Европейский союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:16, реферат

Описание

Европейский союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Работа состоит из  1 файл

Европейский союз.docx

— 62.27 Кб (Скачать документ)

Европейская комиссия (European Commission) – исполнительный орган  ЕС, обладающий одновременно правом законодательной  инициативы.

– Функции. Комиссии принадлежит право законодательной  инициативы: она разрабатывает законодательные  предложения и направляет их в  Совет, контролирует дальнейший процесс  законотворчества; следит за применением  законодательных актов, принятых Советом. В случаях нарушений может  прибегнуть к санкциям, – например, передать дело в Суд. Она вправе принимать  самостоятельные решения в таких  сферах как сельское хозяйство, торговля, конкуренция, транспорт, функционирование единого внутреннего рынка, защита окружающей среды и др.; исполняет  бюджет и управляет фондами ЕС. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции  ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

– Состав. Комиссия состоит из 20 членов (по два представителя  от Франции, Германии, Италии, Испании  и Великобритании, по одному – от остальных государств-членов). Они  назначаются на пять лет национальными  правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Кандидатуры утверждаются Европейским  парламентом. Срок полномочий действующей  Комиссии истекает в 2004.

2005, согласно  Ниццской редакции Договора о  ЕС, предусматривается упрощение  принципа формирования Комиссии (вместо принципа представительства  государств вводится система  ротации). Предусматривается усиление  ее ответственности перед Европейским  парламентом. 

– Организационная  структура. Комиссия состоит из 26 генеральных  директоратов (Directorate-General), ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС, включая  отношения с третьими странами. Например, Генеральный директорат XVI занимается вопросами проведения политики сплочения, Генеральный директорат VIII – вопросами  развития сотрудничества с государствами  АКТ (Государства Африки, Карибского моря и Тихоокеанского региона, участники  Ломейских конвенций). В штате  Комиссии насчитывается 15 тыс. служащих – это самое большое учреждение ЕС.

– Место и  время проведения заседаний. Комиссия собирается один раз в неделю в  Брюсселе.

Европейский парламент (European Parliament) – консультативно-законодательный  орган ЕС, состоит из представителей государств-членов, избираемых прямым голосованием в этих странах.

– Функции. Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и  бюджет ЕС.

– Полномочия в  области контроля. Комиссия подотчетна Парламенту. Парламент может принимать  санкции в отношении Комиссии, например, вынести ей вотум недоверия, заставить ее уйти в отставку. К  примеру, такая ситуация сложилась  в 1999, когда в результате расследования  был опубликован доклад, посвященный  злоупотреблениям служебным положением некоторых членов Европейской комиссии Жака Сантера. Это привело к коллективной отставке и назначению нового состава  Комиссии под руководством Романо Проди.

Парламенту отведена ведущая роль при назначении председателя и членов Комиссии. Парламент контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего  в Совете государства-члена.

– Законодательные  полномочия. Римский договор 1957 отводил  Парламенту исключительно консультативную  роль. С течением времени его полномочия были значительно расширены. Современный  процесс законотворчества в ЕС предусматривает  участие Европарламента в законодательном  процессе через обязательные процедуры  взаимодействия Комиссии и Совета с  Парламентом. Существуют три основные процедуры: консультации, совместное принятие решений, выражение согласия.

– Полномочия в  области бюджета. Процедура принятия бюджета, предусматривающая два  чтения в Парламенте, позволяет ему  вносить поправки в разработанный  Советом проект. В исключительных случаях Парламент, если его мнение не было принято в расчет, может  отклонить бюджет в целом. Он дает заключение о деятельности Комиссии, связанные с выполнением бюджета (на основе выводов Палаты аудиторов).

– Состав. После  вступления Австрии, Финляндии и  Швеции в ЕС Парламент насчитывает 626 депутатов (Австрия – 21 представитель, Бельгия – 25, Великобритания – 87, Германия – 99, Греция – 25, Дания – 16, Ирландия – 15, Испания – 64, Италия – 87, Люксембург – 6, Нидерланды – 31, Португалия – 25, Финляндия  – 16, Франция – 87, Швеция – 22). Согласно Ниццской редакции Договора о ЕС, после  приема в Союз новых государств-членов его численность не будет превышать 732 депутата; число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно соответствовать представительству  народов государств, объединившихся в Сообщество (см. табл. 2).

С 1979 парламент  избирается прямым голосованием. Срок полномочий депутатов составляет пять лет. Последние выборы состоялись в  июне 1999.

– Место и  время проведения сессий. Ежемесячные  пленарные сессии проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания  комиссий – в Брюсселе. Генеральный  секретариат работает в Люксембурге.

– Организационная  структура. Члены Парламента объединяются в политические группы, количество и наименование которых менялось уже несколько раз. Самыми многочисленными  являются Группа Партии европейских  социалистов и Группа Христианских демократов.

Деятельность  Парламента осуществляется под руководством Бюро, состоящего из председателя и 14 вице-председателей, избираемых на два с половиной  года. Повестки дня сессий определяет Конференция председателей. Депутаты распределяются по 20 комиссиям, ведающим отдельными направлениями деятельности ЕС. Межпарламентские делегации поддерживают связи с национальными парламентами всего мира.

