Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:16, реферат
Европейский союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.
Гораздо реже применяется процедура сотрудничества Совета с Парламентом. Она сохранена только для ряда вопросов, относящихся к функционированию Экономического и валютного союза. Как и процедура совместного решения, процедура сотрудничества предусматривает два парламентских чтения по законопроекту. В этом случае вето Парламента может быть преодолено единогласным решением Совета. Действуя единогласно, члены Совета могут отклонить как и поправки к законопроекту, сделанные в Парламенте, так и одобренные Комиссией. Но так как единогласие в Совете зачастую недостижимо, ему фактически проще принять парламентские поправки, чем настаивать на собственном варианте законопроекта.
В ходе обсуждения проекта в ряде случаев Совет обращается за дополнительной консультацией в Экономический и социальный комитет и Комитет регионов.
Окончательное
решение по большинству нормативных
актов принимает Совет. Согласно
Договору о ЕС, решения в Совете
принимаются большинством голосов,
однако на практике распространено голосование
квалифицированным
Согласно Ниццской
редакции Договора о ЕС, с 1 января 2005
при принятии решений голоса государств-членов
в Совете будут иметь иной вес:
Германия, Франция, Италия и Великобритания
получат по 29 голосов, Испания –
27, Нидерланды – 13, Бельгия, Греция, Португалия
– по 12, Австрия, Швеция – по 10, Дания,
Ирландия, Финляндия – по 7, Люксембург
– 4. Итого – 237 голосов. Акты будут
считаться принятыми
Когда число государств-членов ЕС достигнет 27 для принятия решения квалифицированным большинством потребуется 258 голосов «за» (вес голоса государств-членов в этом случае см. табл. 2).
0Ниццский договор
вводит в практику голосования
в ЕС принцип двойного
Таблица 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ И ГОЛОСОВ ГОСУДАРСТВ В ОРГАНАХ ЕС после расширения до 25 членов в 2004
Страна Совет Европейский парламент Экономический и социальный комитет Комитет регионов
Голоса Число мест Число мест Число мест
Германия 29 99 24 24
Великобритания
Франция 29 72 24 24
Италия 29 72 24 24
Испания 27 50 21 21
Польша 27 50 21 21
Нидерланды 13 25 12 12
Греция 12 22 12 12
Республика Чехия
Бельгия 12 22 12 12
Венгрия 12 20 12 12
Португалия 12 22 12 12
Швеция 10 18 12 12
Австрия 10 17 12 12
Словакия 7 13 9 9
Дания 7 13 9 9
Финляндия 7 13 9 9
Ирландия 7 12 9 9
Литва 7 12 9 9
Латвия 4 8 7 7
Словения 4 7 7 7
Эстония 4 6 7 7
Кипр 4 6 6 6
Люксембург 4 6 6 6
Мальта 3 5 5 5
Всего 345 732 344 344
Источник: European Union Treaty of Nice. Luxembourgh, 2001. P. 84–87.
Актуальные проблемы
ЕС. Расширение ЕС. История европейской
интеграции неразрывно связана с
процессом расширения Сообщества. Так,
в 1973 к странам-основателям
Впервые об этом заговорили на сессии Европейского совета, состоявшейся в 1988 на острове Родео и на Парижском саммите (1989) «Большой семерки» (G-7). Европейская комиссия взяла на себя функции координатора помощи государствам ЦВЕ. Данная помощь была структурирована в рамках программы ФАРЕ (PHARE – Poland and Hungary Assistance for the Restructuring of the Economy – Программа помощи реструктуризации экономики Венгрии и Польши), изначально предназначенной для этих двух восточноевропейских государств, но позже распространенной и на другие страны ЦВЕ. В 1992 программа была интегрирована в структуру Европейских соглашений и превращена в основной финансовый инструмент подготовки стран ЦВЕ к вступлению в ЕС. Ее основные цели: помощь в адаптации национальных законодательств стран-претендентов к законодательству ЕС и финансирование инвестиционных проектов (до 70% бюджета программы) на территориях стран-кандидатов.
На сессии Европейского
совета в Страсбурге в декабре 1989
Франция внесла предложение (поддержанное
не только Сообществом, но также США,
Японией и другими
Одновременно Сообщество приступило к либерализации импорта, вначале из Венгрии и Польши, а затем из Болгарии, Чехословакии и Румынии, доведя его до уровня льготного режима в рамках общей системы преференций, который обеспечивал беспошлинный ввоз промышленной продукции.
Следующим этапом расширения зоны европейской интеграции стало заключение соглашений об ассоциации между ЕС и странами ЦВЕ, получивших название Европейских соглашений. В августе 1990 Европейский совет одобрил предложение Великобритании об ассоциации стран ЦВЕ с ЕС. В 1992 Соглашения об ассоциации были заключены с Венгрией, Польшей, Румынией и Болгарией, в 1993 – с Чешской Республикой и Словакией, в 1995 – с Латвией, Литвой и Эстонией и в 1996 – со Словенией.
В 1993 на заседании Европейского совета в Копенгагене было принято принципиальное решение о том, что ассоциированные страны ЦВЕ при наличии волеизъявления с их стороны, могут стать членами Европейского Союза, выполнив ряд «копенгагенских критериев членства», в числе котрых были названы:
– наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту национальных меньшинств;
– наличие рыночной экономики, способной справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе;
– готовность принять на себя обязательства членства (acquis communautaire), включая стремление стать членами Экономического и валютного союза.
Установление
четких критериев членства для стран
ЦВЕ послужило основой для
подачи официальных заявлений
На Эссенской
сессии Совета ЕС 1994 была одобрена программа
подготовки этих стран к вступлению
в ЕС – Белая книга «Подготовка
ассоциированных стран
В течение 1997 Европейская комиссия и 11 стран-кандидатов (10 стран ЦВЕ и Кипр) достигли договоренности относительно условий и сроков начала переговоров о вступлении.На Люксембургском заседании Европейского совета (декабрь 1997), названном саммитом расширения, был оглашен список государств, которые ближе других подошли к выполнению копенгагенских критериев: Кипр, Польша, Венгрия, Чехия, Эстония и Словения. Торжественное открытие переговоров со странами «первой волны» состоялось 30 марта 1998. На сессии Европейского совета в Хельсинки в декабре 1999 было решено начать переговоры о вступлении в Евросоюз с оставшимися пятью странами ЦВЕ, с которыми были ранее подписаны Европейские соглашения: Словакией, Латвией, Литвой, Болгарией, Румынией, а также с Мальтой. Переговоры со странами «второй группы» или «хельсинской группой» официально открылись 15 февраля 2000 в Брюсселе.
Ниццский договор
2000 определил политический вес стран-кандидатов
в составе руководящих органов
будущего расширенного ЕС (см. табл. 2),
зафиксировав в форме договора о
ЕС неизбежность вступления новых стран
из Центральной и Восточной
Переговоры по многим наиболее проблемным статьям права ЕС уже завершены за исключением Болгарии, Румынии и Турции.
Брюссельский саммит ЕС (ноябрь 2002) подтвердив перспективу вступления в ЕС в 2004 Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Словении, Кипра и Мальты. Он назначил новую дату вступления в ЕС Болгарии и Румынии – в 2007. В отношении Турции саммит призвал продолжить переговоры о членстве, с одной стороны приняв во внимание успехи сделанные этой страной в построении рыночной экономики и демократии, но с другой – указав на сохранение напряженности с Грецией из-за кипрской проблемы и слабый прогресс в области соблюдения прав человека. Европейский совет заявил, что при условии соблюдения копенгагенских критериев в области демократии и соблюдения прав человека, в декабре 2004 Европейская комиссия автоматически начнет переговоры с Турцией о присоединении.
Реформирование ЕС. Расширение полномочий Европейского Союза в 1990-х, прием новых членов из ЦВЕ, изменение политического веса Европы в мире потребовали в свою очередь реформы внутренней структуры ЕС и более четкого разграничения его компетенции с государствами-членами.
Традиционно вопрос ревизии Договоров происходил в рамках механизма Межправительственных конференций, что имело место в период выработки Маастрихтского, Амстердамского и Ниццского договоров.
Однако данная
форма подготовки предусматривала
большее участие для
1. «всенародное
обсуждение», получившее
2. заседания Европейского конвента (2002–2003);
3. созыв очередной
Межправительственной