Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа
Цель работы - изучить факторинговые операции коммерческого банка. На основании цели поставлены следующие задачи:
проанализировать сущность факторинга, его участников, основные виды факторинговых договоров;
изучить порядок проведения факторинговых операций;
охарактеризовать рынок факторинговых операций в Российской Федерации.
Работа включает в себя введение, три главы и заключение.
Введение
Факторинг – эффективный инструмент расчетов, финансирования, снижения рисков неплатежей по договорам купли – продажи. Факторинг является разновидностью торгово-комиссионной операции в сочетании с кредитованием оборотного капитала, связанной с переуступкой неоплаченных счетов-фактур финансовому агенту – банку за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Внедрение факторинга в хозяйственный обиход связано с появлением "второго дыхания" у коммерческого кредита, при котором продавец предоставляет покупателю отсрочку платежа.
Коммерческий кредит в известной мере заменяет традиционный банковский кредит, поскольку одни предприятия при реализации товаров выступают в качестве непосредственных кредиторов, а другие - в качестве заемщиков. Практика показала, что кредиторы из числа промышленных предприятий имеют, как правило, хорошее финансовое положение и более легкий доступ к банковским ресурсам. Получая банковские ссуды, такие предприятия, в свою очередь, предоставляют отсрочку платежа предприятиям-покупателям, при этом встает со всей неизбежностью вопрос о риске, являющемся неотъемлемой частью любой кредитной операции.
Этот риск бывает связан не только с отсрочкой платежа, но и с неоплатой товара вообще. Поэтому в странах развитой рыночной экономики столь серьезное внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний и факторинговых отделов банков как раз и призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.
В настоящий момент рынок факторинговых операций в РФ быстро развивается. Поэтому тема данной работы актуальна.
Цель работы - изучить факторинговые операции коммерческого банка. На основании цели поставлены следующие задачи:
проанализировать сущность факторинга, его участников, основные виды факторинговых договоров;
изучить порядок проведения факторинговых операций;
охарактеризовать рынок факторинговых операций в Российской Федерации.
Работа включает в себя введение, три главы и заключение.
Факторинг (в переводе с английского – посредничество) в общем случае представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией фактором или коммерческим банком клиенту – юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращение сумм, которые ему должны его дебиторы, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской организации (банку-фактору) и получить за это пусть и меньшие деньги, но немедленно, что означает по сущности своеобразное кредитование его оборотного капитала.
Другими словами, с экономической
точки зрения, факторинг – это
торговля долговыми обязательствами.
Применительно к деятельности банков
под факторингом понимается покупка
ими срочных платежных
Факторинг в первую очередь важен для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объемы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта своей продукции. Услуги банка-фактора привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или меньшие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.
Факторинг на практике включает в себя следующие укрупненные виды операций (услуг): кредитование сбыта; принятие риска неплатежа; бухгалтерский учет дебиторов; контроль и инкассацию задолженности; статистику продаж и пр.
Характеризуется большими издержками по сравнению с прямым факторингом, особенно если экспортер выставляет значительное число счетов на небольшие суммы.
С точки зрения банка целями факторинга являются своевременное инкассирование платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгалтерского учета, увеличение оборота и прибыльности.
Как уже отмечалось, основу банковской факторинговой (факторской опрации) составляет покупка (учет) у своего клиента-поставщика (продавца) счета-фактуры, не оплаченного контрагентом поставщика – покупателем (должником). Банк покупает счет-фактуру на основе договора с поставщиком с условием немедленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости поставки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от того, перечислит деньги покупатель (должник) или нет.
Участниками операции банковского факторинга являются:
Виды доходов от факторинга
В основе стоимости услуг
банка-фактора лежит его
С учетом этого основными элементами дохода банка фактора являются:
Для ведения факторинговых операций банк устанавливает предельные суммы (лимиты):
Договорное оформление обязательств по факторингу требует от банка высокой четкости. В договоре, в частности, фиксируются обязанности сторон, которые, как правило, включают следующие пункты:
Информация о работе Факторинговые операции коммерческого банка