятельное и ответственное
общество, эффективная экономика"
, в России не может быть достигнуто
без укрепления государственного сектора
экономики.
Функции государства
по отношению к госсектору экономики
При установлении состава
функций, выполняемых государством
по отношению к госсектору, следует
учитывать: перечень доминирующих компетенций
государства, определяемый его-положением
в системе "государство - общество
- экономика"; задачи, обусловленные
его влиянием на экономику в целом;
функции по непосредственному управлению
принадлежащей ему
Исходя из этого
общие задачи государства по отношению
к госсобственности в целом можно
сформулировать как обеспечение
ее эффективного использования и
содействие превращению предприятий
госсектора в образцовые организации.
При этом под эффективностью нужно
понимать степень реализации рассмотренных
выше миссии и функций государства.
Отдельно остановимся на том, что
же такое образцовые предприятия.
Можно ли вообще говорить
об образцовом предприятии безотносительно
к его организационно-правовой форме
и форме собственности, а также
к конкретной рыночной ситуации, в
которой находится предприятие?
Ответ на этот вопрос зависит от
принимаемой исследователем теории
организации рынков и, в частности,
теории предприятия (фирмы). По нашему
мнению, можно сформулировать обобщенные
требования к предприятиям, удовлетворение
которых является необходимым условием
для признания предприятия
1. На предприятии
должны быть достаточно
2. Все внутренние
производственно-финансовые
3. Предприятие должно
быть мотивировано к активному
поведению на рынке,
4. Предприятие должно
владеть информацией о текущем
состоянии и прогнозах
5. Предприятие должно
чувствовать ответственность
Эти требования являются
необходимыми для признания предприятия
образцовым (эталонным). В настоящее
время, как показывают исследования
(30) (30 См.: Клейнер Г. Эволюция и реформирование
отечественных предприятий: 10 лет
спустя. - Вопросы экономики, 2000, N 5; Российская
промышленность: институциональное
развитие. Под ред. Т. Долгопятовой.
М.: ГУ-ВШЭ, 2002.), на многих российских предприятиях
они не соблюдаются. В частности,
на недопустимо низком уровне находится
инвестиционно-инновационная деятельность
предприятий; имеет место их внутренняя
дисфункция, раскоординированность деятельности
отдельных служб и подразделений, преследование
ими собственных целей; большинство предприятий
довольствуется "сатисфакторными"
целями, то есть наблюдаются ограничения
в рыночной мотивации; на многих предприятиях
отсутствует полная и своевременно обновляемая
информация о рынке продукции, сырья, технологий
в профильной сфере; подавляющее большинство
предприятий допускает некорректное поведение
по отношению к своим работникам, потребителям,
поставщикам и т.д.
Особенно важно
соблюдение перечисленных требований
предприятиями госсектора, поскольку
это дает другим экономическим агентам
сигнал о том, что такие действия
одобряются государством. В результате
оно будет способствовать распространению
"правильных" поведенческих рутин
среди предприятий.
Информация о работе Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике