Факторный анализ затрат предприятия транспортных перевозок ФЛП "Подорож"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание

В экономически развитых западных странах ни один инвестиционный проект не обходится без глубокого экономического анализа. Для этого разработаны целые комплексы оценки эффективности деятельности организации. В эту систему входят различные показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. В результате многочисленных исследований деятельности успешных и убыточных компаний разработаны оптимальные значения ряда коэффициентов, дающих возможность оценить динамику развития организации и перспективы ее роста на будущее.

Работа состоит из  1 файл

Факторный анализ!!!.doc

— 68.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра международной экономики

и менеджмента  ВЭД 

ИНДЗ

по курсу  «Экономический анализ»

на тему: «Факторный анализ затрат мариупольского ФЛП «Подорож»» 
 

Проверила:                                                                                       Выполнила:

Преподаватель кафедры                                                                 Студентка 5 курса

Бондаренко Л. Н.                                                                             Факультета МЭО                                                                        

                                                                                                           Чернявская А.С. 
 
 
 
 
 
 
 

     Харьков, 2012

    Введение

    В настоящее время в условиях рыночной экономики, когда характерна экономическая  нестабильность, когда развитие сменяется  периодом кризисов, от предприятий  требуется повышение экономической  эффективности производства. Проблема повышения эффективности производства занимает в хозяйственной жизни предприятия одно из центральных мест. Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

    В экономически развитых западных странах  ни один инвестиционный проект не обходится  без глубокого экономического анализа. Для этого разработаны целые  комплексы оценки эффективности  деятельности организации. В эту  систему входят различные показатели: коэффициенты финансовой устойчивости, рентабельности, платежеспособности. В результате многочисленных исследований деятельности успешных и убыточных компаний разработаны оптимальные значения ряда коэффициентов, дающих возможность оценить динамику развития организации и перспективы ее роста на будущее.

    Для того чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. анализ должен охватывать все стороны  экономического процесса и всесторонне выявлять причинные зависимости, влияющие на деятельность организации в той или иной степени.

    С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый  объект рассматривается как сложная  изменяемая система, состоящая из ряда факторов внешней и внутренней среды.

 

     1. Общие сведения  о предприятии

    Объектом  исследования данной работы является ФЛП «Подорож» - крупное предприятие по грузоперевозкам. Территориальное положение: г.Мариуполь, Донецкая область. Директор - Скударь Георгий Маркович.

    Данное  предприятие сотрудничает со многими  крупными заводами Донецкой области  и всего восточного региона.

    Предприятие оснащено новыми машинами, которые  обслуживаются с помощью передовых  технологий и достижений отечественной  и зарубежной науки и техники. С каждым днем условия работы автотранспортных предприятий ужесточаются. Это связано как с постоянно увеличивающейся налоговой нагрузкой, так и с ростом конкуренции. Своевременное выявление убыточных направлений, контроль за изменением сумм затрат, рентабельностью грузоперевозок становятся жизненно важными для любой транспортной организации.

    При анализе себестоимости ремонта  выясняют, все ли машины, поступившие  в ремонт, выполнили межремонтную норму наработки. Если та или иная машина поступила преждевременно в ремонт, устанавливают причину (низкое качество предыдущего ремонта, неправильная эксплуатация и др.).

    При оценке выполнения плана анализируют  качество ремонта. Косвенным показателем  качества ремонта является эффективная  работа машин после ремонта и удельные затраты на ремонт и техническое обслуживание. Для установления причин превышения фактических затрат на ремонт по сравнению с плановыми анализируют перерасход, а также основные причины (излишняя изношенность машин вследствие неправильной эксплуатации техники или плохая работа ремонтной мастерской).

    Организационная структура предприятия построена  с учетом товарного принципа. Директор предприятия имеет заместителя по коммерческой работе, по управлению персоналом и заместителя по оказанию услуг.

    В целом организационная структура  достаточно гибкая, постоянно совершенствуется с учетом изменений конъюнктуры  и требований рынка.  

    2. Анализ обслуживания авто на предприятии

    На  ремонт техники затрачиваются большие  средства, которые составляют значительный удельный вес в себестоимости выполненных работ. Поэтому необходимо тщательно проанализировать показатели работы ремонтных мастерских, изыскать резервы снижения затрат на ремонты и техническое обслуживание машин.

    На  предприятии планируются количество ремонтов, затраты на ремонт и другие работы. При анализе работы ремонтных мастерских сравнивают фактические показатели с плановыми, рассчитывают отклонения и намечают меры по улучшению работы мастерской.

    Выполнение  производственного плана проверяют  по натуральным и стоимостным показателям, номенклатуре изделий. В натуральных показателях анализируют план ремонта грузовых и легковых автомобилей. По производству и реставрации запчастей, ремонту оборудования анализ проводят в стоимостных показателях. При анализе производят сравнение ремонтов по плану и фактически выполненных в сопоставимых плановых цепах.

    Основным  показателем, характеризующим ход  ремонта, является готовность машин. Она  характеризуется отношением числа исправных машин и орудий того или иного наименования (вида) к общему числу таких же машин. В процессе ремонта, особенно в не сезон (осенне-зимнее время), периодически проводят анализ готовности машин, сопоставляют фактически выполненный объем с планами, разрабатывают меры, чтобы к весеннему периоду выполнить план ремонта всех машин.

