Факторинговые операции коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить факторинговые операции коммерческого банка. На основании цели поставлены следующие задачи:
проанализировать сущность факторинга, его участников, основные виды факторинговых договоров;
изучить порядок проведения факторинговых операций;
охарактеризовать рынок факторинговых операций в Российской Федерации.
Работа включает в себя введение, три главы и заключение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая!.docx

— 67.24 Кб (Скачать документ)

со стороны банка:

–    своевременно оплачивать переуступленные ему долговые требования;

– своевременно информировать  клиента о состоянии расчетв  с плательщиками и/или возможности  появления затруднения с определенными  плательщиками;

со стороны поставщика:

–  предоставлять банку  всю документацию о поставках  товаров (оказании услуг), включая документы, подтверждающие, что клиент принял товары (услуги);

–  своевременно и полно  урегулировать все споры с  покупателями;

– предоставлять банку  о неблагоприятных изменениях, происшедших  с плательщиками, которые могут  изменить степень риска факторинговых  операций банка;

– при необходимости участвовать  вместе с банком в рассмотрении дел  в арбитражном суде.

Рассматривая факторинг  как инструмент снижения рисков неплатежей по договорам купли-продажи между  компаниями, можно выделить следующие  его достоинства:

для продавца:

– при своевременной поставке продукции на условиях рассрочки  платежа на срок 30-90 дней получение  банковской гарантии платежа и зачисление до 80% стоимости отгруженной продукции  на счет продавца не следующий банковский день после получения извещения  от покупателя о приемке товара;

– обеспечение банком получения  продавцом оставшейся части выручки  в течение 2-3 банковских дней после  истечения отсрочки платежа;

– увелечение рынка сбыта  продукции за счет покупателей, не имеющих  достаточных собственных оборотных  средств и платящих после реализации полученных товаров;

для покупателя:

– получение товарного  кредита с оплатой после реализации;

–величина факторинговой  комиссии значительно ниже ставок за банковские кредиты;

– сумма требуемого финансового  обеспечения, как правило, составляет 20-40% от общей стоимости контракта  на закупку товаров (в зависимости  от частоты поставок и периода  отсрочки);

– формы обеспечения факторинговых  обязательств более гибки (могут  включать кроме рублевых депозитов  также различные ценные бумаги, гарантии банков и региональных администраций), что обеспечивает покупателю дополнительный доход.

 

 

 

 

    1. Нормативно-правовое регулирование факториноговых операций

 

Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими проведение факториговых операций в РФ являются, Гражданский  кодекс РФ (ч. I, гл. 43) и Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности».

Статья 825 ГК прямо ограничивает круг лиц, которые по договору факторинга могут выступать в качестве финансовых агентов. «В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида».

По смыслу статей Кодекса, посвященных факторингу, в роли клиентов должны выступать коммерческие организации  либо индивидуальные предприниматели.

Таким образом, субъектный состав договора финансирования под уступку  денежного требования определяет, что  этот вид договора может использоваться исключительно в предпринимательском  обороте.

Согласно ст. 826  ГК, предметом  уступки, под которую предоставляется  финансирование, может быть только денежное требование, т.е. требование о  передаче денег в оплату поставленных товаров, выполненных работ, оказанных  услуг или денежное требование, которое  возникнет в будущем.

Что касается уступки будущего требования, то оно считается перешедшим к финансовому агенту лишь после  возникновения права на получение  с должника конкретных денежных средств, причем без какого-либо дополнительного  оформления (п.2 ст.826 ГК). До наступления  указанного момента клиент остается субъектом соответствующего требования, т.е. стороной по договору. В этой связи  клиент обязан выполнить все лежащие  на нем обязанности, чтобы иметь  возможность потребовать последующего исполнения обязанностей от своего должника.

Указанные выше обстоятельства обуславливают ответственность  клиента перед финансовым агентом  за действительность переданного им денежного требования, если иное не предусмотрено в договоре сторон (п.1 ст.827 ГК).

