Фаукторинг как интрумент и продукт развития банковкой деятельноти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:22, реферат

Описание

Актуальность темы исследования. Современные экономические отношения требуют от предприятий постоянного движения вперед, поиска инновационных методов производства и управления, новых инструментов финансирования и повышения финансовой устойчивости. Предлагаемые сегодня банковскими учреждениями продукты уже не в полной мере отвечают растущим потребностям и запросам рынка. Необходимы эффективные инструменты, позволяющие одновременно решать целый комплекс задач для предприятий и, в то же время, способные выступить продуктом развития банковской деятельности.

Одним из таких перспективных инструментов, позволяющих коммерческим банкам финансировать предприятия реального сектора и торговые компании, является факторинг. Указанная схема беззалогового финансирования под уступку денежного требования обеспечивает предприятия необходимыми им оборотными средствами, минимизирует кредитные риски и, в значительной степени, способствует поддержанию ликвидности в условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам.

Работа состоит из  1 файл

ФАКТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ И ПРОДУКТ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 570.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, по результатам проведенного исследования можно с уверенностью утверждать, что факторинг это особый финансовый инструмент, имеющий свою экономическую природу и существенные отличия от аналогичных финансовых инструментов, свои преимущества и недостатки, свое место в системе источников заемного финансирования.

     Во  второй главе «Организационно-экономические основы факторинга» исследованы существующие формы организации факторинговой деятельности в России и за рубежом с выявлением их достоинств и недостатков, показаны виды и роль различных факторинговых сообществ в развитии факторинга в России, проведен анализ современного состояния рынка факторинга и потенциальных возможностей факторинга.

     Доказано, что на современном этапе развития существуют две основные укрупненные модели организации факторинга: банк и  специализированная факторинговая компания (рис. 1), выделены их преимущества и недостатки. При этом в России автором выделены три типа организации факторинговой деятельности:

   1) специализированные факторинговые компании;

   2) факторинговый монобанк;

   3) самостоятельные факторинговые подразделения в структуре коммерческого банка.

Рис. 1. Преимущества и недостатки моделей организации факторинговой деятельности 

     При выборе оптимальной формы организации  факторинга необходимо учитывать и предполагаемое позиционирование и сегментирование Фактора на рынке. Как показывает практика, факторинговое обслуживание крупных и средних корпоративных клиентов в настоящее время удобнее проводить в рамках банка, а субъектов малого и среднего бизнеса – в рамках факторинговой компании.

     Развитие  международных факторинговых отношений обусловило консолидацию Факторов разных стран для решения возникающих проблем общими силами, так как самостоятельно обслуживать денежные требования к иностранным дебиторам стало весьма затруднительно. Стали формироваться международные факторинговые объединения, наиболее крупными и известными из которых на сегодняшний день являются International Factors Group (IFG) и Factors Chain International (FCI).

     Процесс осуществления факторинговых операций в России требует совершенствования  для повышения эффективности  его функционирования и соответствия лучшей международной практике. В России необходимо развивать связи «кредитные организации – международные факторинговые объединения». Факторинговая компания не обязательно должна быть членом какой-то группы для обслуживания внешней торговли, она может работать самостоятельно. Но участие в таких объединениях значительно расширяет возможности Фактора по проведению международных факторинговых операций и способствует развитию банковской деятельности.

     Факторинг во всем мире является частью более широкой индустрии коммерческого финансирования. В комплекс коммерческого финансирования помимо факторинга входят такие инструменты как: лизинг, форфейтинг, финансирование под оборудование, товарно-материальные запасы, недвижимость, под уступку будущих денежных требований, финансирование на покупку контрольного пакета акций, финансирование на основе трастовых расписок, финансирование оборота в виде кредита, овердрафта, импортно-экспортное финансирование.

     Разница между банковским и коммерческим финансированием заключается, во-первых, в том, как осуществляется риск-менеджмент. В случае банковского финансирования, риск-менеджеру банка важно оценить финансовое состояние клиента, и, главное, способность заемщика вернуть деньги. Перед тем как предоставить финансирование, банк также оценивает предполагаемый в качестве обеспечения вид залога. Между тем в практике коммерческого финансирования определяется, прежде всего, способность финансовой компании управлять данным активом.

