Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:16, реферат

Описание

Европейский союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Работа состоит из  1 файл

Европейский союз.docx

— 62.27 Кб (Скачать документ)

Компетенция ЕС и основные направления деятельности. Компетенция ЕС в соответствии с  Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости  и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских  транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в  целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в  области внутренних дел и правосудия.

При анализе  политики Европейского Союза можно  выделить три основополагающих направления («три опоры»):

– «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС);

– «вторая опора» – Общая внешняя политика и  политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой  все больший вес получает военная  составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО);

– «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и  правосудия.

Экономический и валютный союз. До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние  на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью  инструментов торговой и структурной  политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке  и исследованиям и т.д.) или  микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например –  в области охраны труда). В 1990-х  по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического  регулирования.

Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие  критерии конвергенции, необходимые  для введения единой валюты – евро, регулирующие предельные уровни:

– инфляции, темпы  которой не должны превышать более  чем на 1,5% средний показатель в  странах-членах с наименьшим ростом цен;

– процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых  не должны превышать более чем  на 2 процентных пункта соответствующий  средний показатель для трех стран  с наименьшим ростом цен;

– дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;

– государственный  долг не должен быть более 60% ВВП;

– в течение  двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные  Европейской валютной системой.

Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию  правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3% исправлять положение  в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП.

Формирование  ЭВС происходило в три этапа  и завершилось введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.

Внутри ЭВС  экономический и валютный элементы интеграции органически связаны  и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое  пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать  при существенно различающихся  национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной  задолженности и т.п.

Общая внешняя политика и политика безопасности

Относится к  сфере межгосударственного сотрудничества и не регулируется системой права  Сообщества, хотя формально в Маастрихстком  договоре и записано, что «Союз  определяет и осуществляет общую  внешнюю политику и политику безопасности, которая охватывает все области  внешней политики и политики безопасности...».

Первые внешнеполитические цели Сообщества были закреплены Римским  договором 1957. Они носили декларативный  характер и сводились к двум положениям: заявлению о солидарности с бывшими  колониальными странами и желание  обеспечения их процветания в  соответствии с принципами Устава ООН; призыву к другим европейским  народам к участию в европейской  интеграции.

В 1970-х тема развития сотрудничества в военно-политической области вновь приобрела актуальность. На Люксембургской сессии министров  иностранных дел государств-членов (27 октября 1970) была учреждена система  Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией  и политических консультаций на уровне министров иностранных дел. Но длительное время эта система существовала неформально, не будучи включенной в  договорное право Сообщества из-за разногласий в вопросе о разграничении  полномочий между национальными  правительствами и руководящими органами Сообщества.

Компромиссное решение было найдено лишь в конце 1980-х. Принятый в 1987 Единый европейский  акт включил раздел Положения  о европейском сотрудничестве в  области внешней политики, означавшим включение внешнеполитической сферы  в договорное право Сообщества. ЕЕА  обязал председательствующее в Совете ЕС государство и Комиссию учитывать  при выработке внешней политики Европейских Сообществ решения, выработанные в рамках ЕПС. Механизм ЕПС на этом этапе был усилен. Его полноправным участником стала  Комиссия ЕС, а количество ежегодных  встреч министров иностранных дел  было увеличено с двух до четырех.

Тема военно-политического  сотрудничества получила продолжение  в форме Общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ) ЕС, закрепленной в Маастрихтском  договоре 1992. Она включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая  могла бы привести со временем к  созданию общих сил обороны» (ст. В.).

Среди основных целей ОВПБ были названы:

– защита общих  ценностей, основных интересов, независимости  и целостности Союза в соответствии с принципами Устава ООН;

– всемерное  укрепление безопасности Союза;

– сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, равно как и принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской  хартии (Совета Европы);

– развитие международного сотрудничества;

– развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод.

В отличие от ЕПС, ОВПБ предложила не только обмен  информацией и взаимные консультации, но и выработку на межправительственной основе общей позиции ЕС по важнейшим  вопросам и осуществление совместных действий, обязательных для государств-членов.

Амстердамский договор 1997 расширил и конкретизировал  механизмы осуществления ОВПБ, согласно которому она охватывает все области  внешней политики и политики безопасности путем:

– определения  принципов и основных ориентиров ОВПБ;

– принятия решений  по общей стратегии;

– усиления систематического сотрудничества между государствами-членами  в проведении их политики.

Общая оборонная  политика предусматривала постепенное  включение в рамки Европейского Союза оперативных структур  Западноевропейского союза (ЗЕС).