    Для того что бы провести ремонт авто нужно  изучить следующие показатели: 

    Показание спидометра;

    Эффективность работы машин – то есть разница  между фактическим и плановым количеством отработанных дней.;

    Теоретическая норма расходов топлива - то есть разница  между фактическим и плановым количеством израсходования топлива  той или иной марки.

    Для анализа затрат на обслуживания авто используется следующая формула:

З= N*P*R*C

З –  затраты на обслуживание авто

N-количество машин (шт)

P- средний пробег одной машины (км)

R – средний расход бензина на 1 машину (л/км)

С- цена за бензин (грн/л)

    Расчет  влияния этих факторов производится способами цепной подстановки абсолютных и относительных разниц. 
 
 
 

 

Исходные данные

Показатели 2008 2009 Абсорлютное отклонение Темп  роста,%
Основные
1.Затраты  на обслуживание авто 119581132,5 126712607 7131474,45 105,9637121
2.Количество  машин 5 5 0 100
3.Сумма  пробега всех машин 861846 879033 17187 101,9942078
4.Сумма  расхода бензина 92,5 96,1 3,6 103,8918919
Производные
5.Средний  пробег 1 машины 172369,2 175806,6 3437,4 101,9942078
6.Средний  расход на 1 машину 18,5 19,22 0,72 103,8918919
7.Цена 1 л 7,5 7,5 0 100
 

 

    2.1. Метод цепных подстановок.

    Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного из сомножителей на фактическую его величину. Все остальные при этом остаются на неизменном уровне. Степень влияния каждого фактора определяется путем вычитания из последующего значения предыдущего. При этом при первом расчете все показатели имеют плановый уровень, а при последнем - фактический уровень. Данный способ анализа используется в том случае, когда зависимость между факторами имеет строго функциональный характер.

    Методика расчета способом цепной подстановки:

З2008= N2008*P2008*R2008*C2008

З2008= 5*172369,2*18.5*7.5=119581132.5грн/шт

З усл1= N2009*P2008*R2008*C2008

З усл1=5*172369,2*18.5*7.5=119581132.5грн/шт

З усл2= N2009*P2009*R2008*C2008

З усл2=5*175806,6*18.5*7.5=121965828,75грн/шт

З усл3= N2009*P2009*R2009*C2008

З усл3=5*175806,6*19,22*7.5=126712606,95грн/шт

З2009= N2009*P2009*R2009*C2009

З2009=5*175806,6*19,22*7,5=126712606,95грн/шт

ЗN= З усл1- З2008=0грн/шт

ЗР= З усл2- Зусл1=2384696,25грн/шт

ЗR= З усл3- Зусл2=4746778.2грн/шт

ЗС= З 2009- Зусл3=0грн/шт

Изменение З= 0+2384696,25+4746778.2+0=7131474,45 грн/шт 
 

    2.2. Метод разниц показателей.

          Метод разниц показателей является разновидностью метода цепных подстановок. В рамках этого метода рассчитываются разницы между фактическими и базисными частными показателями, разница по каждому показателю умножается на абсолютное значение другого, взаимосвязанного с ним частного показателя.          

    Методика  расчета способом абсолютных разниц:

    ЗN= (N2009 -N2008 )*P2008*R2008*C2008

    ЗN=(5-5)*172369,2*18.5*7.5=0грн/шт

    З P= N2009*( P2009 -P2008 )*R2008*C2008

    З P=5*(175806.6-172369,2)*18.5*7.5=2384696,25грн/шт

    З R= N2009*P2009*(R2009 - R2008)*C2008

    З R=5*175806,6*(19,22-18.5)*7.5=4746778.2грн/шт

    ЗС= N2009*P2009*R2009*(C2009 - C2008)

    З C=5*175806,6*19,22*(7.5-7.5)=0грн/шт

    Изменение З= 0+2384696,25+4746778.2+0=7131474,45 грн/шт 

    2.3.Прием относительных величин

    Данный  прием базируется на исчислении разниц между отдельными частными показателями по процентному отношению фактического значения к плановому. Полученные процентные разницы умножаются на основной исследуемый показатель по плану.

    ЗN=(100-100)* 119581132,5/100=0грн/шт

    ЗР=(101,99-100)* 119581132,5/100=2384696,25грн/шт

    ЗR=(103.89-100)* 119581132,5/100=4746778,2 грн/шт

    ЗС=(103,89-103,89)* 119581132,5/100=0грн/шт

Изменение З= 0+2384696,25+4746778.2+0=7131474,45 грн/шт 
 

    Вывод

    Проведя факторный анализ тремя методами, а именно: методом относительных величин, методом цепных подстановок и с помощью приема разниц показателей, мы определили величину влияния изменения каждого из выше рассмотренных факторов на затраты по обслуживанию авто.

    Результаты  факторного анализа показывают, что план перевыполнен за счет увеличения среднего пробега на машину и за счет расходов на машину. Более полное использование затрат на обслуживание и использование авто на данном предприятии можно рассматривать как возможный резерв увеличения производства продукции. 
 
 
 

Информация о работе Факторный анализ затрат предприятия транспортных перевозок ФЛП "Подорож"