     Отличие коммерческого финансирования от банковского состоит и в отношении к обеспечению. Банк, требуя залог, рассчитывает, прежде всего, на то, что нежелание утратить предмет залога будет мотивировать заемщика платить. Компания же фактически выкупает актив, рассчитывая лишь на собственное умение им управлять. Это позволяет при принятии решений не базироваться на оценке финансовых рисков самого заемщика и, соответственно, предлагать ему более выгодные условия. Если заемщик выполняет свои обязательства перед финансовой компанией, он продолжает свободно пользоваться и распоряжаться активом. Главная цель финансовой компании в данном случае – получить выгоду от эффективного управления активом, будь то проценты по ссуде, обеспеченной данным активом, комиссия за его администрирование по просьбе клиента или доход с его продажи. Самое главное для компании – научиться управлять активом, чтобы при невозврате суметь выгодно его продать.

     Следует отметить, что основным активом, с  которым работают финансовые компании, является дебиторская задолженность, а ключевым направлением является факторинг – индустрия, которая достаточно давно и активно развивается в России. Поэтому, несмотря на развитие, факторинг остается одной из важнейших составляющих финансового рынка. Суть в том, что значительная часть роста рынка начинает обеспечиваться за счет альтернативных продуктов. При этом динамично развивается и сам факторинг, а значит, этот продукт представляет собой не только прошлое и настоящее индустрии коммерческого финансирования, но и в значительной степени определяет ее будущее.

     С учетом вышеприведенного автором диссертации сделан вывод о целесообразности более широкого внедрения инструментов индустрии коммерческого финансирования в банковскую деятельность, что будет способствовать ее активному развитию.

     В третьей главе «Приоритетные направления развития факторинга в банковской деятельности» выявляются проблемы на пути развития факторинга в России и предлагаются варианты их решения, поэтапно разрабатывается модель построения факторинга,  предлагается комплекс организационно-экономических мероприятий по внедрению факторинга в деятельность коммерческого банка и обосновываются направления развития факторинга.

     Факторинговый рынок в нашей стране имеет  огромный потенциал роста, тем не менее, существует ряд проблем, являющихся общими для всего рынка факторинга и выступающих сдерживающими факторами развития факторинга. По результатам изучения современного состояния рынка факторинга в России были выявлены причины, сдерживающие развитие факторинга в нашей стране, основными из них являются:

     1) отсутствие фундаментальной научной литературы, единой методики проведения факторинговых операций и, как следствие, неправильное понимание сущности факторинга. Необходим закон «О факторинге», который дал бы четкое определение понятия, ликвидировал терминологическую путаницу и определил правила, связанные с факторинговой деятельностью.

     2) наличие пробелов и недоработок  в действующем законодательстве. Проблему можно решить, путем  внесения изменений и поправок  к действующему законодательству. В целях определения единых правовых подходов при проведении факторинговых операций нам видится необходимым ратификация Россией «Конвенции УНИДРУА по международным факторным операциям (факторингу)» и Конвенции ООН «Об уступке дебиторской задолженности в международной торговле», внесение комплекса изменений в действующие нормативно-правовые акты, касающиеся факторинга.

     3) отсутствие единых баз данных  для проверки кредитных историй  клиентов и дебиторов и зачастую  несоответствующие действительности  сведения официальной бухгалтерской отчетности российских предприятий. Ситуацию с недостатком информации помогут исправить бюро кредитных историй. Но для использования кредитных историй в целях оценки кредитного риска заемщиков необходима статистика, по крайней мере, за три-четыре года, иначе полученные оценки будут статистически некорректны и недостоверны.

     Считаем, что было бы правильным создать единую для всех участников рынка факторинга платформу, предназначенную для обслуживания факторинговой деятельности всех участников процесса. В результате чего можно было бы решить ряд проблем, в частности: двойное финансирование у разных Факторов; прямая оплата дебиторов поставщикам; подделка отгрузочных документов поставщиками; зачеты, штрафы, бонусы, возвраты со стороны дебиторов; оспаривание задолженности дебиторами.

     4) Дефицит квалифицированных кадров. Решением проблемы может быть проведение семинаров и конференций, разработка образовательных программ и курсов, учебных пособий, создание самими Факторами образовательных центров, сотрудничество с зарубежными вузами.

     5) Недостаточно развито взаимодействие факторинга с другими сопутствующими финансовыми инструментами (страхованием, коллекторством, лизингом и др.). Для решения данной проблемы необходимы исследования и разработки по поиску путей одновременного использования указанных инструментов, выявление преимуществ подобного взаимодействия.

