- диффузное влияние
[формула], сферы общего ведения
i-го и j-го субъектов на каждый
из них (например, распространение
примеров эффективного управления
казенными предприятиями на другие
частные и государственные организации);
- опосредованное
влияние [формула], i-го субъекта
на j-й через "посредника" [формула]
- сферу общего ведения (композиция
двух предыдущих видов воздействия);
- косвенное влияние
[формула], i-го субъекта на j-й через
посредство других основных и
производных субъектов (например,
влияние государства на экономику,
осуществляемое через воздействие
на общество и через него - на
экономику) (12) (12 В сферу косвенного
влияния включаются все композиционные
влияния, осуществляемые через
многозвенные и "кольцевые"
схемы.) (см. рис. 2).
Можно говорить также
о полном влиянии i-го субъекта на j-й,
понимая под этим совокупность воздействий,
дошедших от г-го субъекта к j-му через
все виды связей - непосредственных,
опосредованных, косвенных.
Характеризуя возможности
влияния государства на экономику,
управление государственной собственностью
в целом и государственным
сектором в частности следует
рассматривать как стержневой элемент
деятельности государства в процессе
регулирования экономики.
Используя данную схему,
представим макроуровень социально-экономического
функционирования страны в виде системы
из шести элементов, взаимодействующих
между собой аналогично тому, как
это происходит в замкнутой системе
межотраслевого взаимодействия в модели
Леонтьева "затраты - выпуск". С
помощью предложенной модели можно
поставить вопрос об оценке полного
влияния одного актора на другого, определяемого
подобно полным затратам в модели
"затраты - выпуск" или в модели
межотраслевого баланса (13) (13 Соответствующий
алгоритм требует построения так
называемой абстрактной модели "затраты
- выпуск" , в которой роль операции
сложения материальных потоков от одного
элемента системы к другому играет
операция объединения потоков влияния.
В данной работе эта модель и алгоритм
определения полных затрат не приводятся.).
Применяя изложенный
подход к анализу роли государства,
получаем, что оно имеет три
главных канала влияния на экономику
путем (см. рис. 3):
- непосредственного
регулирования через законодательные,
административные и перераспределительные
виды деятельности (14) (14 Имеет место
также непосредственная "перекачка"
государственных средств в частный
сектор недобросовестными чиновниками
(см., например: Петросян Д. Гуманистическая
экономика и управление: новая
парадигма хозяйствования и экономическая
политика России, с. 78).);
- управления государственной
собственностью и в том числе
госсектором (15) (15 Госсектор, в
свою очередь, также оказывает
существенное влияние на общество,
поскольку его эффективность
служит одним из ярких примеров
эффективности государства в
целом. Наблюдая за институциональной
средой и социальным климатом
внутри предприятий госсектора
и в отношениях между ними,
оценивая складывающиеся там
нормы, правила, традиции, общество
и его граждане делают заключения
относительно общего направления
институциональной динамики, поощряемой
государством. Если, например, для госсектора
характерна усиливающаяся коррупция,
общество приходит к выводу
о ее поощрении государством
или по крайней мере о непротивлении
государства коррупционным процессам.);
- влияния на общество
и в дальнейшем на экономику
через прямое, опосредованное и
косвенное влияние общества на
нее.
Государство, общество,
экономика: функциональная асимметрия
Роли трех указанных
фигурантов в излагаемой концепции
не симметричны. Особая миссия применительно
ко всей страновой конфигурации принадлежит
государству, призванному выполнять
функции и обязанности по отношению
к обществу и экономике, которые
оно не может переложить на других
участников. Это связано со специфической
ролью государства как субъекта
узаконенного делегирования прав граждан.
Обратимся к целям и содержанию
влияния государства на экономику
..обусловленным его специфической
ролью в системе "государство
- общество - экономика".
Государство служит
для страны своего рода стабильной
несущей конструкцией. Оно, как правило,
не связано ни с какой конкретной
группой физических лиц (даже в монархическом
государстве речь идет о "царствующей
фамилии" , то есть не только о ныне
здравствующих, но и о прошлых
и будущих поколениях данного
рода), функционирует в течение
жизни многих поколений и обеспечивает
преемственность и непрерывность
развития данной страны. Поэтому на
государство в существенно большей
степени, чем на общество или экономику,
ложится задача выявления и реализации
интересов граждан, причем не только
ныне живущих на его территории,
но и их потомков.