Суд Европейских  сообществ (Court of Justice of the European Communities). Обеспечивает единообразное применение и толкование права ЕС на всей его территории. Однако компетенция Суда не распространяется на новые сферы деятельности Европейского Союза, учрежденные Маастрихтским  договором 1992 – общую внешнюю  политику и политику безопасности, а также сотрудничество государств-членов в области правосудия и внутренних дел, относящихся к сфере межгосударственных отношений.

– Функции. Суду ЕС подведомственны все вопросы, связанные с исполнением норм права Сообщества. Решения Суда не могут быть оспорены и подлежат безусловному исполнению.

– Состав. Состоит  из 15 судей (по одному от каждого государства) и девяти юридических советников (число последних может быть увеличено  единогласным решением Совета). Они  назначаются на шестилетний срок правительствами государств-членов и независимы в выполнении своих  обязанностей. Председатель Суда избирается судьями на три года. Каждые три  года происходит частичное обновление состава судей и юридических  советников.

Место пребывания – Люксембург.

В 1989, в соответствии с Единым европейским актом, в  помощь Суду ЕС дополнительно учрежден Суд первой инстанции (Court of the First Instance). Ему передано рассмотрение некоторых  исков, выдвигаемых против институтов и органов ЕС отдельными лицами и  компаниями, споров, касающихся правил конкуренции, трудовых споров, применения антидемпинговых процедур, рассмотрение дел, связанных с функционированием  Договора о ЕОУС. Правовое содержание этих решений может быть обжаловано в Суде ЕС. Суд первой инстанции  состоит из 15 судей, назначаемых  таким же образом, как и Суд  ЕС.

Счетная палата (Палата аудиторов) (The Court of Auditors). Создана  в 1975 для аудиторской проверки бюджета  ЕС и его учреждений.

– Функции. Проверяет  отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС; следит за качеством управления финансами; после завершения каждого финансового  года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания  по отдельным вопросам (по просьбе  институтов или по собственной инициативе); помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.

– Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью  независимы в исполнении своих обязанностей.

Место пребывания – Люксембург.

Экономический и социальный комитет (Economic and Social Committee) – консультативный орган ЕС. Образован  в соответствии с Римским договором.

– Функции. Консультирует  Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической  политики ЕС. Представляет различные  сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а  также представителей общественных организаций).

– Состав. Состоит  из 222 членов, называемых советниками (по 24 представителя от Франции, Германии, Италии и Великобритании, 21 – от Испании, по 12 – от Бельгии, Греции, Нидерландов, Португалии, Швеции и Австрии, по 9 – от Дании, Ирландии и Финляндии, 6 – от Люксембурга).

Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).

Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз  в месяц в Брюсселе.

Комитет регионов (Committee of the Regions).

Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство  региональных и местных администраций  в работе ЕС. Комитет учрежден в  соответствии с Маастрихтским договором  и действует с марта 1994.

– Функции. Консультирует  Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

– Состав. Состоит  из 222 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью  независимых в выполнении своих  обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом  и социальном комитете. Кандидатуры  утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года. После приема в ЕС новых  государств-членов численность Комитета не будет превышать 350 человек.

– Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

В организационную  структуру ЕС входят также Европейский  центральный банк ( см. ЕВРО), Европейский  инвестиционный банк, институт Европейского омбудсмана, занимающегося жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС, а также 15 специализированных агентств и органов (например – Европейский  мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст).

Процессы принятия решений в ЕС. Законотворческий процесс  в ЕС проходит три этапа: внесение предложения, его обсуждение и принятие решения. Право законодательной  инициативы принадлежит Комиссии. Именно она готовит проекты решений.

Для разных категорий  законодательных и нормативных  актов предусмотрены различный  порядок принятия решений и, соответственно, различные процедуры взаимодействия между Комиссий, Советом и Парламентом.

Амстердамский договор закрепил четыре основные процедуры.

Процедура согласия парламента, т.е. одобрения или наложения  вето на единогласно принимаемый  Советом акт, применяется при  решениях о приеме в ЕС новых государств-членов, определении задач и полномочий Европейского центрального банка (ЕЦБ), при заключении международных договоров  и др.

Но есть случаи, например, при пересмотре цен на сельскохозяйственную продукцию, где  единогласно принимаемое Советом  решение не требует парламентского согласия. Тогда прибегают к процедуре  консультации. При этом роль Парламента ограничивается принятием рекомендаций по законопроекту, которые Совет  может проигнорировать.

По основной массе вопросов, которые Совет  решает квалифицированным большинством, применяется процедура совместного  решения Совета и Парламента. Она  распространена на вопросы, касающиеся свободы передвижения рабочей силы и услуг, занятости, защиты прав потребителей, трансъевропейских транспортных и  энергетических сетей, образования, культуры, здравоохранения, охраны окружающей среды, общих принципов контроля за указанными вопросами. Суть данной процедуры, предусматривающей  два парламентских чтения по законопроекту, сводится к тому, что Парламент  имеет возможность окончательно отвергнуть абсолютным большинством голосов  решение, сформулированное в Совете. Принять парламентские поправки к законопроекту Совет может, голосуя квалифицированным большинством (для принятия поправок, не получивших одобрения Комиссии, требуется единогласное решение). При отсутствии должного числа  голосов в Совете в пользу парламентской  поправки она не принимается.

Информация о работе Европейский союз