     Несмотря  на то, что факторинг пользуется устойчивым спросом со стороны клиентов и отличается более высокой доходностью по сравнению со стандартными кредитными продуктами коммерческого банка, на практике факторинговые продукты предоставляются ограниченным количеством банков. В первую очередь, это объясняется отсутствием единых методик по организации и проведению факторинговых операций, а, следовательно, сложностью их внедрения и дальнейшего управления. Поэтому нами разработана и обоснована модель построения факторинга, которая включает в себя: стадию формирования, состоящую из восьми этапов (рис. 2) и процесс внедрения в деятельность кредитной организации.

     Так как в российской практике факторинговые компании в настоящее время появляются по большей части как подразделения банков или банковских структур, автором обоснован способ формирования и организации факторинга в коммерческом банке (ввиду недостаточного раскрытия данного аспекта в научной литературе) с выделением организационно-функциональной структуры факторингового подразделения и процессуально-должностной регламентацией процесса проведения факторинговых операций.

     Эффективная организационная структура, налаженные процессы взаимодействия между всеми структурными подразделениями в сочетании с отработанными технологиями проведения факторинговых операций во многом являются залогом успешной деятельности и процветания факторинга.

Рис. 2. Стадия формирования факторинговой деятельности

     Наиболее  эффективная и функциональная, с  точки зрения автора, организационная структура факторингового подразделения в банке представлена на рис. 3.

Рис. 3. Организационно-функциональная структура факторингового подразделения в банке

     Схема является обобщенной и укрупненной, в реальной практике количество элементов  в структуре факторингового подразделения  может быть гораздо больше.

     Для эффективного функционирования подразделения  необходимо организовать четкое разделение и кооперацию труда его сотрудников, определить их функции и обязанности. В диссертации предложено авторское видение процесса осуществления факторинговых операций в виде основных этапов оказания факторинговых услуг и порядка операций факторингового подразделения на каждом этапе (табл. 3).

     Таблица 3

Процесс осуществления факторинговых операций в коммерческом банке 

Этап  процесса Перечень  операций
Обращение клиента в банк  1. Проведение  первичных переговоров с клиентом, разъяснение общих условий факторингового обслуживания, проведение переговоров с первоначальной оценкой бизнеса клиента.
2. Если проект соответствует общим условиям факторингового обслуживания, сотрудник отдела продаж предлагает клиенту представить установленный набор документов, необходимый для принятия решения.
Первоначальное  рассмотрение, сбор и проверка информации 1. Сбор и проверка  документов (информации), необходимых  для проведения комплексного  анализа, включая беседу с руководством  компании, посещение организации.  При необходимости истребование дополнительной информации от клиента.
2. Проверка полученных документов  юридическим подразделением. Составление  письменных заключений по вопросам, относящимся к ведению своего  подразделения.
3. Проверка полученных документов  службой безопасности. Составление письменных заключений по вопросам, относящимся к ведению своего подразделения.
Комплексный анализ, окончательное структурирование сделки 1. Комплексный  анализ Отделом кредитного контроля предоставленных документов с заключениями других подразделений.
2. Составление Заключения на Кредитный  Комитет о целесообразности (нецелесообразности) принятия клиента на факторинговое  обслуживание на основе комплексного  анализа клиента и полученных  заключений обеспечивающих служб.
Санкционирова-ние сделки 1. Представление  вопроса на Кредитном Комитете.
2. Санкционирование сделки в соответствии  с установленным регламентом  Кредитного Комитета.
Подписание  юридических документов и финансирование Клиента 1. Оформление факторингового договора (соглашения) и иных документов.
2. Согласование с юридическим отделом.
3. Формирование досье клиента.
4. Верификация поставок.
5. Перечисление финансирования (создание  резервов) в соответствии с условиями  сделки (осуществление авансовых  платежей).
Текущий мониторинг сделки 1. Контроль за  изменением финансового состояния клиента / дебиторов и надлежащей реализацией сделки. Подготовка клиенту отчетов о состоянии дебиторской задолженности. Бухгалтерский учет поставок, текущая обработка накладных.
2.  Списание комиссий, выделение НДС, подготовка счетов-фактур для клиента.
Закрытие  сделки 1. Контроль за  полным и своевременным погашением  задолженности и комиссий.  В случае непогашения, подготовка информации для проведения работы по взысканию задолженности (в случае необходимости использование права регресса). Подготовка отчета на заседание Кредитного комитета.
Проблемная  сделка 1. Предоставление  вопроса на заседание Кредитного  Комитета по проблемным сделкам  и утверждение плана и методов  взыскания задолженности.
2. Проведение работ по взысканию  задолженности.

Информация о работе Фаукторинг как интрумент и продукт развития банковкой деятельноти