В целях большей
наглядности вспомним поговорку
о человеке, который "за деревьями
не видит леса". Зададимся вопросом:
чем же совокупность близко растущих
деревьев отличается от леса? Главным
образом тем, что "деревья" (как
множество конкретных экземпляров растений)
- это статическое понятие, а лес - динамическое:
в состав "леса" входят не только
существующие, но и будущие (а в какой-то
мере и прошлые, подготовившие среду для
новых) деревья. В рамках этой аналогии
государство подобно лесу, общество же
и экономика - множеству деревьев.
В отличие от экономики
и общества государство обладает
выраженными и весьма устойчивыми
территориальными признаками. Это определяет
его специфику по отношению к
"стреле времени". Государство
реализует межвременную преемственность
развития (16) (16 He случайно диагноз: "Порвалась
связь времен" был поставлен
Гамлетом датскому королевству именно
тогда, когда существование самого
государства оказалось под угрозой.).
Цели общества, стремящегося обеспечить
права и интересы его членов, распространяются
на существующие в данный момент поколения.
Девиз рыночной части экономики,
как известно, формулируется как
"здесь и сейчас".
Таким образом, неотъемлемая
обязанность, миссия и "доминирующая
компетенция (17) (17 Под доминирующей
компетенцией (понятие, родственное "исключительной
компетенции") данного субъекта мы
понимаем такую совокупность его
функций, для которых он является
главным исполнителем и ответственным
лицом.)" государства - обеспечение
неограниченно продолжающегося
функционирования общества и экономики
на данной территории (18) (18 Можно вспомнить
аналогичный принцип "ongoing concern"
, предполагающий априорно неограниченный
срок функционирования предприятия.).
Это положение является
ключевым для нашего анализа роли
и функций государства применительно
к экономике и обществу, в том
числе управления госсобственностью.
Согласно данной концепции, государство
выступает не просто равноправным партнером
общества и экономики, но и защитником
и гарантом территориальной и
временной целостности страны. Можно
выделить следующие функции государства,
прямо вытекающие из его специфической
миссии.
1. Интеграционная
функция. Она состоит в организации
в пространстве и во времени
деятельности социальных субъектов
(граждан), консолидации их инициативы
и возможностей для овладения
производительными силами и их
использования в целях создания
материального базиса жизни граждан.
Она включает в себя функции
производства общественных благ,
воспроизводства потребленных при
этом ресурсов и соответствующих
условий деятельности и др., обеспечивающие
функционирование общества, экономики
и самого государства. В литературе
неоднократно отмечалась особая
роль знаний как ресурса, определяющего
конкурентные преимущества стран
в современном мире (19) (19 См.: Портер
М. Международная конкуренция.
Конкурентные преимущества стран.
М.: Международные отношения, 1993; Макаров
В. Экономика знаний: уроки для
России. - Экономическая наука современной
России. Экспресс-выпуск, 2003, N 1 (11).); упомянем
также их значение как фактора,
интегрирующего страну в пространстве
и во времени. В связи с
этим в составе интеграционных
функций государства целесообразно
выделить когнитивную функцию
- поддержку процессов извлечения,
апробации, накопления и распространения
знаний в обществе.
2. Институциональная
функция. Здесь речь идет о
создании (заимствовании, переносе,
трансплантации и т.п.) и закреплении
институтов - формальных и неформальных
законов, правил и норм общественной
жизни. При этом норма понимается
и как регламент, и как эталон,
и как усредненная характеристика
явления. Можно назвать следующие
компоненты институциональной функции
государства. Во-первых, нормотворческую
функцию, включающую создание, легитимацию
и практическую реализацию законодательных
и других нормативных актов, регулирующих
жизнь страны. В рамках этой функции выделяется
запретительная функция, определяющая
границы законного. Во-вторых, создание
норм в качестве не только регламентов,
но и образцов, эталонов, примеров для
подражания (эталонообразующая функция)
(20) (20 Это не значит, что государство создает
в прямом смысле данный образец (произведение
искусства, архитектуры, техники и т.п.),
по оно устанавливает данное явление в
качестве образца (например, присуждая
государственную премию или ученую степень).