В силу п.2 ст.827 ГК денежное требование, являющееся предметом уступки, признается действительным, если клиент обладает правом на его передачу и в момент уступки ему не известны обстоятельства, вследствие которых должник вправе его не исполнять.

Так же важно отметить, в  п.1 ст.828 ГК устанавливается, что уступка  денежного требования финансовому  агенту является действительной при  любых обстоятельствах, даже если между  клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении. Между тем, клиент, нарушивший соответствующее  соглашение, может нести ответственность  за нарушение установленного договором  запрета или ограничения на уступку  прав, поскольку тем самым им были нарушены принятые на себя обязательства.

Нужно заметить, что даже если договором конкретные меры ответственности, применяемые к клиенту в описанном  выше случае, не оговорены, должник  независимо от этого факта вправе потребовать возмещения причиненных  ему сменой кредитора убытков. Однако в этом случае ему придется доказать, что вследствие замены кредитора  его право было нарушено, и он был вынужден произвести расходы  для его восстановления и т.п.

Для того, чтобы соответствующая  обязанность должника была исполнена  надлежащим образом, клиент либо финансовый агент должны обеспечить его информацией  о состоявшемся переходе прав кредитора.

П.1 ст.830 ГК устанавливает  необходимость письменного уведомления  должника об уступке денежного требования к нему, в котором указывается  подлежащее исполнению денежное требование и, кроме того, оговаривается финансовый агент, которому должен быть произведен платеж.

 

 

  1. Анализ рынка и поставшиков факторинга в России
    1. Обзор российского рынка факторинга

Факторинг в России развивается  и в общем, и целом процветает. Конечноно, на нем сказался общемировой финансовый кризис и показатели за 2009 г. оказались не столь высоки, как можно было ожидать, но, тем не менее, и мрачные прогнозы специалистов на этот счет не оправдались. Ассоциация факторинговых компаний изучила статистические данные за 2009 г. и, подведя итоги исследования, сообщила, что рынок факторинга в России бурно развивается и неуклонно растет - все большее число предпринимателей вовлекаются во взаимодействие с факторинговыми компаниями.

Если говорить о тенденциях в сфере факторинга в России, можно сказать об ужесточении требований, предъявляемых фактором к своим клиентам, также можно отметить, что в конце 2009 - начале 2010 г. существенно снизились расценки на стоимость предоставляемых банками и факторинговыми компаниями услуг. Если в разгар кризиса они порой достигали 20%, сейчас ставка в среднем составляет 5 - 7%. Многие крупные банки выделяют свои факторинговые управления и подразделения в отдельные дочерние компании, предвидя резкое увеличение объемов работ и прибыли.

Объем рынка факторинга в I полугодии 2011 года составил 347, 5 млрд. рублей. Анализируя оборот российского рынка факторинга во 2-м квартале, можно говорить  о том, что он  вырос на 215% по сравнению с 1-м кварталом текущего года. По сравнению с первым полугодием 2010 года оборот так же удвоился  - объем уступительных факторам денежных требований в первом полугодии 2011 года вырос на 176 млрд. рублей (+102,4%)

Объем выплаченного финансирования за 6 месяцев 2011 г. составил 287 млрд. рублей, что на 118% выше аналогичного показателя в 2010 г. за тот же период. Рост объема финансирования во 2-м квартале 2011 г. составил 44% . Отношение объема финансирования  к объему уступленных требований увеличилось до 82,6%. Рост данного показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (76,6) составил 6 процентных пунктов, что указывает на существенную либерализацию риск-менеджмента  факторов под давлением избыточной ликвидности.

Совокупный факторинговый портфель на 30.06.2011 г. составил 108,9 млрд. рублей, во 2-м квартале он вырос на 17%. Средняя оборачиваемость по портфелю составила 56 дней.