Механизм системы  ОВПБ был существенно усилен. ЕС приступил к выработке «общих стратегий», принимаемых Европейским  советом, в числе которых были приняты общие стратегии ЕС в  отношении России (1999), Украины (1999), стран Средиземноморья (2000).

Для принятия решений  о совместных действиях и общих  позициях ЕС, а также других решений, основанных на общей стратегии, был  введен принцип квалифицированного большинства, а не единогласия. Это  повысило действенность данного  органа, в первую очередь за счет придания ему способности преодолевать вето отдельных недовольных участников, тормозивших принятие решений.

Для обеспечения  успешного функционирования и координации  системы ОВПБ введен пост Генерального секретаря Европейского совета –  Высокого представителя по ОВПБ. В  его функции входит ведение переговоров  с третьими сторонами от имени  Европейского совета. Европейский совет  наделяется правом заключать международные  договоры в рамках компетенции ОВПБ на основе единогласия государств-членов. При этом он руководствуется рекомендациями председательствующего государства. Для повышения эффективности  ОВПБ предусмотрено учреждение в  ее рамках специального Органа раннего  оповещения и политического планирования (ОРОПП) под руководством Высокого представителя  по ОВПБ.

Отказ Великобритании осенью 1998 от своего оппозиционного курса  в отношении европейского военно-политического  сотрудничества открыл путь для интеграции ЗЕС в ЕС и развития Европейской  политики безопасности и обороны (ЕПБО).

В рамках ЕПБО началась реализация франко-британского плана  по созданию Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) и датско-нидерландской  программы формирования Европейского полицейского корпуса. Согласно первому  плану, предусматривается создание Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР), способных разворачивать  в двухмесячный срок воинский контингент численностью 50–60 тыс. человек для  проведения гуманитарных и миротворческих акций. Данный проект был поддержан  Вашингтонским саммитом НАТО в апреле 1999. Датско-нидерландская инициатива предполагает формирование к 2003 Европейского полицейского корпуса (ЕПК) для выполнения несвойственных вооруженным силам  функций по защите гражданского порядка  и права в зонах кризисов, в  размере до 5 тыс. человек. ЕПК должен быть способен развернуть до 1000 полицейских  в 30-дневный период. Именно на эти  силы возложено выполнение решения  Совета ЕС о посылке в 2003 в Боснию и Герцеговину полицейской миссии, которая заменит размещенный  там миротворческий контингент ООН.

Возможность предоставления сил и средств НАТО для проведения европейских операций ЕС обсуждалась  в ходе непростых переговоров  между двумя организациями, которые  завершились 16 декабря 2002 подписанием  совместной Декларации НАТО и ЕС по Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО). Признавая за НАТО ведущую роль в поддержании безопасности в Европе, ЕС получило в рамках ЕПБО признание и право доступа  к средствам планирования НАТО, включая  доступ к штабу Главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе в г.Монсе (Бельгия). Что касается доступа ЕС к военным ресурсам НАТО, то здесь проблема еще очень  далека от своего разрешения.

Сотрудничество  в области внутренних дел и правосудия

Начало сотрудничеству в области внутренних дел и  правосудия было положено в 1975 созданием  межправительственной группы ТРЕВИ («международный терроризм, радикализм, экстремизм, насилие» – TREVI group) в составе министров  внутренних дел государств-членов ЕЭС. Функции этой организации включали в себя борьбу с терроризмом, пограничный  контроль, регулирование иммиграционных потоков, пресечение нелегальной транспортировки  и торговли наркотиками.

С середины 1980-х  государства-члены ЕС взяли курс на постоянную координацию политики в области внутренних дел. В 1985 было подписано  Шенгенское соглашение между Францией, Германией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами о постепенной отмене контроля на внутренних границах ЕС, а в 1986 – организована Специальная рабочая группа по иммиграции (Ad Hoc Immigration Group) для изучения дел и координации действий по предоставлению политического убежища.

Решения по вопросам правосудия и внутренних дел принимаются  на основе межправительственного сотрудничества стран Союза по следующим направлениям:

– политика предоставления политического убежища;

– контроль над  внешними границами Союза;

– иммиграционная политика;

– таможенное сотрудничество;

– сотрудничество в области гражданского и уголовного права;

– сотрудничество национальных полицейских служб, создание  Европейского полицейского ведомства.

Участие наднациональных  институтов ЕС в решениях по этим вопросам сведено к минимуму. Для проведения скоординированной политики в этих областях был создан Совет министров  внутренних дел и юстиции стран  ЕС, под эгидой которого были начаты совместные полицейские акции, в  частности направленные на борьбу с  распространением наркотиков.

Информация о работе Европейский союз