Сходную функцию реализует и общество,
однако окончательная (а часто и единственно
формальная) фиксация осуществляется
государством.). По отношению к предыдущей
данная функция носит как бы полярный
характер: если первая выделяет негативные,
недопустимые примеры, то вторая - позитивные,
поощряемые государством. В-третьих, нормализацию
деятельности социальных и экономических
агентов и их групп, в том числе воспрепятствование
чрезмерному увеличению размеров или
влияния одних агентов в ущерб правам
других (21) (21 Нормализационная и нормотворческая
(функции государства близки по только
благодаря общему корню "норма". Если
нормотворческая функция определяет "круг
допустимого" , то нормализационная
обеспечивает "нормальное функционирование"
внутри этого круга (нормализацию за его
пределами обычно осуществляет общество,
криминальная часть которого устанавливает
свои нормы - "понятия").). Сюда же относятся
проведение антимонопольной политики,
поддержание условий равноправной конкуренции,
борьба со всеми видами правовой дискриминации.
Подобную деятельность государства можно
назвать модерационной, то есть способствующей
сбалансированному развитию отдельных
элементов и подсистем. Целесообразно
включить в состав этой группы функций
обеспечение стабильности, или антикризисную
функцию государства.
3. Бенчмаркинговая
функция. Необходимо не только
содействовать созданию или фиксации
лучших образцов поведения (функционирования)
объектов материальной, интеллектуальной
или художественной культуры, но
и разработать методику и критерии
их сопоставления, согласно которым
те или иные артефакты относятся
к образцовым. Это предполагает,
в частности, формирование разнообразных
рейтингов по различным направлениям
деятельности. Общество и экономика
также формируют свои предпочтения
в виде рейтингов, однако государственный
рейтинг является в определенном
смысле приоритетным, поскольку
должен быть основан на интеграционной
функции государства, за которую
оно несет прямую ответственность
перед обществом. Государственный
бенчмаркинг нужно проводить
в отношении как внутристрановых,
так и внешних объектов.
4. Кастинговая функция.
Хотя она может рассматриваться
и как спецификация эталонообразующей
и бенчмаркинговой функций, мы
выделяем ее в качестве самостоятельной
ввиду особой важности в переходных
экономиках. Речь идет о целенаправленном
формировании элиты общества
с точки зрения государства.
Именно эта элита должна быть
привлечена к работе в органах
государственной власти, где требуются
такие личные качества, как честность,
патриотизм, социальная ответственность,
высокий интеллектуальный уровень.
Подобный отбор (кастинг), систематически
проводимый среди молодежи (студентов,
старшеклассников и др.), позволил
бы сформировать кадровый резерв
органов власти, к тому же в
нем заложен, серьезный антикоррупционный
потенциал. Поскольку именно государство
(не общество и не экономика)
является носителем и символом
страновой идентификации, у него
появляется возможность использовать
.такие потребности граждан, как
стремление к престижу (причастность'
к деятельности государства должна
быть престижной) и естественное
чувство патриотизма.
5. Охранительная
функция. Она направлена на
обеспечение целостности территории
страны и ее безопасности, поддержание
правопорядка, сохранение контроля
над стратегическими материальными,
финансовыми, энергетическими и информационными
ресурсами, защиту прав социальных субъектов
(индивидов) и экономических субъектов
(предприятий), в том числе прав на жизнедеятельность,
и т.д. (22) (22 См., например: Возжеников А.
Национальная безопасность России: методология
исследования и политика обеспечения.
М.: РАГС, 2002; Беченов А. Экономические аспекты
энергетической безопасности России.
М.: Прометей, 2002.)
В целях полноты
описания функций государства упомянем
об одной группе функций, которая
выделяется среди других по двум признакам:
частоте и масштабу наступления
требующих реагирования событий. В
случае редких и масштабных событий
рыночное и тем более общественное
регулирование практически невозможно.
Речь идет о предотвращении чрезвычайных
происшествий и ликвидации их последствий,
что также относится к доминирующей
компетенции государства.
Приоритетность и
важность этих функций для разных
стран на различных этапах их развития
неодинаковы. В периоды войн и
конфронтаций на первый план выходит
охранительная функция государства,
в то время как кастинговой
функции уделяется минимальное
внимание. В периоды относительно
устойчивого развития усиливается
роль интеграционной функции, идет развитие
(неинновационного типа) институтов стабильного
функционирования.