В структуре продуктового ряда российских факторов продолжает доминировать факторинг с правом регресса, однако его доля в обороте  рынка снизилась с 75% по итогам 2010 г. до 69% по итогам 6 месяцев 2011 г. Доля внутреннего  факторинга без регресса выросла  до 24%, что стало следствием использования  безграничного использования лимита только одним крупным клиентом. Объем  международного факторинга не превысил  одного процента от общего оборота, вместе с тем, увеличилось число факторов, предоставляющий данный вид факторинга.

Эти показатели дают возможность с оптимизмом взирать на будущее факторинга в нашей стране. Бизнесу необходим столь простой в использовании и эффективный финансовый инструмент, и он всегда будет находить спрос на рынке. 

 

    1. Поставщики факторинговых услуг в России

 

В литературе выделяют три  типа субъектов факторингового предпринимательства: производители факторинговых продуктов, провайдеры (операторы) услуг на рынке  факторинга, финансовые посредники.

Производителями факторинговых  продуктов являются факторинговые  компании и банки. Они создают  факторинговые продукты самостоятельно или совместно с провайдерами (операторами) услуг на рынке факторинга, которые производят отдельные услуги, входящие в состав факторинговых  продуктов. Кроме того, для производителей факторинговых продуктов факторинг  является основным или одним из основных видов предпринимательской деятельности.

Каждый из провайдеров (операторов) специализируется на определенном виде услуг. К провайдерам (операторам) услуг  на рынке факторинга относятся банки (финансирование), страховые компании (страхование кредитных рисков), коллекторские агентства (возврат  задолженности), факторинговые ассоциации (организация международных факторинговых  сделок), консалтинговые фирмы (юридические  услуги и бухгалтерский учет). Провайдеры (операторы) оказывают содействие производителям факторинговых продуктов в процессе создания и продажи факторинговых  услуг, выполняя также функции финансовых посредников в процессе продажи.

Финансовые посредники непосредственно  не создают факторинговые продукты, а получают прибыль от их продажи  или других видов посредничества. К финансовым посредникам относятся  кредитные и специализированные факторинговые брокеры, агенты, продающие  факторинговые продукты. В качестве агентов могут выступать кредитно-финансовые институты, юридические лица и физические лица.

Существуют следующие  группы поставщиков факторинговых  услуг:

1)  банки;

2)  факторинговые компании, аффелированные с банками;

3)  самостоятельные факторинговые компании.

Можно выделить ряд особенностей, которые могут оказать существенное влияние на конкурентное поведение  субъектов факторингового предпринимательства, в первую очередь факторинговой  компании:

  • объектом факторингового предпринимательства выступает специфический факторинговый продукт;
  • производителями факторингового продукта являются субъекты факторингового предпринимательства;
  • субъекты факторингового предпринимательства должны обладать специальными профессиональными компетенциями в данной сфере.

Анализ особенностей факторингового предпринимательства в российских условиях, степени развития рынка  факторинга в России, уровня конкуренции  на нем позволяет выделить следующие особенности конкурентного поведения субъектов факторингового предпринимательства:

  • Факторинговые продукты одной факторинговой компании конкурируют между собой.
  • Российский рынок факторинга по степени развития представляет собой развивающийся рынок. Основным видом конкуренции является продуктовая: факторы начинают конкурировать между собой, предлагая своим клиентам ограниченный  набор аналогичных факторинговых продуктов. Малейшая дифференциация продукта, например наличие дополнительных параметров услуг или скорость оказания услуг, дает фактору большое конкурентное преимущество.
  • В настоящий момент на российском рынке преобладают ценовые методы конкуренции, однако факторы постепенно все большее внимание уделяют таким составляющим неценовой конкуренции, как дифференциация своих продуктов и стимулирование сбыта.
  • Снижается уровень концентрации участников рынка, происходит движение рынка в сторону большей специализации его участников. Конкурентные действия должны быть направлены на обособление в занимаемом сегменте рынка.

Информация о работе Факторинговые операции коммерческого банка