Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа
Цель работы - изучить факторинговые операции коммерческого банка. На основании цели поставлены следующие задачи:
проанализировать сущность факторинга, его участников, основные виды факторинговых договоров;
изучить порядок проведения факторинговых операций;
охарактеризовать рынок факторинговых операций в Российской Федерации.
Работа включает в себя введение, три главы и заключение.
В таблице 1 представлены основные поставщики факторинговых услуг в России. По-прежнему лидирующие позиции среди поставщиков факторинговых услуг занимают банки.
Рэнкинг российских фактор-фирм
по объему, предосталенного финансирования
в 2009 г.
№ |
Наименование фактор-фирмы |
Объем предоставленного фактор-фирмой финансирования в 2009 г., тыс. руб. |
1 |
ОАО "Промсвязьбанк" |
84 441 878 |
2 |
ОАО"Банк "Петрокоммерц" |
24 309 376 |
3 |
Банк НФК (ЗАО) |
22 863 284 |
4 |
ЗАО "ТрансКредитФакторинг" |
19 819 644 |
5 |
ООО "БСЖВ Факторинг" |
16 805 049 |
6 |
ОАО "АЛЬФА-БАНК" |
13 780 911 |
7 |
ОАОАКБ "Металлинвестбанк" |
11 995 583 |
8 |
ООО ФК "Лайф" |
11 369 810 |
9 |
ЗАО ЮниКредит Банк |
7 160 792 |
10 |
ООО ВТБ Факторинг |
5 445 901 |
11 |
ГПБ (ОАО) |
4 500 646 |
12 |
КБ"РОСПРОМБАНК" (ООО) |
2 015 826 |
13 |
ЗАО"Русская Факторинговая Компания" |
2 007 124 |
14 |
ОАО "Нордеа Банк" |
1 686 226 |
15 |
"НОМОС-БАНК" (ОАО) |
1 576 996 |
16 |
ФК "Санкт-Петербург" |
1 267 419 |
17 |
"ТКБ" (ЗАО) |
983 147 |
18 |
ЗАО "Кредит Европа Банк" |
905 154 |
19 |
КБ "СДМ-БАНК" (ОАО) |
797 592 |
20 |
ООО "Эконом-факторинг" |
506 918 |
21 |
ОАО "СКБ-банк" |
344 308 |
22 |
ООО МФГ "ЮниФактор" |
149 564 |
23 |
ЗАО АКИБ «ЦЕРИХ» |
87 502 |
24 |
ЗАО "Банк"Вологжанин" |
13 444 |
Первые три места в
рэнкинге занимают коммерческие банки.
Хотя единоличным лидером рынка
является ОАО «Промсвязьбанк», разница
между лидером рынка и
Если рассмотреть две группы фирм-факторов: банки, с одной стороны, и специализированные факторинговые компании, с другой, то стоимость факторинга различается незначительно. Конечно, банки имеют хорошую, дешевую ресурсную базу. К примеру, банки привлекают свободные денежные средства от населения, юридических лиц в среднем под 6-8%, могут устанавливать стоимость факторинговых услуг от 12-13%. А факторинговые компании, не аффелированные с банками, должны в своей деятельности использовать заемные средства, в основном являющиеся кредитами тех же банков, которые на данный момент могут кредитовать от 9%, и, соответственно, стоимость факторинговых услуг для потребителей будет уже на 2-3% больше. Однако цена является решающим фактом для крупных клиентов, которые фактически сами предлагают купить их дебиторскую задолженность. Дебиторская задолженность таких крупных предприятий представляет собой задолженность крупных розничных сетей, надежных контрагентов и имеет наивысшую категорию качества. Поэтому за таких клиентов идет ценовая война. Однако многие банки отказывают услуги своим потенциальным клиентам в факторинговом обслуживании по различным причинам. Тогда вот такие клиенты и приходят в факторинговые компании, для них разница в цене не имеет значение, да и предложение специализированных компаний обычно является более гибким, чем предложение банков.
Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа.
Получив заявку предприятия, факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) внимательно изучает экономическое и финансовое положение потенциального клиента, сферу его деятельности, вид реализуемой продукции, конъюнктуру рынка.
Первостепенное значение
для заключения факторингового соглашения
имеет анализ бухгалтерских отчетов
и балансов, финансовых показателей
деятельности предприятия-поставщика
с целью выяснения его
Всю аналитическую работу
банк проводит либо самостоятельно, либо
заключая на нее договор с аудиторской
или посредническо-
Такой анализ длится обычно одну-две недели. Затем компания либо дает свое согласие, либо отказывается от обслуживания данного клиента.
Если предприятие стало клиентом факторинговой компании, сотрудничество между ними осуществляется следующим образом. Клиент направляет факторинговой компании все счета-фактуры, выставленные на покупателей. По каждому документу клиент должен получить согласие на оплату (аналогично акцепту платежных требований). Факторинговая компания изучает все счета-фактуры, определяя при этом платежеспособность покупателей. На это дается срок от 24 часов до 2-3 дней.
Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно. В последнем случае она выполняет функции банка, поскольку досрочное предоставление денежных средств клиенту равносильно выдаче ему кредита. Наиболее важной услугой здесь является гарантия платежа клиенту.
Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и Международных операций: факторинговая компания обязана оплатить клиенту все акцептованные счета-фактуры даже в случае неплатежеспособности должников.
Комиссия устанавливается в процентах от суммы счета-фактуры (обычно на уровне 1,5-2,5%). Соответственно, с увеличением объема сделки растет и сумма комиссии.
Процентная ставка за кредит в виде досрочной оплаты, как правило, на 1-2% выше ставок денежного рынка (рынка краткосрочных кредитов).
Банк оценивает
Обычно банк оплачивает единовременно 80-90% от стоимости счета-фактуры. Резервные 10-20% необходимы на случай возврата или недопоставки товаров, либо иной критической ситуации. В конце каждого месяца банк подсчитывает причитающиеся ему комиссионные и проценты, а также выявляет остаток неинкассированных фактур, на который выписывается счет и передается клиенту.
Американские банки, покупающие право на взыскание долга, получают вознаграждение в виде комиссионных за услуги плюс ссудный процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против неинкассированных счетов. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Комиссионные зависят от торгового оборота клиента, степени риска и объема необходимой конторской работы.
На степень риска, принимаемого на себя банками, оказывает влияние платежеспособность должников клиента, тогда как объем конторской работы связан, при данном торговом обороте, в основном со средней величиной фактурных сумм.
В мировой практике обычно используются три метода установления предельных сумм:
Определение общего лимита.
Каждому плательщику устанавливается
периодически возобновляемый лимит, в
пределах которого факторинговый отдел
автоматически оплачивает переуступаемые
ему платежные требования. Если сумма
задолженности плательщика
Определение ежемесячных лимитов отгрузок.
В данном случае устанавливается сумма, на которую в течение месяца может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику. Если поставщик не превышает лимита, он застрахован от риска появления сомнительных долгов. Иногда лимит устанавливается не по месяцам, а по неделям.
Страхование по отдельным сделкам.
Этот метод используется,
когда специфика
В договоре факторинга обязательно должно быть определено, предусматривается ли право регресса, т.е. обратной переуступки требований (возврата их поставщику).
Многие мелкие и средние предприятия испытывают острую нехватку денежных средств. С целью получения дополнительных средств, в таких случаях может заключаться договор о предварительной оплате. Основным его преимуществом является автоматическое увеличение объема кредитования поставщика со стороны факторингового отдела в зависимости от роста оборота клиента. Предварительная оплата предполагает, что факторинговый отдел незамедлительно оплачивает поставщику всю или, часть (обычно около 80%) суммы акцептованных плательщиком платежных требований за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Уплата остальной части стоимости поставок (выполненных услуг) за вычетом комиссионного вознаграждения осуществляется отдельным платежным поручением после поступления средств от плательщика или на обусловленную в договоре дату. Плательщиком должны быть перечислены в пользу отдела суммы долга и пени за просрочку платежа.
Выплата полной суммы долга в момент заключения факторинговой сделки допускается лишь в исключительном случае. При этом комиссионное вознаграждение отделу за совершение факторинговых операций поставщик перечисляет платежным поручением в сроки, обусловленные в факторинговом договоре.
Существует ряд причин,
по которым факторинговому отделу невыгодно
предварительно оплачивать полную стоимость
долговых обязательств. Прежде всего,
возможно возникновение спорных
моментов и ошибок в счетах. Если
поставщик прекращает свою деятельность,
или по какой-либо причине нарушает
условия факторингового договора, факторинговый
отдел не имеет иного страхового
покрытия предварительно оплаченных сумм,
кроме самих платежных
3.2 Схемы факторинга
1) Вариант однофакторинговой операции
Схема 1.
Операционное содержание схемы:
1 – Заключение договора
с покупателем о факторинговом
обслуживании, в том числе выделение
обеспечения (или открытие
2 – Подписание договора
с поставщиком о факторинговом
обслуживании, включая гарантирование
платежа и уступку права
3 – Сообщение покупателю об уступке банку прав на выручку.
4 – Отгрузка товара.
6 – Финансирование поставщика (например до 80% от суммы счета)
8 – Выплата оставшейся суммы (за вычетом комиссии и стоимости финансирования).
2) Вариант двухфакторинговой операции
Схема 2.
Операционное содержание схемы:
1 – Подписание договора о факторинговом обслуживании покупателя (включая обеспечение гарантии).
2 – Подписание соглашения
между факторами о
3 – Подписание договора о факторинговом обслуживании поставщика.
4 – Уступка прав на получение выручки от продаж.
5 – Отгрузка товара.
6 – Финансирование поставщика (до 80% суммы счета) после получения подтверждения приемки товаров покупателем.
Информация о работе Факторинговые операции коммерческого банка